elrond1_2eleven (elrond1_2eleven) wrote,
elrond1_2eleven
elrond1_2eleven

Categories:
  • Mood:

Властелин Колец (Послесловие Г)

Текстами Appendices C and F (and partly E) для Послесловий В, Е (и частью Д) я не располагаю, публикую, что есть.
Ниже красным шрифтом обозначены мои пометки.

Послесловие Г. О Ширском Календаре

Каждый год начинается с субботы и заканчивается пятницей. День Середины Года, а в переходные годы и Черезлайт по дням недели не считают. Канун Дня Середины Года — 1 лайт, следующий за ним — 2 лайт. 1 Святки — в конце года, и 2 Святки в начале следующего. Черезлайт — особый праздничный день, однако, ни на один год Войны Кольца не попавший. Был он в 1420 Ш. С., в год небывалого урожая и чудесного лета. Говорят, такого Черезлайта, как в том году, не праздновали больше никогда.

Календари

Календарь Шира имеет некоторые, в сравнении с нашим, особенности. Несомненно, год тогда был той же самой длины, что и наш[1], хотя с тех прошло уже очень много времени по меркам Людей, но по меркам Земли совсем мало. Хоббитам известно, что во времена бродячей жизни они не делили год на недели, пользовались лунными месяцами, но подсчёт лет, времени и дат вели крайне приблизительно. Поселившись в Эриадоре оседло, хоббиты переняли календарь Дунедайн, то есть, по большому счёту, эльфийский. Но хоббитами были введены и некоторые незначительные отличия. Этот так называемый Ширский Счёт принят и в Бри с одним лишь разногласием по поводу первого года. В Шире первым годом закономерно считали год колонизации этого края.
Как правило, очень трудно обнаружить в письменных источниках такие простые и всем на момент составления их известные вещи, как названия букв, дней недели, месяцев. Но привычка к доскональному изучению собственной генеалогии, подкреплённая после Войны Кольца интересом к древней истории, привела к возникновению в Шире довольно подробных таблиц, соотносящих даты Ширского счёта с другими. Может быть, мною допущено здесь и множество ошибок для более ранних лет, но, по крайней мере, годы 1418 и 1419 Ш. С. расписаны в Алой Книге столь подробно, что в календаре, принятом на тот момент, можно быть уверенным.
В распоряжении Элдар, как справедливо отмечает Сэмвиз, времени было невероятно много, поэтому Квенийский иен, столь часто переводимый как „год“, на самом деле эквивалентен 144 нашим годам, потому что Элдар любят считать числами, кратными шести и двенадцати. Солнечный „день“, называемый ре, Эльфы считают от заката до заката. Иен содержит 52596 дней. Недели Элдар считают скорее по привычке, чем из практической необходимости, называют их энквие, и составляют один энквие шесть дней, а в иен, таким образом, 8766 энквиер, отсчитываемых подряд от 1-го до 8766-го.
В Средиземье Элдар также считали солнечные годы, называемые коранар „солнечный круг“, если хотели подчеркнуть астрономическое его значение, но чаще просто лоа „рост“, ибо Эльфы использовали его для отсчёта природных явлений роста и увядания. Лоа разделён на периоды, которые можно назвать как длинными месяцами, так и короткими сезонами, притом различными в отдельных странах. Хоббитам был известен календарь Имладриса из шести сезонов: тулие, лайре, явие, квелле, риве и койре (по-квенийски), кои можно перевести как весна, лето, осень, время увядания, зима, время пробуждения. На Синдарине то же самое будет звучать как: этуиль, лайр, явас, фирит, рив, эхуир. Время увядания также называли лассе-ланта „листопад“, а на Синдарине нарбелет „угасание солнца“.
Лайре и риве были длиной по 72 дня, а остальные по 54. Лоа начинается с иестаре, особого дня, за которым сразу следует тулие, и заканчивается днём меттаре сразу после койре. Между явие и квелле вставлены три эндери — Серединных Дня. Год, таким образом, состоял из 365 дней, и для точности каждый двенадцатый год эндери дублировали, добавляя, таким образом, три дня.
Как справлялись с остающейся неточностью, непонятно. Если год тогда был с точностью равен нынешнему, иен получается на день длиннее, чем следует. По крайней мере, ошибку видели, что доказывается пометкой в Алой Книге о том, что „По Счёту Ривенделля“ последний лоа каждого третьего иен укорачивали на три дня, отменяя удвоение эндери. Однако же „в наши времена такого не случалось“, как говорит Алая Книга. О судьбе остающейся погрешности ничего не известно.
В Нуменоре календарь был изменён. Прежде всего, разделён на более короткие и равномерные периоды, а начало года перенесено на День Середины Зимы — по обычаю Людей Северо-запада, от которых из глубин Первой Эпохи и происходят Нуменориды. Позднее у них же появилась семидневная неделя, а отсчёт суток стал от рассвета до рассвета.
Эта система в Нуменоре, Арноре и Гондоре называлась Королевским Счётом. Обычный год состоял из 365 дней, и разделён был на двенадцать астар, месяцев, десяти по 30 дней и двух по 31. Долгие астар были расположены до и после Дня Середины Года, то есть близ наших июня и июля. Первый день года назывался иестаре, Серединный (183-й) лоэнде, а последний — меттаре, и ни в один месяц эти дни не включены. Каждый четвёртый год за исключением лет, завершающих века (харание) вместо лоэнде отмечали два эндери.
В Нуменоре отсчёт вели с 1 года Второй Эпохи. Недостаток, вызываемый вычетом одного дня в столетие, поправили к концу первого тысячелетия, оставив Тысячелетний Недостаток в 4 часа 46 минут 40 секунд, и также поступали в 2000 и 3000 годах В. Э. После Падения, произошедшего в 3319 В. Э, Изгнанные усовершенствовали календарь, но их труды свелись на нет началом новой Эпохи (1 Т. Э = 3442 В. Э) Соответственно, длинным годом сделали 4 Т. Э, а не 3 Т. Э = 3444 В. Э, таким образом был вставлен лишний короткий год, и накопился Недостаток в 5 часов 48 минут 46 секунд. Тысячелетние Поправки сделали на 441 год позднее, чем следовало бы, в 1000 Т. Э = 4441 В. Э и 2000 Т. Э = 5441 В. Э, и чтобы сократить как эту ошибку, так и накопленный уже Тысячелетний Недостаток, Мардил Оруженосец ввёл в употребление исправленный календарь с 2060 года, прибавив два дня к 2059 Т. Э = 5500 В. Э, то есть на дате в пять с половиной тысячелетий от начала Королевского Счёта. Недостаток же в 8 часов так и сохранился, и Хадор прибавил один день к 2360-му году, хотя Недостаток и не достиг ещё суток. После того никаких изменений в календарь не вносили, (и в 3000 Т. Э. из-за занятости войной не делали Тысячелетней Поправки). Тем не менее, даже за 660 лет, к концу Третьей Эпохи, Недостаток не достиг ещё суток.
Календарь Мардила, называемый Счётом Правителей, приняли почти все, кто пользовался Вестроном, кроме хоббитов. Согласно ему, год насчитывал 12 месяцев по 30 дней, и по два дня вставлены между третьим и четвёртым месяцами (мартом и апрелем) и девятым и десятым (сентябрём и октябрём). Эти пять внемесячных дней: иестаре, туилере, лоэнде, явиере и меттаре — были праздничными.
Хоббиты же народ консервативный. Они пользовались Королевским Счётом, видоизменив его для собственного удобства. Месяцы содержали по 30 дней, а около Середины Лета между июнем и июлем были вставлены три Лайта, а последний и первый дни года назывались у них Святками. То есть, первое января было не первым, но вторым днём года. Каждый четвёртый год кроме последних лет века[2] считали четвёртый лайт. Лайты и Святки были главными праздничными днями. Лишний лайт прибавляли после Середины Года, так что 184-й день таких лет называли Черезлайтом, и праздник устраивали особенно большой и пышный. Святочные же гулянья захватывали ещё три первых и последних дня года, то есть всего длились шесть дней.
В Шире ввели довольно любопытный обычай, также прижившийся в Бри, который называли Ширской Реформой. Хоббиты сочли некрасивым и неудобным постоянный переход дней недели между датами, так что при Изенгриме Третьем решили выкинуть из недельного счёта и никак не именовать день второго лайта, а также Черезлайт. Таким образом, год всегда начинался первым днём недели, и завершался последним, даты жёстко привязывались ко дням недели, и хоббиты никогда не ставили их в дневниках и письмах[3]. Дома это было удобно, да и в Бри тоже, но если бы хоббиты путешествовали, то не сочли бы этот обычай столь хорошим.
В книге и Хронике я использую современные названия месяцев и дней недели, о коих ни Эльфы, ни Дунедайн, ни Хоббиты и понятия, конечно же, не имели. Переводить с Вестрона я счёл излишним, чтобы не вызывать путаницы. По крайней мере, названия сезонов у нас почти тождественны Ширским. День Середины Года, видимо, очень близок Дню Летнего Солнцестояния, и, таким образом, ширский календарь отстоит от нашего дней на десять, и наш новый год у них уже 9 января.
Вестрон пользуется Квенийскими по происхождению названиями месяцев (как мы используем латинские): Нарвиние, Нениме, Сулиме, Вирессе, Лотессе, Нарие, Кермие, Уриме, Яванние, Нарквелие, Хисиме, Рингаре. Дунедайн пользовались Синдаринскими названиями: Нарвайн, Нинуи, Гвайрон, Гвирит, Лотрон, Норуи, Кервет, Уруи, Иваннет, Нарбелет, Хитуи, Гиритрон.
Но Хоббиты, как в Шире, так и в Бри, отказались от этих наименований, и, вопреки традиции Вестрона, придерживались своих собственных уже довольно древних названий, перенятых, очевидно, от Людей Долины Андуина, поскольку подобные названия употреблялись и в Доле, и в Рохане. Но хоббиты, как правило, позабыли даже те значения названий, что знали, а произношение со временем скорректировали по своему удобству (в частности, повсеместно month заменено было на math). Названия эти приведены в Календаре. (Здесь я привожу просто транслитерированные названия, хотя, конечно, все они имеют значение в английском (и староанглийском, подозреваю) языках). Следует отметить, что Солмат часто и произносили, и писали Сомат, Тримидж писали как Тримич (и в архаизирующей форме Тримилч), а Блотмат произносили как Блодмат и Бломмат. В Бри использовали несколько иных названий, там считали так: Фрери, Солмат, Рэт, Читинг, Тримидж, Лайт, Летние Дни, Мед, Ведмат. Харвестмат (Урожайный), Винтринг, Блутинг и Юльмат (Святочный).
Недельный счёт хоббиты позаимствовали у Дунедайн, переведя названия дней недели, использовавшиеся в Северном Королевстве, которые Люди, в свою очередь, взяли у Элдар. Эльфы дни своей шестидневной недели называли в честь Звёзд, Солнца, Луны, Двух Древ, Небес, и Валар, или Королей, что по-квенийски будет Эленья, Анарья, Исилья, Альдуйя, Менелья, Валанья (или же Тарион). На Синдарине то же самое звучит как Оргилион, Орнор, Оритиль, Оргаладад, Орменель и Орбелайн (или же Родин).
Нуменориды сохранили эти значения с одной поправкой: четвёртый день называли Альдеа (Оргалад) в честь одного Белого Древа Нимлот, росшего на Королевском Дворе. Введя же седьмой день после Небесного, название его великие мореходы посвятили Морю: Эаренья (Орайарон).
Хоббиты придерживались этой традиции, но поскольку эльфийских языков они не знали, значения переводных названий скоро стёрлись из их памяти, а сами слова сократились для удобства. Впервые перевод дней недели на Вестрон был осуществлён, видимо, за два тысячелетия до конца Третьей Эпохи, когда Люди Севера заимствовали их у Дунедайн, и хоббиты переняли именно эти переводные названия, хотя в других вестроноговорящих странах придерживались квенийских.
В Шире сохранилось немного древних манускриптов. В конце Третьей Эпохи наиболее интересным документом был Жёлтый Пергамен, Летопись Такборо[4], первые записи в котором, видимо, сделаны были лет за девятьсот до Фродо. Этот источник был использован при составлении родословных древ и хроник Алой Книги. Самые архаичные формы названий дней недели, согласно этой рукописи: Стеррендей (Звёзд), Саннендей (Солнца), Монендей (Месяца), Тревесдей (Деревьев), Хевенесдей (Небес), Мересдей (Старших), Хайдей (Верховенствующий). Ко времени Войны Кольца говорили (здесь по оригиналу, дабы видно было сходство знающим английский язык) Sterday, Monday, Trewsday, Hevensday (Hensday), Mersday, Highday.
Следует отметить ряд терминов, пригодных для всякого рода общих обозначений времени. Времена года называли обычно: тулие — весна, лайре — лето, явие — осень (или же просто Урожай), риве — зима, и квелле (или же ласселанта) использовали для обозначения конца осени и начала зимы
Элдар уделяли особое внимание времени сумерек, тем большее, чем севернее жили, потому что именно в это время звёзды исчезают и появляются. Эльфы придумали множество названий для этих часов, среди которых наиболее общеупотребительны тиндоме и ундоме, первое для предрассветных часов и второе для вечерних. На Синдарине то же будет уйал — минуйал и адуйал, а в Шире говорили morrowdim и evendim, что отразилось в названии Озера Эвендим — буквального перевода Ненуйал.
Ширский Счёт является основой повествования о Войне Кольца. В Алой Книге все дни, месяцы и даты важных событий приведены по Ширскому Календарю, и особенное значение имеет датировка событий самой Войны на рубеже 3018 и 3019 Т. Э (1418 и 1419 Ш. С. ). Основные особенности таковы: в октябре 30 дней, первое января — второй день года, в феврале 30 дней. Таким образом, 25 марта — день падения Барад-дура — на наш календарь проецируется в 27 число, если принять, что год у нас и в Шире начинается в один день. Следует заметить, что этот день датируется 25-м марта и по Королевскому, и по Правителеву Счёту.
Новый Счёт ввели в обращение с 3019 года, представляет собой он прежний Королевский Счёт, приспособленный к весеннему началу года, подобно лоа Элдар[5].
Новизна его заключается в том, что год начинается 25 марта в знак памяти подвига, совершённого Кольценосцами. Месяцы сохранили прежние названия, во главе года стал Вирессе (апрель), но начинаться они стали на пять дней раньше. В месяцах по 30 дней, в середине между Яванние (сентябрём) и Нарквелие (октябрём) праздновали три эндери (второй назывался Лоэнде). Новые эндери приходились, таким образом, на 23, 24 и 25 сентября старого стиля. В честь Фродо, чей день рождения приходится на 22 сентября старого стиля и 30 Яванние нового, этот день стали праздновать, и в долгие годы удваивали именно этот праздничный день, называемый Кормаре — Кольцевой.
Четвёртая Эпоха начинается с отплытия Хозяина Эльронда в сентябре 3021, но в Королевствах первый год Четвёртой Эпохи отсчитывали с 25 марта 3021 Т. Э (старого стиля).
Так отсчитывали годы Четвёртой Эпохи во всех странах Королевства Элессара, но не в Шире, где не стали ни менять привычный календарь, ни обнулять счёт лет. Первым годом новой Эпохи они признали 1422 Ш. С, начавшийся в свои Святки, а никак не в марте.
Неизвестно, отмечали ли в Шире как-либо 25 марта или 22 сентября. В Западной Четверти, особенно близ Хоббитона, держались традиции устраивать близ 6 апреля при хорошей погоде праздник с танцами на знаменитом Поле. Одни считали, что отмечают день рождения Садовника Сэма, другие вспоминали, что в этот день (в 1420) впервые зацвело Золотое Древо, третьи полагали, что это эльфийский новый год. В Бакленде 2 ноября[6] трубили в рог и устраивали иллюминацию и пир.


[1] 365 дней, 5 часов 48 минут 46 секунд.

[2] В Шире, поскольку Первый год Ширского Счёта пришёлся на 1601 Т. Э, а в Бри, где первым годом был 1300 Т. Э. из длинных исключали первый год столетия.

[3] Если посмотреть на этот календарь внимательно, можно заметить, что при таком условии ни один месяц не начинается пятницей, отчего и родилось присловье „в пятницу первого числа“, означающее либо день вовсе не существующий, либо специально предназначенный для неприятных событий, вроде полётов свиней и появления бродячих деревьев. Полностью поговорка звучит как „В пятницу первого числа летом развезёт дороги“.

[4] В ней записывали даты рождения, свадеб и смертей членов семьи Тук, крупные сделки и примечательные события, произошедшие в Шире.

[5] Точности ради следует заметить, что иестаре Нового Счёта не совпадал с началом года Ривенделльского, кой приходится на 6 апреля.

[6] С тех пор, как в него трубили в первую годовщину, в 3019 году.

Tags: tlotr
Subscribe

  • Текущее - люди странные

    В ФБ вот зашёл разговор, и ответ на процитированные ниже тезисы я хочу вынести сюда на вечное хранение. Классическое воспитание было направлено на…

  • Полы и подытог

    Ремонт, в отличие от серии постов, нельзя закончить, можно только прекратить, и я его прекратил. Поклеил вдоль плинтуса малярный скотч и покрасил…

  • Полы и шкаф

    Дело не в том, что прежний линолеум мне не нравится или его невозможно отмыть от последствий ремонта стен и потолка. Дело в том, что пропитывает…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments