elrond1_2eleven (elrond1_2eleven) wrote,
elrond1_2eleven
elrond1_2eleven

Categories:

Полный курсъ часоваго мастерства Ю. Гене (IV и V 142-158)

Альбом чертежей

Темы поста: устройство, действие и изготовление хронометрического хода; термокомпенсация хода: ртутный и биметаллический маятники, компенсационный баланс; изготовление спирали.

Хронометрическiй ходъ.

142.

Хронометрическiй ходъ имеется двухъ различныхъ видовъ. Въ одномъ изъ нихъ рычагъ покоя, или такъ называемый баскюль (Baskule) насаженъ на валикъ, вращающiйся на двухъ кончикахъ. Означенный рычагъ, сдвинутый силою баланса въ сторону, приводится обратно упругостью насаженной на него спирали (таб. X фиг. 1). Хронометръ такого устройства называютъ хронометръ баскюль (Chronometre bascule).

Въ хронометрахъ другого типа, рычагъ покоя и двигающая его пружина состоятъ изъ одного куска. Пружина составляетъ лишь только удлиненiе рычага покоя и кончается маленькой ножкой, которой она прикрепляется къ платинке. Сдвинутый въ сторону рычагъ покоя при этомъ устройстве приводится этой пружиной обратно. Такiе хронометры называются «Хронометры съ пружинной задержкой». Такъ какъ къ морскимъ и другимъ, служащимъ научнымъ целямъ, хронометрамъ, применяются исключительно ходы съ пружинной задержкой, то мы займёмся более обстоятельнымъ разсмотренiемъ хода этого устройства Что касается хода хронометра баскюль, то ограничимся однимъ лишь его чертежемъ, считая это достаточнымъ, темъ более что устройство обоихъ ходовъ основано на однихъ и тех‑же началахъ.

143. Названiе частей хода.

Этотъ ходъ состоит:

1) изъ колеса A съ острыми зубцами (тъ. X фъ. 2);

2) изъ пружины задержки C, кончающейся рычагомъ покоя. Эту часть въ общемъ принято называть ходовой пружиной (этого названiя мы въ дальнейшемъ будемъ придерживаться). Въ ходовую пружину вставленъ маленькiй каменный полуцилиндръ B, который настолько выступаетъ изъ ея поверхности, что зубецъ колеса при покое упирается о плоскiй бокъ его. Этотъ полуцилиндръ называют: камень покоя;

3) изъ маленькой пружинки mn, которая по матерiaлу, изъ котораго она сделана, получила названiе золотой пружинки. Эта последняя также привинчена къ ходовой пружинке. Она въ состоянiи покоя прилегаетъ къ штифтику, который у p изъ ходовой пружинки выступаетъ, такъ что она въ сторону отъ p къ n можетъ свободно сгибаться, но отъ n къ p не можетъ этого сделать, не потянувъ за собой всю ходовую пружинку;

4) изъ баланса, на валикъ котораго надета стальная ролька D, въ которой закреплёнъ каменный рычажокъ J. Она называется въ отличiе отъ другой, меньшей: большая ролька. Подъ этой ролькой на томъ же валике насажена другая меньшая E, въ которой также закреплёнъ маленькiй каменный рычажокъ. Эта последняя называется: маленькая ролька.

5) Винтъ f, о головку котораго упирается рычагъ покоя, называется установочнымъ винтомъ.

144. Действiе хода.

Если завести хронометръ въ то время, когда балансъ находится въ покое, то въ ходу не произойдётъ никакого действiя, только лишь зубецъ колеса будетъ нажимать на камень покоя. Но если покачнуть часы, то балансъ придётъ въ колебанiе, и каменный рычажокъ маленькой рольки прислонится къ концу n золотой пружинки, отодвинетъ её и пройдётъ мимо. При обратномъ движенiи баланса, которое производится упругостью спирали, каменный рычажокъ снова нажмётъ на золотую пружинку съ другой стороны. Но такъ какъ маленькiй штифтъ p, находящiйся на конце ходовой пружины, не допускаетъ самостоятельнаго движенiя золотой пружинки въ эту сторону, то она потянетъ ходовую пружину за собой. Вследствiе этого движенiя камень покоя освобождаетъ зубецъ колеса. Въ этотъ моментъ рычажокъ J находится передъ зубцомъ r. Зубецъ спадаетъ на него и ведётъ его черезъ известную дугу подъёма, что прекращается упиранiемъ следующаго зубца о камень покоя B, который благодаря упругости ходовой пружины принялъ своё первоначальное положенiе. Балансъ, получивъ такимъ образомъ толчекъ, сам‑по‑себе окончитъ дальнейшее движенiе въ эту сторону. При обратномъ движенiи баланса рычажокъ опять отодвинетъ золотую пружинку, и пройдя мимо нея, балансъ силою спирали притянется обратно, освободитъ колесо и получитъ отъ него снова толчекъ. Такое‑же действiе будетъ повторяться при всехъ последующихъ колебанiяхъ баланса. Какъ изъ вышеизложеннаго видно — балансъ только при каждомъ второмъ размахе получаетъ толчекъ.

Хронометрическiй ходъ имеетъ тотъ недостатокъ, что разъ балансъ находится въ покое, часы сами не начнутъ ходить, ихъ непременно нужно покачнуть.

145. Пропорцiи и распределенiе частей хода.

Радiусъ большой рольки долженъ быть равенъ разстоянiю между концами двухъ зубцовъ ходового колеса. Дiaметръ маленькой рольки ¼−½ дiaметра большой. Положенiе золотой пружинки должно совпадать съ направленiемъ радiуса маленькой рольки. Камень покоя можетъ быть установленъ чуть ниже касательной ходового колеса. Размеръ ходовой пружины, измеряя отъ того места, где она при действiи изгибается, до передняго конца золотой пружинки долженъ быть въ 2½ раза больше радiуса ходового колеса. Наклонъ зубца ходового колеса долженъ по отношенiю къ радiусу колеса образовать уголъ въ 27º (смъ. таб. X фиг. 2 b).

146. Черченiе хронометрическаго хода.

Точкою a, фиг. 3 таб X, намечается центръ вращенiя ходового колеса, а затемъ проводятъ кругъ, обозначающiй его величину. Если колесо имеетъ 15 зубцовъ, то разстоянiе двухъ зубцовъ должно образовать уголъ въ 24º.

Затемъ намечаютъ линiи aci и ab, которыя образуютъ уголъ въ 24º, потомъ проводится линiя ad, которая съ линiей ab также должна образовать уголъ въ 24º. Наконецъ проводится линiя am, которая последнiй уголъ делитъ пополамъ. На этой линiи долженъ находиться центръ вращенiя баланса. Теперь остаётся только ещё найти разстоянiе центровъ ходового колеса и баланса, для чего поступаютъ следующимъ образом:

У того места, где кругъ, обозначающiй окружность колеса, пересекается линiями d, b, проводятъ линiи zz, которыя должны образовать уголъ отъ 45−50º, и где эти линiи сходятся съ линiей am, долженъ быть центръ вращенiя баланса. Исходя изъ этого центра, намечаютъ кругъ, обозначающiй величину большой рольки; онъ долженъ пересекать линiи ad и ab въ техъ местахъ, где оне пересекаютъ кругъ, обозначающiй окружность колеса20. Величина маленькой рольки также намечается кругомъ, дiaметръ котораго долженъ составлять отъ ¼ до ½ дiaметра большой рольки. После этого определяется ещё только место для камня покоя. Для этого по направленiю линiи aci проводится линiя as, которая съ первой составляетъ уголъ 3º. Потомъ отъ точки пересеченiя круга линiей aci намечаютъ линiю l, которая съ линiей as должна образовать уголъ въ 15º. Эта линiя указываетъ место и определяетъ наклонъ камня покоя. Линiя cr, образуя съ линiей aci прямой уголъ, указываетъ направленiе ходовой пружины. При изготовленiи хода предварительно изготовляютъ калиберъ, т. е. хорошо отшлифованную медную пластинку, на которой производятъ рисунокъ острымъ шпицомъ кернера, а точки вращенiя ходовыхъ частей просверливаютъ.

147. Изготовленiе частей хода.

Колесо делается изъ хорошо кованной меди или изъ лигатуры золота съ красной медью. Колесо нарезаютъ преимущественно двумя штихелями, причёмъ однимъ штихелемъ, въ два прiёма, прорезаютъ промежутокъ и образуютъ переднюю действующую площадку зубца, а другимъ штихелемъ нарезается выемка у спинки зубца (таб. X фиг. 4).

Конецъ зубца не долженъ быть совершенно острымъ, его следуетъ немного закруглять. Для уменьшенiя веса колеса, таковое внутри вытачиваютъ и только самые зубцы оставляютъ шире.

148. Изготовленiе ходовой пружины.

Самая трудная задача при изготовленiи хронометрическаго хода состоитъ въ изготовленiи ходовой пружины. Если таковую приходится делать въ заменъ оказавшейся негодной или сломанной, то поступаютъ так: на медной гладко шлифованной пластинке намечаютъ центры вращенiя ходового колеса и баланса, а также отверстiя для штельштифтовъ и винта ходовой пружины. Затемъ намечаютъ все линiи и определяютъ ея направленiе. Намеченные центры вращенiя просверливаютъ. Отверстiе центра вращенiя ходоваго колеса расширяютъ настолько, чтобы его трибка свободно проходила. После этого пластинка закрепляется на универсале, причёмъ центрируютъ по означенному отверстiю и вытачиваютъ углубленiе, въ которое колесо плотно должно входить. Если вставить колесо въ означенное углубленiе и дрештифтъ съ надетой на него большой ролькой въ отверстiе центра вращенiя баланса, то приставляя изготавливаемую ходовую пружинку, нетрудно будетъ определить, имеет‑ли камень покоя правильное положенiе, и, въ случае надобности, таковое исправить. (таб. X фиг. 2 линiя z).

Сталь для изготовленiя пружины следуетъ выбирать съ большой предусмотрительностью. Предпочтенiе отдаётся англiйской квадратной стали, которую приготовляютъ, какъ раньше сказано (5). Приготовивъ кусокъ стали, его аккуратно запиливаютъ плоско, намечаютъ отверстiе для камня покоя и сейчас‑же просверливаютъ таковое на машине прямого сверленiя. Затемъ приступаютъ къ напиливанiю пружинки и придаютъ самому рычагу надлежащую форму. Напиливанiе пружинки требуетъ напряжённаго вниманiя, чтобы не погнуть её при этомъ. При напиливанiи следуетъ постоянно менять положенiе пружинки. Только при этомъ условiи она можетъ выйти съ обеихъ сторонъ плоской. Пружина должна быть прямою и надлежащей толщины; толщина ея, исходя отъ ножки къ переднему концу, должна постепенно, но очень незначительно прибавляться. Теперь только ещё осталось просверлить отверстiе для закрепленiя золотой пружинки, сделать въ нёмъ нарезку для винта, и весь кусокъ закалить. Для закаливанiя употребляютъ маленькiй металлическiй цилиндръ 6−7 m./m. въ дiaметре и немного длиннее самой пружинки. Одинъ конецъ этого цилиндра закрытъ. Вложивъ пружинку, закрепляютъ цилиндръ на соответствующей величины уголь такъ, чтобы открытый конецъ пришёлся вперёдъ. На этомъ угле должна быть сделана выемка, чтобы средина положеннаго на него цилиндра была свободна и только концы его упирались‑бы въ уголь. Нагревъ цилиндръ до‑красна, содержащуюся въ нёмъ пружину выбрасываютъ въ вертикальномъ положенiи въ масло. Закаливъ пружину, отпускаютъ её въ синiй цветъ. Затемъ берутъ кусочекъ круглой стали, придаютъ ему форму камня покоя и вставляютъ въ назначенное для последняго отверстiе. Сделавъ это, привинчиваютъ пружину къ вышеописанной медной пластинке и, придавъ ей соответствующее положенiе, сверлятъ отверстiе для штельштифтовъ. Теперь пружинка настолько готова, что только остаётся шлифовать и полировать её. Шлифовка и полировка производятся обыкновеннымъ способомъ.

Золотая пружинка делается изъ крепко вальцованнаго золота. Придавъ ей надлежащую форму, её густымъ растворомъ шеллака въ спирту наклеиваютъ на плоскую медную пластинку, на которой шлифуютъ и полируютъ сначала съ одной стороны, а затемъ, повернувъ её, и съ другой. Конечно пружинка при этомъ должна плотно прилегать къ пластинке. Конецъ, на который действуетъ каменный рычажокъ малой рольки, долженъ остаться немного толще, чемъ остальная часть пружинки.

150. Некоторыя указанiя относительно хронометрическаго хода.

Волосокъ долженъ быть надетъ на балансъ такъ, чтобы известная точка окружности последняго, проходила‑бы такой‑же уголъ до спаденiя ходовой пружинки, какъ и въ другую сторону до спаденiя золотой.

Въ морскихъ хронометрахъ балансъ обыкновенно делаетъ 14400 колебанiй въ часъ. Въ карманныхъ хронометрахъ 18000 или 21600. Уголъ подъёма баланса долженъ простираться отъ 45−50º. При изготовленiи хронометрическаго хода не допускается ни малейшаго отступленiя отъ правилъ, а также и посредственности въ его выполненiи. Для этого хода безусловно требуется компенсацiонный балансъ и изохроническая спираль21. Хронометръ требуетъ чрезвычайно аккуратнаго обращенiя со стороны своего владельца и поэтому только теми хронометрами достигаются чрезвычайно благопрiятные результаты, которые, будучи предназначены для научныхъ целей, находятся въ рукахъ вполне сведущихъ лицъ. Для обыкновеннаго же употребленiя хронометръ негоденъ и хорошимъ анкернымъ часамъ въ этомъ случае всегда можно дать предпочтенiе. Описанiемъ хронометрическаго хода заканчиваемъ описанiе ходовъ. Прочитавшiй со вниманiемъ всё изложенное, можетъ себе составить ясное понятiе о действiи этихъ ходовъ, и на чёмъ эти действiя основаны. Если при описанiи одного хода некоторыя детали не такъ подробно описаны, какъ при другомъ, то это делалось въ виду того, чтобы не повторять одного и того‑же, такъ какъ достаточно понятно, что сказанное относится ко всемъ ходамъ вообще.

ОТДЕЛЪ ПЯТЫЙ.

Различныя объясненiя и указанiя.

151. Уравненiе действiя температуры на ходъ часовъ.

Тела при повышенiи температуры расширяются, и, наоборотъ, при пониженiи съуживаются. Маятникъ или балансъ въ часахъ вследствiе измененiя температуры, также изменяются въ своей величине, какъ и все другiя части, въ общемъ составляющiе механизмъ часовъ.

Расширенiе тела по одному продольному направленiю называютъ линейнымъ расширенiемъ. Расширенiе объёма тела по всемъ трёмъ направленiямъ называютъ кубическимъ расширенiемъ.

Опытъ показалъ, что расширенiе металловъ отъ 0º−100º равномерное, т. е. возрастаетъ пропорцiонально повышенiю температуры. За этой границей расширенiе колеблется, и въ общемъ возрастаетъ сравнительно быстрее, чемъ повышенiе температуры.

Въ металлическихъ телахъ круглой формы расширенiе, исходя отъ его центра, распределяется прямолинейно ко всемъ частямъ его. Дискъ изъ литой стали, напримеръ, при повышенiи температуры будетъ равномерно расширяться, его объёмъ увеличится, но онъ при этомъ останется совершенно круглымъ. Деревянный‑же дискъ при повышенiи температуры приметъ овальную форму, потому что частицы дерева вдоль больше расширяются, чемъ въ ширину. Изъ вышеизложеннаго явствуетъ, что какъ маятникъ, такъ и балансъ подвержены безпрестанному измененiю въ ихъ размерахъ, и такъ какъ они суть регулирующая части хода часовъ, то и последнiй не можетъ быть одинаковымъ, т. е. то ускоряется, то замедляется. Для устраненiя этого недостатка, въ часахъ, отъ которыхъ требуется чрезвычайная точность, применяютъ такъ называемый компенсацiонный (уравнительный) маятникъ или балансъ. Въ простыхъ часахъ, предназначенныхъ для обыкновеннаго употребленiя, компенсацiя не можетъ иметь значенiя. Если такiе часы въ остальномъ правильно устроены, то ими достигаются совершенно удовлетворительные результаты при обыкновенномъ маятнике или балансе. Совершенно иное конечно съ часами, отъ которыхъ требуется точность, выражающаяся въ сотыхъ доляхъ секундъ. При изготовленiи компенсацiоннаго баланса. нельзя ограничиваться однимъ только соображенiемъ, насколько онъ самъ расширяется при известномъ повышенiи температуры, но надо также принять въ разчётъ, насколько спираль теряетъ въ упругости при этомъ повышенiи. Исчислено, что 11/12 частей опаздыванiя часовъ при повышенiи температуры следуетъ приписать уменьшенiю упругости спирали.

152. Ртутный маятникъ.

Компенсацiонные маятники имеются двухъ типовъ: ртутные и составленные изъ разныхъ металловъ. фиг. 1 таб. XI представляетъ изъ себя рисунокъ ртутнаго маятника Визiера. Нижняя часть его представлена въ половину натуральной величины. На фиг. 2, 3, 4 и 5 изображены части этого маятника. фиг. 2 изображаетъ стержень маятника; фиг3 — часть нижней поддержки b a a (видъ сверху); фиг. 4 — поддержка, придерживающая стеклянные цилиндры e e съ верхняго конца; фиг. 5 — внутреннее устройство гайки. Употребляемая для ртутныхъ маятниковъ ртуть должна быть хорошо очищена и не содержать воздуха.

Размеры всехъ частей маятника на рисунке обозначены въ сантиметрахъ, и потому особеннаго описанiя не требуется. Темъ более, что конструкцiя его весьма несложная, и рисунокъ сам‑по‑себе даётъ достаточное объясненiе.

153. Изготовленiе компенсацiоннаго маятника, составленнаго изъ разныхъ металловъ.

Одно изъ главныхъ затрудненiй при изготовленiи компенсацiоннаго маятника состоитъ въ выборе доброкачественнаго матерiaла. Последнiй редко встречается такого свойства, какого онъ требуется для этой цели, при томъ можетъ случиться, что матерiaлъ совершенно подходящаго свойства теряетъ это свойство вследствiе неумелой обработки. Употребляемый металлъ долженъ быть чистъ, т. е. безъ постороннихъ примесей. Онъ долженъ быть совершенно одинаковый въ общемъ составе его частицъ и долженъ возможно меньше подлежать кристализацiи.

Ковка или вытягиванiе прутьевъ для компенсацiоннаго маятника должны производиться возможно равномернее. Если таковое неравномерно, то и расширенiе не будетъ равномернымъ. Употребляемые прутья не должны иметь продольныхъ или поперечныхъ трещинъ. Фиг. 6 таб. XI показываетъ рисунокъ компенсацiоннаго маятника системы Кессельсъ.

Стальной стержень a, на которомъ маятникъ подвешивается, проходитъ сквозь поперечникъ b, какъ и черезъ всю длину цинковой трубки g и закреплёнъ въ поперечнике c. Отверстiе въ цинковой трубке немного шире, чемъ толщина стального стержня, въ концы ея вставляются футера, въ отверстiя которыхъ стержень a аккуратно входитъ.

Находящiеся по обеимъ сторонамъ цинковой трубки четыре прута также сделаны изъ стали, одинъ конецъ ихъ штифтами закреплёнъ въ поперечнике b, другой съ лёгкимъ тренiемъ проходитъ черезъ отверстiя поперечника c и закреплёнъ въ поперечнике a, свободные ихъ концы затемъ входятъ въ отверстiя въ чечевице. Короткiй стальной стержень b также плотно входитъ въ сделанное для него въ чечевице отверстiе. Въ центре чечевицы съ задней стороны ввинченъ винтъ, которымъ стержень къ ней прикрепляется. На верхнемъ конце этого стержня, проходящемъ черезъ поперечникъ d, сделана нарезка, и навинчивается гайка, покоящаяся на поперечнике d. Посредствомъ этой гайки чечевицу можно опускать или поднимать. Компенсирующее действiе этого маятника главнымъ образомъ производится цинковой трубкой, которая при повышенiи температуры гораздо больше удлиняется, чемъ проходящiй черезъ неё стальной стержень и вследствiе этого двигаетъ поперечникъ b вверхъ, поднимая вместе съ темъ и чечевицу, чемъ уравновешивается расширенiе боковыхъ стальныхъ прутьевъ. Для урегулированiя компенсацiи, въ нижнiй конецъ цинковой трубки и находящiйся въ ней стальной стержень, въ разстоянiи 8 m/m. одно отъ другого просверлено 7 отверстiй. въ одно изъ нихъ вставляется штифтъ k. Понятно, что чемъ выше поставить штифтъ, темъ меньше будетъ компенсирующее действiе цинковой трубки, потому что она можетъ только действовать вверхъ отъ отъ той точки, где вставленъ штифтъ. Въ остальной части ея действуетъ лишь только расширенiе стального стержня, находящагося въ ней, и которое, какъ известно, гораздо меньше, чемъ расширенiе цинка22.

Расширенiе короткаго стержня b при устройства компенсацiи конечно также нужно принять въ разсчётъ. Расширенiе же чечевицы не можетъ иметь никакого влiянiя, потому что упомянутый стержень, какъ выше сказано, закреплёнъ въ центре чечевицы, и таковая, представляя изъ себя дискъ, расширяется во все стороны равномерно.

154. Размеры частей компенсацiоннаго маятника23.

Длина цинковой трубки 63 c./m.
Действующая длина цинковой трубки, т. е. до штифта 60 c./m.
Длина стального стержня a отъ изгиба крючка до половины поперечника b 23 c./m.
Отъ средины поперечника c до средины поперечника d 3 c./m.
До верхняго края чечевицы 2 c./m.
Дiaметръ чечевицы 21 c./m.
Объёмъ цинковой трубки 12,5 c./m.
Объёмъ стальныхъ прутьев 5,3 c./m.
Весъ чечевицы 17 фунтовъ.

155. Изготовленiе компенсацiоннаго баланса.

Берутъ кусокъ хорошей плоской стали и выпиливаютъ изъ него кружокъ, дiaметръ котораго долженъ быть на ⅛ больше, чемъ предполагаемый дiaметръ готоваго баланса и также на ⅖ толще. Этотъ кусокъ тщательно отвариваютъ и предаютъ медленному остыванiю. Затемъ его опиливаютъ съ обеихъ сторонъ плоско и, просверливъ на машине прямаго сверленiя въ центре куска соответствующей величины отверстiе, наклеиваютъ его шеллакомъ на медный патронъ. Зажавъ патронъ въ универсаль, окружность стального кружка обтачиваютъ настолько, чтобы онъ получилъ дiaметръ, который желаютъ придать стальному обручу готоваго баланса, но съ нижней стороны, въ толщину листа бумаги, оставляютъ кантъ. Этотъ кантъ, ширина котораго составляетъ приблизительно ⅒ дiaметра всего баланса, предназначенъ для удержанiя меди, при изготовленiи меднаго обруча баланса. Нужно остерегаться притрагиванiя руками до техъ местъ, къ которымъ медь при плавке должна пристать. Затемъ изъ куска самой тонкой жести вырезаютъ узкую полосу и обхватываютъ ею окружность приготовленнаго куска такъ, чтобы пространство въ ширину приточеннаго анзатца осталось свободнымъ, а чтобы полоса держалась, обвязываютъ её бинддратомъ (перевязочной проволокой). Означенная полоса съ нижней стороны стального кружка также должна немного выступать; полученное такимъ образомъ углубленiе наполняютъ жидкой глиной, вследствiе чего получается плотное дно. Это необходимо потому, что медь при плавке легко могла‑бы протекать. Приготовленный такимъ способомъ кусокъ нагреваютъ и те места, къ которымъ должна пристать медь, смазываютъ растворённой бурой (1 доля буры на 4 доли горячей воды) такъ, чтобы эти места сплошь были покрыты этимъ растворомъ. При употребленiи растворъ долженъ быть нагретъ. По смазке нагретаго куска, вода скоро испарится, оставляя тонкiй слой буры. Вторичнымъ нагреванiемъ достигается такъ называемое шипенiе буры, после чего кусокъ совершенно готовъ для приплавки меди. Главное затрудненiе состоитъ въ выборе меди. Нужно выбирать такую, которая легче плавится, чтобы при плавке не портилась сталь чрезмернымъ нагреванiемъ. Выбранную медь посредствомъ напиливанiя крупнымъ напильникомъ превращаютъ въ опилки, которыми наполняютъ предназначенное для обруча пространство куска, причёмъ нужно быть очень осторожнымъ, чтобы въ опилки не попали постороннiе вещества. Для того, чтобы во время плавки медь не могла залить отверстiе въ центре куска, въ таковое вставляется кусочекъ липоваго дерева, который при накаливанiи превратится въ уголь и не пропуститъ меди. После этого кусокъ помещаютъ на большомъ угле, прикрываютъ его другимъ углёмъ и, вдувая февкою пламя спиртовой лампы, нагреваютъ его до расплавленiя меди. Большiе балансы очень трудно нагревать такимъ способомъ, это гораздо удобнее делать на горне кузницы. После плавки меди кусокъ снимаютъ съ угля и освобождаютъ его отъ бинддрата. Затемъ кладутъ его на амбосъ и, слегка ударяя молоткомъ по ребру, отчищаютъ его отъ присохшей глины и буры. Полосу жести придётся спилить напильникомъ, потому что она окажется припаянной медью. Затемъ ту сторону, которая при плавке была сверху, опиливаютъ ровно и гладко. Этой‑же стороной кусокъ наклеивается шеллакомъ на медный патронъ и съ другой стороны обтачивается на универсале, чемъ уничтожаютъ ту часть, которая при плавке служила донышкомъ. При этомъ одновременно обтачиваютъ и окружность баланса. После приплавленiя медь конечно будетъ совершенно мягкая, такъ что нужно ей соответственнымъ обрабатыванiемъ придать нужную для стойкости баланса упругость. Это достигается аккуратной ковкой меднаго обруча. Балансъ кладутъ ребромъ на гладкiй амбосъ и куютъ, производя по его окружности частые, но лёгкiе, удары маленькимъ молоткомъ. При этомъ балансъ медленно и равномерно поворачиваютъ. После ковки балансъ нагреваютъ до той степени, при какой стали принимаетъ синiй цветъ, вследствiе чего будетъ видно, плотно‑ли къ ней кругомъ прилегаетъ медный обруч, а если въ этомъ отношенiи окажется малейшая погрешность, то балансъ негоденъ. Если‑же медь кругомъ одинаково плотно прилегаетъ, то кусокъ опять зажимаютъ въ универсаль и вытачиваютъ на нёмъ внутреннее углубленiе, причёмъ оставляютъ соответствующей толщины стальной обручъ баланса и дно такой толщины, какое требуется для шенкелей. Вытачиванiе этого углубленiя должно производиться очень острымъ штихелемъ. После точенiя означенное углубленiе шлифуютъ свободно входящимъ въ него железнымъ кружкомъ и разведённымъ эльштайномъ. Покончивъ шлифованiе, немного стачиваютъ острый внутреннiй кантъ стального обруча и также шлифуютъ, а потомъ полируютъ его. После этого обтачивается наружный объёмъ баланса настолько, чтобы медный обручъ получилъ надлежащую толщину. Сталь должна составлять ⅓, а медь ⅔ толщины всего обруча баланса. Затемъ балансъ снимаютъ съ патрона и очищаютъ отъ шеллака. Если балансъ долженъ нагружаться винтами, то на его окружности намечаютъ места для отверстiй, числомъ отъ 20−30, которыя затемъ просверливаютъ и снабжаютъ нарезкою для винтовъ. Отверстiя намечаютъ или маленькимъ делительнымъ инструментомъ, или‑же на нарезательной машине. Винты, нагружающiе балансъ, должны быть распределены такъ, чтобы большее ихъ число пришлось ближе къ прорезу (таб. XI фиг. 7).

Затемъ выпиливаютъ шенкеля. Они должны быть расположены на одной линiи. Шенкеля должны быть совершенно одинаковые, иначе разница ихъ веса повлiяла‑бы на равновесiе баланса. Выпиливанiе шенкелей баланса — работа вообще такая, которая требуетъ опытныхъ рукъ и большого вниманiя. При этомъ до внутренней стороны обруча отнюдь не следуетъ касаться напильникомъ.

После выпиливанiя шенкелей, бока ихъ, какъ и внутренняя окружность баланса, шлифуются железнымъ шлифовальнымъ напильникомъ и разведённымъ эльштайномъ. Если‑же балансъ нагружается медными кусками (таб. XI фиг. 8), то поступаютъ так: берутъ кусокъ меди немного больше, чемъ балансъ, и толще, чемъ куски должны быть въ готовомъ виде. Этотъ кусокъ меди куютъ надлежащимъ образомъ, после чего его съ одной стороны опиливаютъ плоско, наклеиваютъ на медный патронъ и зажимаютъ въ универсаль, на которомъ его съ другой стороны обтачиваютъ также плоско, и въ надлежащую толщину. Затемъ въ него втачиваютъ углубленiе, въ которое обручъ баланса долженъ помещаться всей шириной и толщиной. Изъ этого куска потомъ вырезаютъ куски, нагружающiе балансъ. Такой балансъ имеетъ только четыре винта, изъ коихъ два, находящiеся у шенкелей, служатъ для регулированiя. Они сделаны изъ стали и туго завинчены съ внутренней стороны обруча, а снаружи на ихъ концы навинчены круглыя медныя гайки. Теперь остаётся только ещё сделать прорезы обруча. Для этого балансъ шеллакомъ наклеиваютъ на круглую медную пластинку и совместно съ ней прикрепляютъ на нарезательной машине, на которой посредствомъ подходящей фрезы делаютъ два, противоположныхъ одно другому, прореза обруча баланса. Эти прорезы делаются на некоторомъ разстоянiи отъ шенкелей, какъ показано на рисунке таб. XI фиг. 8. Готовый балансъ кладутъ въ маленькiй сосудъ, наполненный масломъ и нагреваютъ таковое до вскипенiя. Это делается для того, чтобы произвести нормальное молекулярное состоянiе, потому что при обработке матерiaлъ всегда подлежитъ напряженiю. Сделавъ это, балансъ тщательно очищаютъ и ввинчиваютъ въ него винты; последнiе должны входить довольно туго, если‑же онъ нагружается кусками, то привинчиваютъ и ихъ. Затемъ насаживаютъ его на валикъ и уравновешиваютъ.

156. Изготовленiе и закаливанiе цилиндрической спирали.

Прежде мастера делали спирали изъ тонкой стальной проволоки, которой посредствомъ вальцеванiя придавали плоскую форму. Теперь же для этой цели въ торговле имеется совершенно подготовленная проволока, которой только ещё остаётся придать надлежащiй видъ спирали и закалить.

Для наматыванiя цилиндрической спирали изготовляютъ цилиндръ такого дiaметра, какого онъ требуется для спирали. Этотъ цилиндръ, или патронъ, обыкновенно делаютъ изъ меди, онъ долженъ быть какъ снаружи, такъ и съ внутренней стороны совершенно гладкимъ. Стенка его должна быть везде одинаковой толщины, приблизительно въ 1½ m./m. Если стенка будетъ толще, то спираль, при закаливанiи, скорее нагреется до‑красна, чемъ патронъ, и при охлажденiи наружная ея сторона остынетъ скорее, чемъ та, которая прилегаетъ къ патрону, такъ что наружная и внутренняя стороны спирали не будутъ закалены въ одинаковой степени. У обоихъ концовъ патрона ввинчено по одному винту съ широкой головкой. Приступая къ наматыванiю, патронъ надеваютъ на дрештифтъ, который устанавливаютъ между двумя шпицами токарнаго станка. Затемъ выбираютъ две проволоки, одну такой ширины и толщины, какъ она требуется для спирали, а другую немного уже. Вторая проволока служитъ для того, чтобы промежутки между оборотами при наматыванiи вышли‑бы одинаковыми.

Эти две проволоки однимъ концомъ прижимаются къ патрону головкою винта, находящагося у одного конца его. Къ другому концу проволоки, чтобы её натянуть, привешиваютъ какую‑либо тяжесть (ручные тиски и т. п.).

Вращая медленно дрештифтъ съ надетымъ на него патрономъ, наматываютъ на последнiй обе проволоки, причёмъ конечно надобно следить, чтобы обороты плотно прилегали одинъ къ другому. Обмотавъ патронъ проволокою настолько, сто она подойдётъ подъ головку винта на другомъ конце патрона, обе проволоки головкою этого винта прижимаютъ, отрезаютъ лишнiй конецъ, и спираль готова для закаливанiя.

157.

Передъ закаливанiемъ спираль тщательно очищается спиртомъ и меломъ, после чего до нея не следуетъ прикасаться руками. Затемъ патронъ съ намотанной на него спиралью помещаютъ въ железную трубку, наполненную жжёной слоновой костью такъ, чтобы кость покрывала его кругомъ одинаково. Означенную трубку кладутъ на горнъ въ кузнице, обкладываютъ кругомъ разгоревшимся древеснымъ углёмъ и, слегка подувая, накаливаютъ до известной степени. Накаливъ её достаточно, быстро вынимаютъ и всё въ ней содержимое высыпаютъ въ заранее приготовленную посуду съ масломъ. Посуда эта должна быть порядочно глубокою (15−20 c./m.) и совершенно наполнена масломъ. Употребляемая при закаливанiи жжёная кость должна быть безъ всякой примеси и хорошо просушенная. Въ остальномъ удача закаливанiя всецело зависитъ отъ опытности и ловкости исполняющаго эту работу.

158. Шлифованiе и отпусканiе спирали.

После закаливанiя винты, придерживающiе концы спирали, вывинчиваютъ и осторожно снимаютъ её съ патрона. Въ такомъ виде спираль очень хрупка и требуетъ чрезвычайно осторожнаго обращенiя. Снявъ её съ патрона, отделяютъ её отъ второй проволоки и надеваютъ на круглый точёный валикъ изъ крепкаго дерева. Этимъ валикомъ её шлифуютъ съ внутренней стороны разведённымъ эльштайномъ, или просто крокусомъ, причёмъ её катятъ на ладони руки на подобiе цилиндра (124). Затемъ её опять насаживаютъ на гладкiй медный, плотно въ неё входящiй патронъ, прижимаютъ концы винтами и шлифуютъ её плоскимъ кускомъ дерева также и снаружи, вращая при этомъ патронъ на токарномъ станке. Бока оборотовъ спирали шлифуютъ такимъ же способомъ.

Для отпусканiя тщательно очищенную спираль совместно съ патрономъ помещаютъ въ металлическую коробочку, которую кладутъ въ лёгкiй жаръ древеснаго угля. Вместо крышки коробку накрываютъ кускомъ шлифованной стали, принимаемый при отпусканiи цветъ котораго укажетъ степень отпусканiя стали. Спираль отпускается въ синiй цветъ.

Некоторые мастера отпускаютъ спирали после закаливанiя, предварительно въ масле, потомъ шлифуютъ ихъ какъ вышеописано, и затемъ уже отпускаютъ въ синiй цветъ.

Сгибанiе концовъ a, b фиг. 9 таб. XI производится имеющимися собственно для этой цели щипцами. Для прикрепленiя ея къ валику баланса, употребляютъ вместо рольки маленькiй клобенъ, фиг. 10 таб. XI.


20 При изготовленiи хода ролька делается немного меньше, потому что она должна быть въ некоторомъ разстоянiи отъ зубцовъ колеса.

21 Спираль, которая способствуетъ тому, чтобы большiе или меньшiе размахи баланса совершались въ одинаковые промежутки времени.

22 Въ конце книги помещена сравнительная таблица расширенiя металловъ.


23 Въ конце книги помещена таблица длины маятниковъ.

Tags: Курсъ часоваго мастерства
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments