elrond1_2eleven (elrond1_2eleven) wrote,
elrond1_2eleven
elrond1_2eleven

Category:

Полный курсъ часоваго мастерства Ю. Гене (VIII 209-225)

Думали, 1 января этого поста не будет? Как бы не так!

Альбом чертежей

Темы поста: декоративные покрытия.

ОТДЕЛЪ ВОСЬМОЙ

Золоченiе, серебренiе, никкелированiе и т. п. гальваническимъ и другими способами.

209. Введенiе

Изложенiе означеннаго предмета хотя не составляетъ, такъ сказать, спецiaльной задачи нашей книги, темъ не менее мы даёмъ о нёмъ надлежащiя сведенiя, имея въ виду, что многiе мастера, живя въ небольшихъ городахъ, удалённыхъ отъ центровъ, могутъ быть лишены возможности обращаться къ спецiaлистамъ и, volens-nolens, окажутся въ затруднительномъ положенiи. Нижеследующiя указанiя, надеемся, могутъ принести въ подобныхъ случаяхъ несомненную пользу.

Прежде всего необходимо сказать, что до сего времени ещё ни одинъ изъ способовъ примененiя гальванопластики, для покрытiя одного металла другимъ, не нашёлъ такого быстраго распространенiя какъ никкелированiе, что впрочемъ и неудивительно, если принять во вниманiе ту безусловную пользу, которую приноситъ эта операцiя въ производстве металлическихъ предметовъ. Помимо того, что покрытiе известнаго предмета никкелемъ даётъ ему весьма красивый видъ, оно предохраняетъ легко поддающiйся окисленiю металлъ отъ ржавленiя и даётъ поверхности мягкихъ металловъ более твёрдости. Лица, пожелавшiя серьёзно заняться этимъ деломъ, обязательно открываютъ для себя новый источникъ дохода. Вотъ почему способу никкелированiя и отведено въ настоящемъ разделе первое место.

I. Никкелированiе.

210.

Употребляемые для никкелированiя аппараты весьма просты, они состоятъ изъ сосуда, въ который вливается никкелевый растворъ — «ванны» и несколькихъ гальваническихъ элементовъ. Сосудъ для ваннъ обыкновенно стеклянный, фаянсовый или изъ эмалированнаго железа, хотя для никкелированiя особенно длинныхъ или вообще большихъ предметовъ, можно употреблять ящики или кадушки, сделанные изъ сухого дерева и покрытые съ внутренней стороны лакомъ, состоящимъ изъ равныхъ частей гуттаперчи и канифоли, или‑же просто смолятъ ихъ.

Что относится до гальваническихъ элементовъ, то мы, указывая на всё то, что сказано въ стъ. 190−196 этой книги, можемъ прибавить, что для гальванопластики принято пользоваться элементами Данiеля или Бунзена. Элементъ Данiеля изображёнъ на фиг. 8 таб. XIII и описанъ въ стъ. 193. Элементъ Бунзена (новаго образца) состоитъ изъ угольнаго цилиндра, въ которомъ помещается цинковая пластинка. Заряжается этотъ элементъ серною кислотою, разбавленной водою. въ виду дешевизны матерiaловъ, необходимыхъ для элемента Бунзена, этотъ последнiй нашёлъ себе въ гальванопластике обширное примененiе. Въ то время, когда элементъ не находится въ действiи, цинковую пластинку изъ него следуетъ вынуть, дабы сберечь цинкъ отъ излишней траты.

211. Чистка и протрава (декапировка) предметовъ.

Подлежащiе никкелированiю предметы должны быть металлически чисты, это одно изъ главныхъ условiй, безъ чего хорошее никкелированiе невозможно. Чистка предметовъ производится частью механическимъ способомъ, а частью химическимъ. Механическiй способ состоитъ въ натиранiи предметовъ щётками, сукномъ или замшею, а химическiй — въ вывариванiи ихъ въ щёлокахъ или протраве кислотами. Механическая чистка мелкихъ предметовъ производится жёсткой щёткой съ короткими волосами, посредствомъ которой ихъ натираютъ, употребляя при этомъ мелкiй песокъ, винный камень, пульверизованную пемзу и чистую воду. Для чистки большихъ предметовъ, поверхность которыхъ не полирована или покрыта ржавчиной употребляютъ медный крацбюрстъ, которымъ предметы крацуютъ съ помощью отвара мыльнаго корня въ дождевой воде.

Изъ вышеизложеннаго видно, что предметы, подлежащiе никкелированiю, могутъ быть различнаго рода, но пока, не касаясь вопроса о роде металла или сплава, изъ котораго эти предметы состоятъ, обратимъ вниманiе на то , полированы‑ли они или нетъ. Это очень важно, потому, что чистка полированныхъ предметовъ должна производиться весьма осторожно. Кроме того чистка ихъ осложняется ещё и темъ, что для полировки обыкновенно употребляютъ жирныя вещества. Полированныя вещи вывариваютъ въ щёлокахъ, приготовляемыхъ изъ одной части просто соды и четырёхъ частей воды. Вывариванiе производится въ чугунномъ эмалированномъ сосуде, где ихъ хорошенько кипятятъ, предварительно привязавъ ихъ медной проволокою, посредствомъ которой предметы во время варки полощутъ. После более или менее продолжительной варки предметы вынимаютъ и быстро опускаютъ въ чистую холодную воду, причёмъ наблюдаютъ, пристаёт‑ли вода къ предметамъ везде равномерно, и не образуются ли на нихъ полоски жира. Если результатъ наблюденiй удовлетворителенъ, то предметы оставляютъ въ воде до дальнейшей ихъ обработки. Въ противном‑же случае ихъ продолжаютъ вываривать. Кроме вывариванiя есть ещё способъ, состоящiй въ устраненiи жира посредствомъ бензина. Для очень жирныхъ предметовъ бензинъ употребляютъ передъ вывариванiемъ. Для очистки‑же предметовъ, состоящихъ изъ стали, железа, олова и т. п., на которые щёлоки вредно действуютъ, употребляютъ одинъ только бензинъ. въ виду лёгкости воспламененiя бензина, таковой содержатъ въ железномъ сосуде съ плотно прикрывающейся крышкой. Промываемые въ бензине предметы привязываютъ къ проволокамъ и при частомъ взбалтыванiи оставляютъ въ нёмъ до техъ поръ, пока они совершенно очистятся отъ жира. После вывариванiя или очистки въ бензине предметы промываютъ въ чистой воде, причёмъ воду 2−3 раза меняютъ. Затемъ приступаютъ къ очистке предметовъ венской известью. Эту известь предварительно немного смачиваютъ водою и натираютъ на предметы, сначала щёткою, а потомъ сукномъ или замшею, после чего предметы опять промываютъ въ чистой воде, пока на нихъ не останется ни малейшаго следа извести или какого‑либо другого посторонняго вещества. Подготовленные такимъ способомъ предметы опускаютъ въ находящiйся вблизи никкелевой ванны сосудъ, наполненный чистой дождевой водой, откуда ихъ вскоре вынимаютъ и помещаютъ въ саму ванну.

Означенный способ очистки относится только къ полированнымъ предметамъ, а предметы, у которыхъ поверхность менее обработана, должны подвергаться протраве, но само‑собой разумеется, лишь те изъ нихъ, которымъ протрава не можетъ повредить. Понятно, что ту невозможно дать такiя указанiя, которыя подходили‑бы къ каждому отдельному случаю, а потому обсужденiе этого вопроса нужно предоставить тому, кто эти предметы имеетъ передъ собою. Протрава должна служить исключительно только для того, чтобы предметъ очистить, а не производить на поверхность металла разлагающее действiе, или, въ крайнемъ случае, лишь въ самой незначительной степени. Соответственно этому для каждаго рода металла выбираютъ такую кислоту, въ которой данный металлъ не растворяется.

Въ виду того, что большая часть металловъ, подлежащихъ никкелированiю, состоитъ изъ сплавовъ красной меди, мы здесь и займёмся более подробнымъ разсмотренiемъ способовъ протравы именно этихъ сплавовъ. Означенные протравы имеются трёхъ различныхъ видовъ: предварительныя протравы, глянцевыя протравы и матовыя протравы. Она производится посредствомъ обыкновенной азотной кислоты, въ которую опускаютъ привязанные къ медной проволоке предметы, и полощутъ ихъ въ ней несколько секундъ; затемъ быстро вынимаютъ и опускаютъ въ чистую воду, где хорошенько промываютъ. Следуетъ строго следить, чтобы предметы, опускаемые въ эту протраву, не имели железныхъ частей. Кроме того, при употребленiи вообще протравъ, нужно обращать вниманiе ещё и на то, чтобы жидкость совершенно покрывала предметы, потому что при доступе воздуха кислота ихъ сильно разъедаетъ.

212.

Глянцевая протрава составляется так:

100 частей азотной кислоты 36º B
100 частей серной кислоты 66º B
1 часть поваренной соли

При составленiи этой смеси поступаютъ следующимъ образом: въ стеклянный или фаянсовый сосудъ наливаютъ сперва азотную кислоту, затемъ серную и наконецъ насыпаютъ соль. Давъ смеси остыть, въ неё опускаютъ привязанные къ медной проволоке предметы, которые немедленно‑же получаютъ красивый яркiй цвет36. Некоторые практики къ вышеописанной смеси ещё прибавляютъ немного голландской сажи (приблизительно 1/20). Само‑собой разумеется, что вынутые изъ протравы предметы нужно быстро опустить въ чистую воду и хорошенько промыть.

213.

При гальванопластике вообще, а никкелированiи въ частности, большею частью применяютъ глянцевую протраву. Но иногда требуется, чтобы поверхность какого‑либо предмета была матовая.

Для этого существуетъ следующiй составъ:

100 частей азотной кислоты 36º B
50 частей серной кислоты 66º B
1 часть поваренной соли
2 части цинковаго купороса

Въ этой смеси предметы должны оставаться до техъ поръ, пока не сделаются матовыми.

Необходимо заметить, что если оставить предметы въ глянцевой протраве дольше, чемъ нужно, то они теряютъ яркiй цветъ и принимаютъ грязновато‑матовый. Литые предметы изъ сплавовъ меди можно предварительно прожечь, накаливъ ихъ на угляхъ докрасна, и затемъ положить въ жидкость, состоящую изъ 3 частей серной кислоты и 20 частей воды. въ этой жидкости они должны остаться до техъ поръ, пока не очистятся отъ принятаго ими тёмнаго цвета, и потомъ только протравляются сначала въ предварительной, а потомъ въ глянцевой или матовой протраве. Къ очищеннымъ предметамъ руками дотрагиваться не следуетъ.

Предметы изъ цинка, свинца, олова, стали, железа и т. п. очищаютъ механическимъ способомъ. Серебряные предметы въ накалённомъ состоянiи опускаютъ въ жидкiй растворъ серной кислоты.

Сделавъ означенныя необходимыя указанiя относительно подготовки предметовъ для никкелированiя, приступимъ къ описанiю способа приготовленiя ваннъ.

214.

Одно изъ главныхъ условiй при составленiи никкелевыхъ ваннъ состоитъ въ томъ, чтобы все употребляемые препараты были химически чисты, и потому ихъ следуетъ прiобретать у благонадёжныхъ фирмъ, затемъ нужно весьма аккуратно ихъ отвешивать или отмеривать, а въ общемъ следуетъ буквально придерживаться нижеследующихъ указанiй.

Слишкомъ слабая ванна скоро истощается и работаетъ вообще ненадёжно, слишком‑же насыщенная кристаллизуется, и получается осадокъ никкеля тёмнаго цвета.

Хорошiя ванны приготовляются такимъ образом:

50 грамм сернокислаго никкеля,

50 грамм сернокислаго аммiaка,

1 литръ дистиллированной воды.

варятъ въ эмалированной посуде, и во время варки понемногу прибавляютъ мелкiе кусочки углекислаго аммiaка, пока смесь не окажется совершенно чистой и прозрачной. Затемъ понемногу, а подъ конецъ даже каплями, прибавляютъ концентрированный растворъ лимонной кислоты до техъ поръ, пока красная лакмусовая бумага не перестанетъ окрашиваться въ синiй цветъ, а синяя не приметъ красноватый цветъ. Если по ошибке было влито слишкомъ много лимонной кислоты, нужно опять прибавить углекислаго аммiaка, пока не покажется слабо‑кислая реакцiя. После охлажденiя эта ванна прекрасно работаетъ и остаётся постоянной, но во всякомъ случае необходимо черезъ некоторое время, а при усиленномъ употребленiи ежедневно, испытывать реакцiю ванны лакмусовой бумагой, и смотря по надобности прибавлять или лимонной кислоты или аммiaка.

Другая очень хорошая никкельная ванна составляется из:

500 граммъ хлористаго никкеля,

60 граммъ лимонной кислоты,

10 000 граммъ дистиллированной воды,

нашатырнаго спирта столько, сколько требуется для совершенной очистки смеси, и лимонной кислоты, которую прибавляютъ до техъ поръ, пока лакмусовая бумага не начнётъ принимать красноватый цветъ. Въ остальномъ поступаютъ, какъ сказано выше.

Некоторые практики всполаскиваютъ передъ никкелированiемъ совершенно очищенные и подготовленные предметы, въ растворе 1 доли цiaнистаго калiя въ 6 доляхъ (по весу) дождевой или дистиллированной воды. Цiaнистый кали для этого берётся самый дешёвый. Всполаскиванiемъ въ этомъ растворе уничтожается всякiй признакъ налёта на полированныхъ предметахъ. Предметы, вынутые изъ этого раствора, ещё разъ промываются въ чистой дождевой воде, после чего сейчас‑же опускаются въ никкельную ванну. При опусканiи предметовъ въ никкельную или какую‑либо другую металлическую ванну батарея должна быть замкнута, т. е. анодъ и катодъ (189) должны быть въ действiи. Смотря по температуре ванны осадокъ получается быстрее или медленнее. Если ванна зимою слишкомъ остынетъ, то нужно, хотя часть ея, нагреть въ эмалированномъ сосуде и смешать съ остальнымъ растворомъ, чтобы получилась температура 12−15º по R.

215.

Сосуды, употребляемые для ваннъ, описаны въ стъ. 210. Въ одномъ изъ такихъ сосудовъ делаютъ ванну и вдоль или поперёкъ его перекладываютъ два прута изъ красной меди; одинъ прутъ соединяютъ съ катодомъ батареи, а другой съ анодомъ. Къ пруту, соединённому съ анодомъ, подвешиваютъ, на никкелевой‑же проволоке, пластинку изъ химически чистаго никкеля такъ, чтобы она была совершенно погружена въ ванне37, къ другому пруту, соединённому съ катодомъ, подвешиваютъ, на никкелевых‑же проволокахъ, никкелируемые предметы такъ, чтобы они находились противъ анода и были‑бы также совершенно погружены въ ванну. Какъ раньше сказано, гальваническая цепь, передъ опусканiемъ никкелируемыхъ предметовъ въ ванну, должна быть замкнута, и потому необходимо несколько раньше подвесить къ пруту какой‑либо медный предметъ, соединённый съ катодомъ, отчего и производится замыканiе цепи. Употребляемый анодъ долженъ иметь такую величину, чтобы его площадь была немного больше больше общей площади всехъ находящихся въ ванне никкелируемыхъ предметовъ. При никкелированiи очень длинныхъ предметовъ лучше разместить несколько никкелевыхъ пластинокъ вдоль предмета, а при большихъ круглыхъ предметахъ, вокругъ нихъ. При никкелированiи чашеобразныхъ предметовъ необходимо одну или несколько пластинокъ (смотря по величине предмета) подвесить такъ, чтобы оне находились внутри углубленiя предмета. При никкелированiи рельефныхъ предметовъ съ большой пользой применяютъ, такъ называемый ручной анодъ, связанный съ батареей, который можно рукою водить надъ никкелируемымъ предметомъ. Никкелируемые предметы должны быть размещены въ ванне такъ, чтобы они другъ друга не касались, и чтобы они находились въ разстоянiи 10−15 c/m. отъ анода. Особенно нужно следить, чтобы при опусканiи предметовъ въ ванну, на нихъ не образовались‑бы пузырьки, уничтоженiю которыхъ способствуютъ лёгкiе удары чем‑либо по пруту, къ которому предметы подвешаны. Никкелируемые предметы следуетъ почаще вынимать изъ ванны и менять ихъ положенiе.

Для никкелированiя требуется сравнительно сильный токъ, такъ какъ, чемъ быстрее получится первый осадокъ, темъ лучше выйдетъ никкелировка. съ другой стороны слишкомъ сильный токъ даётъ осадокъ въ виде порошка сераго цвета, и способствуетъ облупливанiю никкеля. Для определенiя силы тока имеется такъ называемый гальванометръ.

Старую никкелировку, равно какъ и неудавшуюся новую, очень трудно снять съ предметовъ, её можно только сошлифовать наждачной бумагой, что сделать на предметахъ, имеющихъ негладкую поверхность, невозможно, и потому остаётся только одно: покрыть эти предметы сперва красной медью и потомъ снова никкелировать.

Некоторые практики при никкелированiи вынимаютъ предметы изъ ванны, всполаскиваютъ ихъ въ чистой воде, протираютъ венской известью, вновь промываютъ и опять опускаютъ въ ванну, а въ заключенiе на несколько секундъ меняютъ полюсы батареи, т. е. анодъ соединяютъ съ катодомъ и наоборотъ.

Весь процессъ никкелированiя требуетъ чрезвычайную чистоту и аккуратность. Лучше, если чистку предметовъ предпринимать въ отдельномъ отъ ваннъ помещенiи, а также и элементы ставятъ где‑либо снаружи помещенiя, темъ более что элементы, особенно старые издаютъ непрiятный и вредный запахъ. Если получается тёмный осадокъ, то значитъ токъ слишкомъ слаб и нужно увеличить число элементовъ, если‑же осадокъ матово‑серый, следовательно токъ слишкомъ сильный и нужно уменьшить число элементовъ. Если осадокъ неодинакового цвета, т. е. пятнистый, следовательно ванна не чиста и её необходимо профильтровать.

Для никкелированiя различныхъ металловъ требуется и токъ различной силы; такъ напримеръ железо требуетъ сильнее токъ, чемъ медь; самый сильный токъ требуется для цинка. Такъ какъ цинкъ, олово, свинецъ, железо и т. п. вообще трудно никкелируются, то предметы, состоящiе изъ этихъ металловъ, лучше предварительно покрыть красной медью.

Въ заключенiе скажемъ ещё несколько словъ об обращенiи съ никкелированными предметами. Смотря по надобности ихъ можно прочнее и слабее никкелировать, а также можно лишь только окрасить въ цветъ никкеля, но изменить ихъ поверхность никкелированiемъ невозможно, т. е. полированные предметы останутся полированными, а матовые матовыми. Предметы, которые желаютъ прочно никкелировать, оставляютъ до техъ поръ въ ванне, пока они не получатъ серовато‑синiй отливъ. Затемъ ихъ опускаютъ въ большой резервуаръ съ чистой водой, где ихъ промываютъ, потомъ кладутъ ихъ въ горячую воду и вынувъ оттуда, просушиваютъ въ хорошихъ сухихъ опилкахъ, затемъ прочищаютъ венской известью.

Изложивъ всё, что относится къ никкелированiю, возможно подробнее, необходимо заметить, что всё сказанное также применимо и при покрытiи предметовъ другими какими‑либо металлами.

II. Покрыванiе красной медью.

216.

Для покрыванiя мелкихъ предметовъ медью пользуются простымъ аппаратомъ, изображённымъ на фиг. 17 таб. XIII, для этого аппарата не требуется гальванической батареи, потому что гальваническiй токъ образуется въ самомъ аппарате. Этотъ аппаратъ состоитъ изъ сосуда A, сделаннаго изъ глазированной глины, въ которомъ помещёнъ пористый глиняный цилиндръ B, наполненный разбавленной серной кислотой.

Въ этомъ цилиндре находится цинковая амальгамированная пластинка a, которая, посредствомъ полоски k изъ красной меди, связана съ обручемъ CC, состоящимъ также изъ красной меди; дiaметръ означеннаго обруча немного меньше, чемъ дiaметръ сосуда A, къ верхнему краю котораго онъ прикреплёнъ. Сосудъ A наполненъ растворомъ меднаго купороса. Къ обручу CC, въ некоторомъ разстоянiи одинъ отъ другого приделаны медные штифты bbb, къ которымъ, посредствомъ изолированныхъ воскомъ медныхъ проволокъ, подвешиваютъ подлежащiе покрыванiю красной медью предметы cc, пока, въ этомъ аппарате, цинкъ будетъ соединёнъ съ меднымъ обручемъ и растворъ меднаго купороса достаточно насыщенъ, получается осадокъ. Необходимо въ растворъ меднаго купороса влить несколько капель серной кислоты.

217.

Большiе предметы покрываются красной медью при помощи гальваническихъ элементовъ. Медная ванна приготовляется следующимъ способом: въ четырёхъ частяхъ горячей воды растворяютъ одну часть меднаго купороса. Давъ этому раствору совершенно остыть, въ него опускаютъ ареометръ Боме, и если таковой покажетъ 18º, то при постоянномъ перемешиванiи понемногу прибавляютъ серную кислоту, пока ареометръ не укажетъ 22º. Если‑же ареометръ при первомъ наблюденiи покажетъ менее 18º, то нужно прибавить меднаго купороса, если‑же более, то прибавить воды до 18º. Растворъ этотъ посредствомъ стеклянной воронки процеживаютъ черезъ пропускную бумагу.

Означенная ванна быстрее работаетъ въ нагретомъ состоянiи. Анодомъ служитъ листъ красной меди, подвешенный на проволокахъ изъ того‑же матерiaла, если красная медь только‑лишь должна служить подкладкою для другого металла, то достаточно покрыть предметы самымъ тонкимъ слоемъ. Если же предметы должны быть нечувствительны къ влiянiю атмосферы (какъ напръ. цинковыя статуи), то слой меди на нихъ долженъ быть значительно толще. Успехъ этой операцiи, какъ и никкелированiя, въ большой зависимости отъ надлежащей силы тока. Вынутые изъ ванны предметы хорошенько крацуютъ крацбюрстой, промываютъ въ чистой воде и обчищаютъ тёплыми опилками, а затемъ просушиваютъ въ горячей печке.

III. Серебренiе гальваническимъ способомъ.

218.

Для серебренiя составляютъ ванну следующимъ образом: 18 граммъ ляписа растворяютъ въ 1 литре дистиллированной воды и прибавляютъ 35 граммъ цiaнистаго кали, предварительно растворённаго въ небольшомъ количестве холодной дистиллированной воды. Растворъ цiaнистаго калiя прибавляютъ до техъ поръ, пока образовавшiйся белый осадокъ не растворится совершенно. После растворенiя означеннаго осадка, весь растворъ фильтруютъ и употребляютъ его сейчас‑же для ваннъ, или‑же сохраняютъ его въ непрозрачной посуде.

Какъ при никкелированiи и покрыванiи красной медью, такъ и при серебренiи анодъ долженъ состоять изъ того‑же металла, которымъ желаютъ предметъ покрыть. Въ данномъ случае пластинка должна быть изъ химически чистаго серебра. Для серебренiя требуется сравнительно слабый гальваническiй токъ. Предметы во время серебренiя нужно несколько разъ вынимать изъ ванны, прочищать виннымъ камнемъ съ водою посредствомъ жёсткой щётки, промывать ихъ затемъ въ чистой воде и опять помещать въ ванну. Во всёмъ остальномъ поступаютъ, какъ при никкелированiи. Стальные, железные и т. п. предметы необходимо передъ серебренiемъ покрыть красной медью.

IV. Золоченiе гальваническимъ способомъ.

219.

Для золоченiя ванна составляется следующимъ способом: 200 граммъ фосфорнокислаго натра растворяютъ въ 1 литре кипятку и затемъ прибавляютъ 30 граммъ двусернистокислаго натра и 15 граммъ цiaнистаго калiя. Потомъ при постоянномъ перемешиванiи прибавляютъ понемногу растворённаго въ дистиллированной воде 10 граммъ хлористаго золота, и после этого ещё немного чистаго цiaнистаго кали, чтобы смесь вышла совершенно безцветною. Затемъ не снимая её съ огня, прибавляютъ ещё столько воды, чтобы въ общемъ вышло 10 литръ. При золоченiи поступаютъ точно так‑же, какъ и при серебренiи, только съ той разницей, что ванна должна быть нагрета (не менее 6º по C).

Анодомъ употребляютъ тонкую пластинку чистаго золота. Цинкъ, свинецъ, олово, железо и т. п. передъ золоченiемъ какъ и передъ серебренiемъ, необходимо покрыть красной медью.

Все прiёмы, изложенные въ отделе о никкелированiи, также применимы и при серебренiи, золоченiи и т. д., и потому мы рекомендуемъ лицамъ, желающимъ заняться означенными производствами, пользоваться указанiями этого отдела. Описанiемъ способа золоченiя мы заканчиваемъ отделъ о гальванопластике.

Серебренiе, золоченiе, оксидированiе и т. д. холоднымъ способомъ.

220.

Холоднымъ серебренiемъ, золоченiемъ и т. д. принято называть способ покрыванiя одного металла другимъ безъ помощи гальваническихъ аппаратовъ.

221. Серебренiе посредствомъ натиранiя.

Для этого составляютъ смесь из:

3 частей хлористаго серебра,

8 частей виннаго камня,

8 частей поваренной соли

и столько воды, чтобы образовалась довольно густая масса, которой посредствомъ жёсткой кисти натираютъ предметы.

222. Три способа серебренiя въ жидкости.

I.

1 часть углекислаго ляписа,

10 частей серноватистонатрiевой соли,

10 частей воды

Въ эту жидкость опускаютъ предметы и палочку цинка, которая должна этихъ предметовъ касаться.

II.

6 частей адскаго камня,

10 частей гипосульфита,

6 частей нашатыря,

10 частей очищеннаго мела въ порошке,

100 частей дистиллированной воды.

При употребленiи поступаютъ какъ выше сказано. Эти жидкости сохраняютъ въ бутылкахъ тёмнаго стекла.

III.

6 частей виннаго камня,

6 частей поваренной соли,

1 часть хлористаго серебра,

10 частей дистиллированной воды.

Въ этой жидкости предметы 15−20 минутъ кипятятъ, после чего они окажутся покрытыми прочнымъ слоемъ серебра, но не имеющимъ блеска; чтобы придать блескъ, предметы сейчас‑же по вынутiи изъ жидкости опускаютъ въ растворъ изъ 3 частей гипосульфита, 45 частей воды и 1 части свинцоваго сахара. Въ этомъ растворе предметы кипятятъ 10 минутъ.

223. Золоченiе посредствомъ натиранiя.

Червонное золото растворяютъ въ царской водке, после чего растворъ разбавляютъ водой и намачиваютъ въ нёмъ обыкновенную вату. Давъ вате высохнуть, сжигаютъ её и остаткомъ натираютъ металлическiе предметы.

224. Золоченiе въ жидкости.

1 части кристаллизованнаго хлористаго золота,

10 частей концентрированной соляной кислоты,

4 части серной кислоты,

2 части борной кислоты,

150 частей дистиллированной воды.

Эту жидкость употребляютъ въ кипящемъ состоянiи. Предметы привязываются къ тоненькой золотой проволоке и опускаются въ жидкость, куда одновременно помещаютъ палочку изъ красной меди, которая должна касаться предметовъ.

225. Золоченiе черезъ огонь.

Предметы, которые желаютъ золотить черезъ огонь, необходимо предварительно покрыть тонкимъ слоемъ чистой ртути, Для этой цели приготовляютъ следующiй раствор: въ фарфоровый сосудъ наливаютъ несколько ртути, которую обливаютъ азотной кислотой въ такомъ количестве, чтобы не вся ртуть растворялась. Затемъ этотъ растворъ слабо нагреваютъ. Выделяя коричневый паръ, ртуть при этомъ совершенно растворяется и при охлажденiи осаждаются жёлтые кристаллы. къ означенному раствору прибавляютъ воды и немного азотной кислоты и нагреваютъ вторично до совершеннаго растворенiя кристалловъ. Затемъ этотъ растворъ наливаютъ въ бутылку, куда предварительно наливаютъ немного ртути, чтобы только покрыть дно бутылки. Этотъ растворъ очень ядовитый и потому въ обращенiи съ нимъ нужно быть очень осторожнымъ.

Совершенно очищенные предметы щипцами вынимаютъ изъ воды и помещаютъ ихъ въ растворъ, или‑же натираютъ ихъ этимъ растворомъ посредствомъ медной крацбюрсты до техъ поръ, пока они не покроются тонкимъ и равномернымъ слоемъ ртути. Затемъ на нихъ наводятъ золотую амальгаму.

Золотая амальгама приготовляется так: червонное золото превращаютъ въ весьма тоненькiй листъ и разрезаютъ на самые мелкiе кусочки; эти кусочки помещаютъ въ тигль, который предварительно съ внутренней стороны хорошенько натираютъ меломъ (чтобы не приставала амальгама), и погружаютъ его въ огонь такъ, чтобы содержащееся въ нёмъ золото сильно накалилось. Одновременно съ этимъ въ какой‑либо железный сосудъ наливаютъ ртуть въ 8 разъ больше (по весу), чемъ золота. Ртуть также сильно нагреваютъ и въ такомъ состоянiи наливаютъ на раскалённое золото, причёмъ стараются можно лучше перемешать. Черезъ несколько минутъ тигль снимаютъ съ огня и содержимое выливаютъ въ холодную воду. Затемъ амальгаму вынимаютъ изъ воды и кладутъ въ замшевый мешочекъ, который сильно прессуютъ, вследствiе чего та часть ртуть, которая не соединилась съ золотомъ, выступаетъ наружу, и въ мешочке остаётся только чистая золотая амальгама. На предметы её натираютъ той‑же крацбюрстой, которой натирали ртутный растворъ. Главная задача состоитъ въ томъ, чтобы весь предметъ покрывался амальгамой равномерно. Амальгамированные предметы промываются въ воде и сушатся въ опилкахъ. Затемъ предметы помещаютъ надъ горячими углями такъ, чтобы они равномерно нагревались, причёмъ ртуть испаряется. Ртутные пары очень ядовиты и вредны и ихъ нужно остерегаться вдыхать. При нагреванiи окажется — был‑ли предметъ равномерно покрытъ амальгамой, и если нетъ, то можно, снявъ его съ огня, исправить ошибку. Если предметы покажутъ светло‑жёлтую окраску, то значитъ ртуть испарилась, и ихъ можно совершенно снять съ огня. Чтобы вызвать на позолоченныхъ предметахъ блескъ, ихъ ещё разъ довольно сильно нагреваютъ и натираютъ отваромъ алтейнаго корня, при помощи чистой крацбюрсты, затемъ промываютъ въ чистой воде и сушатъ въ опилкахъ.

Сталь, железо и т. п. нужно передъ золоченiемъ покрыть красной медью.

Бронзированiе металлическихъ предметовъ.

I. Изъ красной меди.

226.

Предметы изъ красной меди тщательно очищаютъ и кипятятъ въ концентрированномъ растворе хлористокислаго кали, разбавленномъ селитрокислымъ аммонiaкомъ, отчего они принимаютъ прiятный желтовато‑коричневый цветъ, который, если промытые и высушенные предметы нагреть, становится более красноватымъ.

II. Изъ цинка.

227.

Коричневая бронзировка цинковыхъ предметовъ производится такимъ способом: медянку растворяютъ въ нашатырномъ спирте и посредствомъ медной кисточки наводятъ этотъ растворъ на цинковый предметъ. Давъ раствору высохнуть, натираютъ предметъ льнянымъ масломъ.

Бронзированiе металлическихъ предметовъ бронзовымъ порошкомъ.

228.

На металлическiй предметъ наводятъ посредствомъ кисти растворъ парафина въ бензине. Давъ высохнуть, натираютъ его бронзовымъ порошкомъ, который набираютъ на подушечку изъ ваты; затемъ предметъ покрываютъ белымъ спиртовымъ лакомъ.

Оксидированiе серебра.

229.

Серебряные или высеребренные предметы тщательно очищаютъ и кладутъ въ растворъ изъ 4−5 граммовъ серной печени и 1 литра воды; вынувъ изъ этого раствора ихъ хорошенько промываютъ чистой водой. Совершенно ч1рная оксидировка получается, если предметъ передъ опусканiемъ въ растворъ серной печени, опустить въ ртутный растворъ, описанный въ стъ. 225.

Оксидированiе стальныхъ корпусовъ.

230.

Для оксидированiя (черненiя) стали составляютъ такую смесь:

1 лотъ соляной кислоты,

1 лотъ азотной кислоты,

¼ лота стальной тинктуры (Liq. Ferri Sesqui Chlor.),

¼ лота железныхъ опилокъ,

14 лотовъ дистиллированной воды.

Эта смесь въ теченiи 7−8 дней должна отстаиваться въ тёпломъ месте, затемъ её употребляютъ следующимъ образом: корпусъ посредствомъ наждачной бумаги тщательно очищаютъ, затемъ промываютъ въ горячей воде и на несколько секундъ опускаютъ въ слабый растворъ азотной кислоты; далее; промывъ его снова въ чистой воде, намазываю на него посредствомъ маленькой губки вышеописанную смесь, отъ которой онъ покрывается ржавчиной. Оставляютъ его въ такомъ виде 10−12 часовъ, затемъ его хорошенько крацуютъ стальной крацбюрстой и намазываютъ снова. После четвёртаго раза его на несколько минутъ опускаютъ въ кипятокъ, просушиваютъ и снова намазываютъ смесью, и такъ продолжаютъ до 8−10 разъ, и въ конце‑концовъ его ещё разъ опускаютъ въ кипятокъ, просушиваютъ, нагреваютъ и натираютъ вазелиномъ. Лучше, если намазыванiе смесью предпринимать каждое утро и вечеръ. Но главное — передъ каждымъ намазыванiемъ, корпусъ следуетъ хорошенько прокрацевать и не дотрагиваться до него руками.


36Протравленные такимъ способомъ медные или бронзовые предметы, натуральный цветъ которыхъ желаютъ сохранить, покрываютъ простымъ белымъ спиртовымъ лакомъ.

37Пластинку, соединённую съ анодомъ, принято называть просто анодъ, безразлично изъ какого‑бы металла она не состояла% никкельную пластинку называютъ никкельный анодъ, медную — медный анодъ и т. д.

Tags: Курсъ часоваго мастерства
Subscribe

  • Цитировать

    „Толкином было установлено верховенство поэтического характера работы, в отличие от своих чисто языковых элементов[42]. В то время единодушие…

  • (no subject)

    Другой Профессор о других Голлумах: „ если человек еще жив, психическая болезнь никогда не захватывает его мозг, его личность целиком. Даже…

  • Книга лучше (с)

    Я не пересматривал недавно Джексонов LOTR, но напишу, пожалуй, про отношение моё к нему двойственное. (Надо же, между прочим, как перспектива долгих…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments