elrond1_2eleven (elrond1_2eleven) wrote,
elrond1_2eleven
elrond1_2eleven

Category:

О литературе вообще и фантастической в частности

Вот раз я достаточно недоспал, чтобы не заниматься бесконечным копанием чужого продукта информационного, а обдумывать свой, попробую и упорядочить результаты этого обдумывания.

Если принять, что основная цель художественной литературы — познание другого в онтологическом смысле этого слова, то наиболее общо литературу можно разделить на реалистическую и фантастическую в несколько ином, нежели привычное, значении этих слов. Другой в литературе реалистической будет другим, но всё-таки человеком, отчего в эту же категорию пойдут басни, часть мифов, и многое-многое другое, в чём дофигищща „фантастического допущения“ вроде существования богов или говорящих животных, но сделано это лишь для того, чтобы антропоморфировать их и оперировать обыкновенными человеческими образами, не желая по какой-то причине воплощать их в человеческие же тела.

Фантастика в таком подходе получит более чёткие очертания, чем в определении с „фантастическим допущением“, потому что хотя бы один из других в ней окажется существом нечеловеческого порядка, совсем другим, скажем так, и как чтение, так и писание фантастики станет упражнением в познании совсем другого. Тут, кстати, лыком в строку станет надоедливое мнение „фантастика — низкий жанр“ или вовсе „не литература“, которое нельзя объяснить неприятием фантастического допущения теми, кто эти мнения высказывают — в других жанрах-то они его вполне принимают и усваивают. В такой концепции разделения фантастического и реалистического объяснить это популярное заблуждение становится легко.

Если же применить этот подход к анализу произведений (кого бы вы подумали) Толкина, да ещё вспомнить, что он занимался созиданием языков, а мир появился по ходу дела как среда для них, то, поскольку созидание языков и есть по сути созидание мышления, а языки эти, хотя и имеют присущие и реальным языкам черты (вроде закономерных фонетических соответствий между Квенья и Синдарином), хотят быть языками совсем другими, постольку и появление фантастических литературных произведений становится не какой-то необъяснимой прихотью, а неизбежным следствием. Такая заданность формы содержанием, кстати, является признаком большого стиля в искусстве и высокого мастерства творца.

Tags: the carpet of mind, Толкин
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments