О Валар и Майар, как о них рассказывают Элдар
В самом начале Единый Эру, кто по-эльфийски Илуватар, из мысли своей создал Айнур, а потом началась Великая Песнь — заря Мира, поскольку Илуватар сначала показал Мир Айнур видением в Пустоте. Айнур полюбили его за красоту и совершенство, и понравилась им история Мира, которая открылась им в начале. Илуватар обратил тогда увиденное в Сущее, поместив его посреди Пустоты. В сердце Мира разгорелся Тайный Огонь, и назван Мир был Эа.
До Начала Времён те Айнур, кто пожелал, спустились в Мир, поскольку решили своей силой достичь всего, что показал им Илуватар. Их долгий труд среди Мира, что в целости гораздо больше, чем считают Люди и Эльфы, создал Арда — Королевство Земля. Айнур приняли облик, видимый в Мире, и стали жить там.
О Валар
Самых могущественных Айнур Эльфы называют Валар, Силами Арда, а Люди порой и богами. Повелителей Валар семеро, и также семь Королев. Имена их на наречии Валинора таковы: Манве, Ульмо, Ауле, Ороме, Мандос, Лориен и Тулкас. Королевы: Варда, Яванна, Ньенна, Эсте, Вайре, Вана, Несса. Мелькора к Валар более не причисляют, и имя его не произносят.
В мыслях Илуватара Манве и Мелькор были братьями. Самый сильный из нисшедших в Мир Айнур — Мелькор, но к Манве Илуватар относился с бо́льшим доверием, которое Манве и оправдал, поскольку понимал замысел Илуватара лучше всех. В должное время ему определено было стать Первым из Королей Арда — повелителем страны и всех живущих в ней. Вотчиной его были воздух, облака и ветра Арда по всей их толще от границ Пустоты к тому нежному дуновению, что проносится над травами. Второе его имя — Сулимо, Дыхание Арда. Под его рукой находятся все быстрые и сильные птицы.
Вместе с Манве Варда, Госпожа Звёзд, известная всему миру, каков он есть по-настоящему. Описать её красоту в словах речи Смертных и даже Эльфов не получится, ибо ей сияние дано самим Илуватаром, и всякий свет в её руке. Она пришла на помощь Манве, поскольку ещё до начала Великой Песни Мелькор открыл ей свои думы и ужаснул её тем. Из всех Айнур Мелькор ненавидит сильнее Варду, и боится её более других.
Манве и Варда почти неразлучны. Над Вечными Снегами Валинора построен их дом, на вершине Ойолоссе — высочайшего пика Таникветил — самой большой горы на Земле, какова она была. Если Манве выглядывает из окон, и Варда с ним, он зорок превыше любого и видит весь круг земли сквозь туманы и через Море. Варда с Манве вместе может слышать весь говор Мира даже там, где ткёт Мрак Мелькор в надежде скрыться. Из всех Великих Эльфы почитают более Варду, называя её Эльберет. Из теней Средиземья поют ей Эльфы, когда восходят звёзды, и взывают к ней в минуту беды.
Повелитель Вод Ульмо одинок. Он нигде не селится надолго и может без препятствий войти в любые моря и реки, даже подземные. После Манве он второй в силе, а до поселения в Валиноре был и его ближайшим другом. Позже Ульмо редко видели на советах Валар, только во время принятия самых серьёзных решений. Ульмо может охватить весь Арда в одной мысли. Он не любит выходить на сушу и принимать видимый образ, поскольку тогда повергает в трепет Потомков Эру. Исход Морского Короля невообразимо страшен — поднимается гигантская волна, готовая поглотить сушу, увенчана она необозримым шлемом тёмной пены, от которого в зелёную воду сбегают полосы серебряной брони. Голос Манве пронзителен и громок, но зов Ульмо могуч и глубок, как глубины никем, кроме него, не изведанного Моря.
Ульмо благоволит к Эльфам и Людям даже тогда, когда остальные Валар на них сердиты. Время от времени он невидимо подходит к берегам Средиземья и поднимается в заливы Моря трубить в рога из белого ракушечника, называемые Улумьюри. Услышавший его голос не забудет его потом никогда, и не оставит того жажда выйти в Море и изведать его. Чаще всего Ульмо говорит с живущими в Средиземье через пение текущей воды в родниках, ручьях и водопадах. Эльфы потому говорят, что Ульмо с ними всегда и везде. Он так узнаёт вести всего Арда, которые иначе недоступны были бы даже Манве.
Ауле едва ли слабее Ульмо. Он правит твердью Арда, которую и создал в начале в союзе с Манве и Ульмо. Он по пристрастию кузнец и вообще мастер всех искусств, любит наравне с монументами горных кряжей самые малые изделия умелых рук и изобретательного ума. Он создал самоцветы земных глубин и металлы, морское дно и могучие горы. Лучше других его знают Нольдор.
Мелькор видел, что Ауле похож на него сильнее остальных, и потому завидовал ему сильнее, и разрушал всё им созданное. Их борьба продолжалась очень долго, и Ауле сильно утомился, восстанавливая порядок в разрушаемой Мелькором земле. Оба они старались создавать постоянно свои вещи, никому дотоле не известные и никем ещё не придуманные. И Ауле, и Мелькор всегда рады восхищению других. Ауле остался верен Илуватару и все свои замыслы совершал в его духе, и другим не завидовал, но помогал. А Мелькор растрачивал свою фантазию на зависть и злобу, пока не утратил её совсем, и мог оттоле только подражать другим и уродовать их творения.
Супруга Ауле — Яванна Плодородная — царит над всеми, кто растёт и плодоносит на земле. Она знает, видит и помнит всё их разнообразие от башнеподобных деревьев — гигантов былых лесов до крошечных лишайников на камне. После Варды Яванна вторая среди Королев. В видимом облике она высока и красива в своём зелёном платье. Некоторые видели её и как высокое дерево, коронованное солнечными лучами. С ветвей его стекает на бесплодную землю зелёная роса, обращаясь в травы. Корни её в воде Ульмо, а среди ветвей её Манве говорит голосом ветров. Элдар называют её Кементари — Королевой Земли.
Фёантури — братья — Повелители Ду́хов, известны больше под именами Мандос и Лориен, хотя это лишь названия их стран. Их верные имена Намо и Ирмо.
Намо, старший, живёт в Мандосе, что западнее Валинора, в Залах Мёртвых. Он повелевает душами погибших, помнит всё, что было, и знает всё, что будет, кроме тех неожиданных поворотов, что замыслил и никому не открыл сам Илуватар. Ему ведомы все судьбы, но открывает он их редко и неохотно, и произносит Решения только по особой просьбе Манве. Его пара — Вайре Ткущая, сплетающая все события Времени в ковры, которыми увешаны умножающиеся век от века Залы Мандоса.
Ирмо, младший, владеет видениями и снами и живёт в Валиноре в садах Лориен, самых прекрасных на земле. Ему сопутствует Эсте Исцеляющая, сном и отдыхом врачующая раны и усталость. Она ходит в серой одежде, днём спит на островке среди озера Лореллин. Из источников Ирмо и Эсте все живущие в Валиноре получают отдых, и Валар нередко удаляются в их сады, чтобы уединиться от бед Арда.
Ньенна, сестра Фёантури, сильнее Эсте. Она одинока, потому что печали — вотчина её. Каждая рана Арда оплакана ею. Когда Великая Песнь смешалась с бурей Мелькора, голос Ньенны стал плачем, вплетя грусть в Песнь и судьбу Мира. Но Ньенна плачет не о себе, и потому в её голосе находят жалость, надежду и терпение. Ньенна живёт западнее Запада, почти на краю, и в радостный город Валимар приходит редко. Чаще она входит в залы Мандоса, которые близко от её жилья, и дарует ожидающим там силу, питая печалью мудрость. Окна её дома смотрят не внутрь Мира, но наружу.
В силе и доблести нет равных Тулкасу, называемому также Астальдо, то есть Храбрый. Борода и волосы его золотистые. В Арда Тулкас прибыл последним из Валар, когда уже начались войны с Мелькором. Его главное дело — единоборства и битвы. Никто не может обогнать его, и он не знает усталости, а оружием ему служат необоримые руки. Астальдо не заботится ни о прошлом, ни о будущем, и молчит на совещаниях и в спорах, поскольку его удел — крепкая верная дружба с другими Валар.
Сопутствует Тулкасу Несса, сестра Ороме. Она так же быстронога, как сопровождающие её олени, и может их обгонять, равняясь с ветром. В неувядаемой траве Валинора она танцует на лугах день и ночь.
Ороме могуч. Может быть, в руках его силы меньше, чем у Тулкаса, но в гневе Ороме страшнее. Тулкас посмеивается, хоть в состязании, хоть в битве, и прежде Эльфов всегда приводил в бешенство Мелькора, смеясь ему в лицо. Ороме больше остальных задерживался в Средиземье, последним пришёл в Валинор, и потом не раз ещё возвращался на восток за горы к охоте за злыми и тёмными созданиями, в которой он особенно искусен. Он любит леса и деревья, за что назван Альдароном (а среди Синдар — Тауроном) — Господином Леса. Его белоснежного днём и серебристого под луной коня зовут Нахар, а большой рог Ороме называют Валарома. Звук этого рога подобен молнии, разрывающей ночь, и даже весь полк спутников Ороме не мог заглушить зов своего предводителя, когда в лесах Валинора, выращенных Яванной, они учились преследовать тёмных тварей Мелькора. Супруга Ороме — Вана, младшая сестра Яванны. Там, где она проходит, поют птицы и вырастают цветы, а когда она смотрит на бутоны, цветы раскрываются.
1.
Вот все имена Валар и Валиер, и облик их, как видели в Амане Элдар. Но сколь бы ни был прекрасен и благороден их облик, нельзя забывать, что он лишь тень их внутренней красоты и силы. И сколь угодно много здесь можно говорить о Валар, пусть даже обо всём, что когда-то известно было среди Элдар, но все слова будут слабыми и малыми перед их сущностью, уходящей вглубь Вневременного Прошлого Айнур. Девять их было самых сильных, но один отпал, и осталось Восемь Королей — Аратар, Великих среди Арда: Манве с Вардой, Ульмо, Яванна и Ауле, Мандос, Ньенна, Ороме. Хотя и главенствует над ними Манве, как более всех понявший замысел Эру, восемь равны друг другу в могуществе и превосходят всех других Валар, Майар и остальных, кого посылал в Эа Илуватар.
О Майар
Вместе с Валар в Мир прибыли и другие существа, появившиеся до Истории, такой же сущности, как и Валар, но меньшей силы — Майар, помощники Валар. Эльфам их число неизвестно, а среди Потомков почти неизвестны даже имена в хоть сколь-то примечательном количестве, поскольку в Средиземье и Эльфы, и Люди их едва ли видели.
Насколько известно о Древних Временах, главой Майар Валинора были Ильмаре — наперсница Варды, и Эонве — оруженосец и знаменосец Манве, которого в Арда никто не мог перебороть с оружием в руках. Но больше всего Потомкам известны Оссе и Уинен.
Оссе подчинён Ульмо и управляет морями, омывающими Средиземье. Он не уходит на глубины, а остаётся вблизи берега и на островах, а в бурю поднимается на посланный Манве ветер, и хохот Оссе сливается с грохотом волн. Уинен — его спутница, Госпожа Морей, любящая всех обитателей солёных вод. К ней обращаются моряки, когда Оссе, разгулявшись на просторе, поднимает сильный шторм, и Уинен смиряет его. Нуменориды жили под её покровительством и почитали Уинен наравне с Валар.
Мелькор ненавидел очень сильно никогда не покорное ему Море, и однажды попытался подчинить Оссе себе, посулив ему всю мощь и власть Ульмо. Тогда поднялся такой шторм, что потопли все земли. По просьбе Ауле Уинен сдержала ярость моря и привела Оссе к Ульмо. Оссе был прощён, вернулся к Валар, и оставался верен Ульмо. Большей частью души. Всё же жёсткость и даже жестокость присущи Оссе, и он нередко сам по себе собирает яростные валы без дозволения Ульмо. Поэтому жители побережий и мореплаватели почитают Оссе, но не слишком на него полагаются.
С Ваной и Эсте долго прожила в Лориене Мелиан, следя за садом Ирмо, пока не ушла в Средиземье. Ей постоянно сопутствуют соловьи.
Мудрейший среди Майар — Олорин. Он жил в Лориене, но немало времени проводил и у Ньенны, переняв у неё жалость и терпение.
О Мелиан рассказано в Квента Сильмариллион, но Олорин известен мало. Он любит Эльфов, но бывает среди них незримо или в простом образе, и Эльфам потому неизвестно, откуда они неожиданно получают чудные видения и крупицы Мудрости. В Прошлом Олорин был другом всех Потомков Илуватара, и те, кто слышал его, отбрасывали отчаяние и прогоняли прочь мрачные образы Тьмы.
О Врагах
Последним стоит имя Мелькора — Тот, кто Могуч. Но сам он отказался от этого имени, а Нольдор, которым Мелькор принёс самые тяжкие горести, назвали его Морготом, Тёмным Врагом Мира. Илуватар дал ему огромную силу, наравне с Манве, и вместе с тем Мелькору были доступны понемногу искусства всех Валар, только использовал он их лишь для совершения злых дел, установления жестокой своей тирании над всем Арда, претендуя на главенство на месте Манве и власть над всеми своими братьями.
Благородство его уступило место надменности и презрению ко всем, кроме себя, и он стал духом безжалостного разрушения. Речь он обратил в хитросплетение слов, которые преследовали единственную цель — подчинить другого воле Моргота, и он лгал оттоле, не зная стыда. Он пожелал править Светом, но Свет не может принадлежать одному, и тогда через Всемирный Пожар Мелькор перешёл к Тьме, что ужасает живущих, покрывая Арда и враждебные замыслы Моргота.
Мелькор был столь силён, что в первые века До Начала Истории большая часть Арда была подчинена ему, и он состязался один против Манве и всех других Валар вместе взятых. Один, но не одинокий — Мелькору служили его Майар, которые остались с Морготом и во Тьме. Других Майар он обратил на свою сторону ложью, предательскими подарками и подкупом. Самые ужасные его слуги — Валараукар, потомки безжалостного Огня, называемые в Средиземье Бальрогами, демонами ужаса.
Среди самых страшных слуг его один из особенно сильных и злобных — Саурон (на языке Элдар), или Гортаур Жестокий, один из Майа, приданных некогда Ауле, сохранивший свои знания Земли и кузнечного искусства. Во всех замыслах и деяниях Мелькора Моргота в Арда Саурон принимал участие — и в разрушениях, и в плетении хитрых сетей предательства служил Морготу долго, и вырос почти вровень с хозяином. Позднее Саурон сам по себе возрос в силе, хотя и был только тенью жестокости и призраком силы Моргота, и той же дорогой разрушения снизошёл вслед за хозяином в Ничто.
Закончена Валаквента.