elrond1_2eleven (elrond1_2eleven) wrote,
elrond1_2eleven
elrond1_2eleven

Category:

Полный курсъ часоваго мастерства Ю. Гене (IV 129-141)

Альбом чертежей

Темы поста: изготовление частей анкерного хода, термокомпенсированный баланс, устройство и действие хода „дуплекс“.

129. Изготовленiе новаго валика для баланса.

У валиковъ баланса не такъ легко заменить отломанный кончикъ, какъ у цилиндра. Всверливанiе кончика въ тонкiй и притомъ твёрдозакалённый валикъ — редко удаётся. Поэтому гораздо лучше приняться за точенiе новаго валика, чемъ заниматься всверливанiемъ. Кружокъ съ валика снимаютъ, ударяя по наложенному на него корнцангу, причёмъ нужно следить, чтобы не сломать эллипса. Валикъ делается изъ хорошей круглой стали, изъ которой онъ первоначально вытачивается въ грубой форме, после чего его закаливаютъ, отпускаютъ въ синiй цветъ и продолжаютъ точенiе. При обтачиванiи валика главное условiе — хорошiе кернера. Сперва притачивается аккуратный анзатцъ для баланса, такой толщины, чтобы балансъ плотно на него надевался. Затемъ инструментомъ, изображённымъ на таб. VI фиг. 14, въ точности измеряютъ вышину, на котрой балансъ долженъ находиться, и согласно этой мере укорачиваютъ валикъ. Чтобы не изменился центръ валика, укорачиванiе производятъ на станке, обтачивая его къ концу конусомъ, и при помощи шпица съ коническими отверстiями притачиваютъ новый кернеръ. Потомъ измеряютъ вышину, на которой долженъ находиться кружокъ и притачиваютъ для него также анзатцъ. Ту часть валика, на которой кружокъ долженъ быть закреплёнъ, вытачиваютъ гладко и чуть конически, затемъ шлифуютъ её, и кружокъ несколькими ударами молотка набиваютъ на означенный валикъ. Эллипсъ при этомъ долженъ иметь такое положенiе, чтобы приходиться между двумя щенкелями баланса. Измеренiе длины всего валика, притачиванiе анзатца для спирали и коническихъ кончиковъ производятъ так‑же, какъ и притачиванiи цилиндра.

130. Изготовленiе новой вилки.

При изготовленiи новой вилки главное условiе — точность измеренiя. Предварительно измеряютъ разстоянiе центровъ вращенiя анкера и баланса. Это измеренiе производятъ посредствомъ калибромера, который раздвигаютъ настолько, чтобы одинъ его острый конецъ пришёлся въ отверстiе камня анкера, а другой въ отверстiе камня баланса. Таким‑же способомъ находятъ размеръ радiуса кружка% причёмъ измеряютъ разстоянiе отъ центра валика баланса до края кружка. Если изъ перваго измеренiя исключить второе и къ остатку прибавить 0,1 m./m., то получится длина действующей части вилки до конца ножа. Чтобы узнать размеръ длины действующей части всей вилки, нужно калибромеромъ измерить разстоянiе отъ центра валика баланса до центра эллипса и исключить полученную меру изъ общей меры разстоянiя центровъ. Къ полученной такимъ способомъ мере нужно, смотря по величине частей, прибавлять отъ 0,1 до 0,15 m./m.Такимъ способомъ получится размеръ длины всей вилки отъ центра ея валика до конца совместно съ прорезомъ.

Руководствуясь найденными размерами, можно приступить къ изготовленiю вилки. Для перваго опыта займёмся изготовленiемъ вилки для часовъ обыкновеннаго устройства, т. е. съ однимъ кружкомъ. Для часовъ съ двумя кружками вилку изготовить легче, потому что она обыкновенно состоитъ изъ плоскаго куска, имеющаго въ конце анзатцъ съ вставленнымъ въ него штифтомъ, заменяющимъ собой ножъ. (Только въ часахъ высшего достоинства подобные вилки иногда изготовляются иначе). Для вилокъ обыкновенной формы ножъ припиливается, и потому изготовленiе такой вилки немного труднее. Почему‑то принято для изготовленiя вилокъ употреблять сталь, хотя, на основанiи различныхъ соображенiй, как‑то: весъ металла, лёгкое намагничиванiе и т. п., было‑бы лучше употреблять другой металлъ, какъ напримеръ, вошедшую недавно въ употребленiе алюминiевую бронзу. Металлъ этотъ по лёгкости и крепости своей очень подходитъ для намеченной цели. Хорошо кованный и подходящiй по толщине кусокъ этого металла или стали опиливаютъ плоско и въ надлежащую толщину. Острымъ кернеромъ стального штифта намечаютъ линiю по средине куска, на этой линiи маленькой точкой, намеченной остроконечнымъ зенкеромъ, — обозначаютъ центръ движенiя вилки, и потомъ, исходя изъ означенной точки, калибромеромъ двумя дугами намечаютъ действующую длину всей вилки и длину ножа; тамъ, где эти дуги пересекаютъ среднюю линiю, острымъ зенкеромъ намечаютъ точки. Все три точки съ помощью плантира переносятъ на другую сторону куска и черезъ нихъ также проводятъ линiю. Подготовивъ такимъ способомъ кусокъ приступаютъ къ выпиливанiю вилки; выпиливъ таковую въ надлежащую форму, у намеченнаго центра движенiя просверливаютъ отверстiе для валика и делаютъ нарезку для винта. Привинтивъ анкеръ къ вилке, таковую вставляютъ въ механизмъ, и если после этого окажутся ещё какiя‑либо неправильности, то ихъ исправляютъ. Передвигая анкеръ на валике, устанавливаютъ равномерное спаденiе колеса. После этого просверливаютъ отверстiя для штельштифтовъ и вставляютъ таковые, чемъ вилка укрепляется въ надлежащемъ положенiи.

Главное при изготовленiи вилки — правильное напиливанiе прореза и рожковъ. Углы прореза должны приходиться точно по намеченной дуге, обозначающей всю длину действующей части вилки. Изготовленiе хорошей вилки всецело конечно зависитъ отъ способности рукъ мастера, исполняющаго эту работу, которая прiобретается лишь только частыми упражненiями.

131. Спираль въ анкерныхъ часахъ.

Вследствiе большаго размаха баланса, спираль въ анкерныхъ часахъ должна быть значительно длиннее, чемъ въ цилиндерныхъ. Спираль въ 8−9 оборотовъ была‑бы коротка для анкерныхъ часовъ, потому что вследствiе сильнаго сгибанiя, ея упругость чрезмерно напрягается, и черезъ некоторое время таковая легко могла‑бы подлежать измененiямъ. Но съ другой стороны спираль не должна быть и слишкомъ длинною, потому что ея отдельные обороты въ такомъ случае слишкомъ мало приходили‑бы въ действiе. Въ особенности значительный весъ длиной спирали очень вреденъ, потому что близко лежащiе одинъ около другого обороты ея, приходя черезъ какое‑либо внешнее сотрясенiе въ колебанiе, будутъ одинъ другого касаться. Само‑собою разумеется, что такое явленiе очень вредно повлiяетъ на правильность хода часовъ. Спираль во время размаховъ баланса должна свободно и равномерно двигаться во все стороны. Но способ закрепленiя обыкновенной спирали (таб. VI фиг. 12)мешаетъ ея свободному движенiю; маленькая стоечка, къ которой она прикреплена, не допускаетъ движенiя спирали въ ея сторону.

132.

Этотъ недостатокъ устраняется устройствомъ спирали, изобретённой знаменитымъ мастеромъ Бреге. Она названа его именемъ «Spiral Breguet» (таб. IX фиг. 3).

Особенность этой спирали состоитъ въ томъ, что наружный ея оборотъ загнутъ кверху, и, проходя надъ остальной частью спирали, закреплёнъ въ близкомъ разстоянiи отъ центра.

Такая спираль во все стороны движется совершенно равномерно. При изготовленiи этой спирали главное затрудненiе состоитъ въ определенiи длины, которую она должна иметь. Удобнее всего длина ея определяется сравненiемъ числа ея числа колебанiй съ другими часами вернаго хода (112). Загибанiе наружнаго оборота спирали вверхъ производится так: спираль кладётся на какую‑либо твёрдую пластинку и, придерживая её въ надлежащемъ месте хорошимъ корнцангомъ, тянутъ конецъ ея вверхъ другимъ корнцангомъ, также поступаютъ при второмъ загибе. Дуга, которая образуется концомъ спирали, до вступленiя его между штифтовъ рукера, должна составлять полукругъ. Какъ эти загибы должны быть сделаны — видно изъ рисунка.

Каждая спираль, хот‑бы самая лучшая, подвержена измененiямъ въ ея действiяхъ; причину этихъ измененiя следуетъ искать въ переменахъ температуры. Какъ всякiй другой металлическiй предметъ, такъ и спираль, при повышенiи температуры удлиняется, и, наоборотъ, при пониженiи температуры укорачивается. Но это явленiе не можетъ влiять на правильность ея действiя, потому что она при повышенiи температуры, кроме того, что она удлиняется въ такой‑же пропорцiи, становится толще и шире. Причина этихъ измененiй состоитъ въ томъ, что какъ горячее железо напримеръ легче гнётся, чемъ холодное, такъ и упругость спирали уменьшается при повышенiи температуры, вследствiе чего часы пойдутъ медленнее; темъ более что къ уменьшенiю упругости спирали прибавляется (хотя и очень ничтожное) увеличенiе баланса.

133.

Чтобы противодействовать этомъ нежелательному влiянiю температуры, которое конечно только можетъ иметь значенiе въ часахъ высшаго качества, пользуются темъ обстоятельствомъ, что не все металлы при одинаковомъ повышенiи температуры одинаково расширяются. Медь, напримеръ, при нагреванiи расширяется почти вдвое больше, чемъ въ такой‑же степени нагретая сталь. Соответствующимъ соединенiемъ этихъ двухъ металловъ въ обруче баланса (155) и темъ, что таковой разрезаютъ, достигается то, что тяжесть, заключающаяся въ обруче баланса, при повышенiи температуры сдвигается более къ ея центру, вследствiе чего балансъ некоторымъ образомъ уменьшается, благодаря чему ему даётся возможность уравновешивать ослабленiе спирали при повышенiи температуры. Балансъ такого устройства называютъ уравнительнымъ, или компенсацiоннымъ. Для правильнаго действiя компенсацiи требуется, чтобы та часть окружности баланса, которая при повышенiи температуры приближается къ центру последняго, была‑бы значительно нагружена или посредствомъ тяжёлыхъ винтовъ, или‑же просто кусками металла (таб. XI фиг. 7 и 8). Какъ изъ вышеизложеннаго явствуетъ, задача уравнительнаго баланса состоитъ въ томъ, чтобы онъ регулировалъ все те измененiя, которыя отъ перемены температуры происходятъ, какъ въ самомъ балансе, такъ и те, которымъ подвергается спираль. При каждыхъ единичныхъ часахъ этого достигаютъ точными наблюденiями и многими опытами. Если‑же въ часахъ имеется правильная компенсацiя баланса, то не следуетъ делать ни малейшихъ измененiй, ни у спирали, ни у баланса (161).

134. Ходъ дуплексъ (Duplex)16.

Главныя и отличительныя части этого хода суть следующiя:

1) Маленькiй каменный цилиндръ a (таб. IX фъ. 4), такъ называемая каменная ролька; она надета на нижнiй конецъ валика баланса, имеющаго видъ секунднаго кончикъ и закреплена на нёмъ шеллакомъ, кроме ого она снизу придерживается маленькимъ меднымъ пуценомъ b. Ролька имеетъ продольный надрезъ a, который долженъ быть настолько глубокъ, чтобы концы зубцовъ колеса не могли касаться его дна.

2)Рычагъ R, такъ называемый палецъ, который также насаженъ на валикъ баланса надъ ролькою и предназначенъ принимать толчки, необходимыя для поддержанiя движенiя баланса.

3) Колесо, имеющее двойные зубцы, одни длинные острые, лежащiе съ колесомъ въ одной плоскости, и другiе — короткiе трёхугольной формы, имеющiе перпендикулярное положенiе къ плоскости колеса.

135. Действiе хода.

Если представить себе балансъ въ движенiи, то передняя его сторона будетъ двигаться справа налево, т. е. по направленiю, указанному стрелою на пальце R’’. Зубецъ D, упираясь о рольку у k, производитъ покой, который едва заметно нарушается происходящимъ при встрече зубца съ надрезомъ a маленькимъ обратнымъ толчкомъ. Въ этомъ и заключается всё действiе баланса при этомъ размахе, который называютъ немымъ размахомъ.

Когда балансъ силою спирали приводится обратно, т. е. когда онъ движется вправо, то зубецъ A вступаетъ въ надрезъ a рольки и, прислоняясь къ правому боку этого надреза, подвигаетъ балансъ несколько вперёдъ (зубецъ B) и спадаетъ съ рольки (зубецъ C) въ тотъ моментъ, когда палецъ z приметъ положенiе t. Такъ какъ при этомъ колесо освобождается, то толкающiй зубецъ n спадаетъ на палецъ z’’ и, толкая последнiй большою силою, производитъ подъёмъ, который прекращается, когда следующiй длинный зубецъ, прислоняясь къ рольке (какъ зубецъ D у k), вновь вступитъ въ покой.

Балансъ, который силою спирали приводится обратно, двигаясь влево, опять совершаетъ немой размахъ, чтобы, возвращаясь къ движенiю вправо, совместно съ колесомъ принять точно такое‑же положенiе, какъ оно раньше обозначено для зубца A. Тоже самое повторяется при всехъ последующихъ размахахъ.

Изъ предыдущаго явствуетъ, что балансъ только при каждомъ второмъ размахе получаетъ толчекъ, что зубецъ спадаетъ съ рольки после общаго движенiя баланса взадъ и вперёдъ, и что подъёмъ совершается только въ одну сторону.

Общiй подъёмъ делится на две совершенно различные части: 1) на малый подъёмъ, или дугу, описываемую балансомъ, начиная со вступленiя длиннаго зубца колеса въ надрезъ рольки — до его спаденiя; 2) большой подъёмъ, который начинается отъ окончанiя малаго подъёма, и который состоитъ изъ описываемой балансомъ дуги, въ то время, когда толкающiй зубецъ находится въ соприкосновенiи съ пальцемъ. Эти два, следующiе одинъ за другимъ, подъёма отделена только маленькимъ спаденiемъ, такъ называемымъ первымъ. Его такъ называютъ въ отличiе отъ второго спаденiя, происходящаго въ конце большого подъёма.

136. Пропорцiи и размеры частей хода17.

Въ большинстве современныхъ часовъ, которыми достигались более благопрiятные результаты по отношенiю верности хода, применялись следующiе пропорцiи:

Дiaметръ рольки равенъ 2/7 разстоянiя между концами двухъ зубцовъ колеса.

Большой подъёмъ отъ 30 до 35º

Малый подъёмъ отъ 20 до 30º

Если большой подъёмъ имеетъ 30−35º, то дiaметръ круга, на которомъ находятся толкающiе (вертикальные) зубцы, долженъ иметь 2/3 дiaметра всего колеса или незначительно больше.

Спаденiе между двумя подъёмами должно быть 10º

Ширина надреза въ рольке должна быть такая, чтобы зубецъ колеса проходилъ свободно.

Длина пальца, измеряя отъ центра валика, должна быть немного больше 3/8 радiуса колеса.

При изготовленiи пальца таковой всегда следуетъ оставить немного длиннее, чтобы после установки хода можно было‑бы его укоротить насколько нужно.

137. Черченiе хода.

Предположимъ, что разстоянiе центровъ вращенiя баланса и ходового колеса известны и сто колесо должно иметь 15 зубцовъ.

На хорошо отшлифованной медной пластинке посредствомъ остроконечнаго зенкера двумя точками намечаютъ центры вращенiя колеса и баланса. Черезъ эти точки проводится центральная линiя ab (таб. IX фиг. 5). Такъ какъ колесо имеетъ 15 зубцовъ, то разстоянiе между двумя зубцами 24º. Изъ точки a, центра вращенiя колеса, проводятся две линiи, которыя по каждую сторону центральной линiи образуютъ уголъ въ 12º. Изъ точки b, центра вращенiя баланса, также проводятъ две линiи, которыя образуютъ уголъ большого подъёма со включенiемъ спаденiя, следовательно въ 35º, это разстоянiе центральной линiей делится на две совершенно равныя части, т. е. 17½º. Отъ центра вращенiя колеса черезъ точки пересеченiя этихъ четырёхъ линiй проводится дуга dd, которая обозначаетъ величину круга для вертикальныхъ зубцовъ.

Этотъ рисунокъ можно составить въ большемъ размере на бумаге, и такъ какъ толщина рольки зависитъ отъ разстоянiе кончиковъ зубцовъ колеса, которое обозначено двумя линiями, образующими уголъ въ 24º, то легко найти толщину рольки и длину зубцовъ. Вертикальные зубцы должны находиться по средине промежутка двухъ длинныхъ зубцовъ. Наклонъ ихъ долженъ по отношенiю къ радiусу колеса образовать уголъ въ 17º (смъ. f, таб. IX фиг. 4). Длина пальца известна — она должна быть, исходя отъ центра валика, равна 3/8 радiуса колеса.

138. Практическiя указанiя относительно ходового колеса дуплексъ.

Колесо изготовляется изъ стали или меди. Стальному колесу, въ виду твёрдости металла, легче придать правильную форму. Но при избранiи этого металла нужно принять въ соображенiе то обстоятельство, что данное на палецъ масло можетъ высохнуть, и тренiемъ стали о рубинъ образуется окись, которая, вследствiе имеющагося въ этомъ ходу при покое входящаго тренiя, не только стираетъ зубцы колеса, но даже шлифуетъ рубиновую рольку, делая ея поверхность шероховатой.

Колесо, сделанное изъ меди, хотя и не обнаруживаетъ этого недостатка, но за‑то имеетъ другой, такой‑же значительный, который состоитъ въ трудности нарезать такое колесо. Медь, вследствiе сотрясенiя и нагреванiя, происходящаго при нарезке зубцовъ, всегда изменяется въ форме. Кроме того, очень трудно нарезать такiе длинные и нежные зубцы, требующiе крайней точности. Горизонтальные зубцы колеса должны быть очень тонки; ихъ действующую сторону можно нарезать прямо или звездообразно. Вертикальные зубцы должны быть трёхугольные, какъ показано въ фиг. 4, т. е. формы зубцовъ шперрада. Наклонъ ихъ къ радiусу a колеса долженъ образовать уголъ въ 17º. Колесо дуплексъ вследствiе его формы и двойныхъ зубцовъ имеетъ сравнительно большой весъ, въ виду чего лучше, если кончики его будутъ упираться о каменныя накладки, что уменьшитъ тренiе и намного облегчитъ вращенiе колеса. Если колесо сделано изъ стали, то безразлично, закалено оно или нетъ.

Покой у рольки, какъ и надрезъ, должны иметь значительно масла. Если палецъ и колесо сделаны изъ стали, то первому также даётся немного масла. При стальномъ колесе и пальце изъ рубина, масло также необходимо. При медномъ же колесе и рубиновомъ или стальномъ пальце не следуетъ давать масла.

139. Изготовленiе колеса дуплекс18.

Чтобы изготовить колесо дуплексъ, необходимо иметь отличную нарезательную машину, т. е. во всехъ частяхъ правильно устроенную. Нарезанiе колеса дуплексъ — работа далеко не лёгкая, и мастеру, не особенно опытному въ этихъ работахъ, не скоро удастся нарезать таковое удовлетворительно. Если предполагается изготовить колесо изъ стали, то таковую предварительно нужно привести въ надлежащее состоянiе. Берётся квадратная англiйская сталь, которую въ накаленномъ состоянiи куютъ почти до нужной толщины и затемъ доканчиваютъ кованiемъ въ холодномъ состоянiи. Отковавъ до надлежащей толщины, отвариваютъ его известнымъ способомъ. Если колесо делается изъ меди, то таковая должна быть лучшаго качества. Аккуратнымъ кованiемъ придаютъ ей почти ту толщину, которую должно иметь колесо въ готовомъ виде. Безразлично, — изъ стали или меди колесо делается, — штихеля, употребляемые для его обтачиванiя должны быть очень остры, чтобы резали безъ нажатiя.

На маленькой медной, хорошо ошлифованной и совершенно плоской пластинке, однимъ кругомъ намечаютъ величину всего колеса, и двумя меньшими кругами обозначаютъ величину и толщину вертикальныхъ зубцовъ.

Обтачивая колесо до надлежащей величины и съ обеихъ сторонъ плоско, его шеллакомъ наклеиваютъ на плоско обточенный медный патронъ и на универсали стачиваютъ поверхность колеса, сначала снаружи до перваго намеченнаго круга, а затемъ и съ внутренней стороны до второго круга. Какой толщины при этомъ должно остаться колесо, и какой вышины вертикальные зубцы, — это нетрудно определить глазомеромъ. Колесо должно быть лёгкое и вместе съ темъ прочное. Совершенно готово обточенное колесо шлифуется сверху и снизу и потомъ припиливаются три шенкеля. Приготовивъ такимъ способомъ колесо, приступаютъ къ нарезанiю зубцовъ. Колесо шеллакомъ или другимъ подходящимъ способомъ закрепляютъ на патроне нарезательной машины. Фреза или штихель не должны быть такой толщины, чтобы сразу прорезали всю ширину промежутка зубцовъ. Такимъ способомъ нарезанiя невозможно было‑бы получить правильное колесо. Ширина фрезы или штихеля должна быть только въ 1/3 ширины промежутка зубцовъ, и таковой прорезается тремя последовательными прорезами. Следовательно нужно три раза прорезать кругомъ, чтоб получить горизонтальные зубцы, и три раза для вертикальныхъ.

Лучше сначала нарезать наклонную сторону зубцовъ, установивъ фрезу въ бокъ, фиг. 6 таб. IX. Покончивъ первый оборотъ делительнаго круга, фрезу устанавливаютъ противъ центра, и посредствомъ винта числителя19 подвигаютъ делительный кругъ вперёдъ, такъ что фреза и колесо примутъ указанное на фиг. 7 положенiе, и прорезаютъ средину промежутковъ. Покончивъ второй оборотъ делительнаго круга, третьимъ прорезанiемъ снимается то, что ещё осталось лишнее съ правой стороны зубца, причёмъ посредствомъ винта числителя колесо устанавливаютъ, какъ показано на фиг. 8. Бока вертикальныхъ зубцовъ нарезаютъ таким‑же способомъ.

После нарезки колесо снимаютъ съ патрона, устраняютъ образовавшiйся отъ нарезки гратъ, закругляютъ немного канты и полируютъ концы горизонтальныхъ зубцовъ, какъ и действующiе бока вертикальныхъ.

Примечанiе. Колесо въ 15 зубцовъ можетъ быть нарезано по цифре 90 делительнаго круга, такъ что черезъ каждые шесть точекъ делается одинъ прорезъ. Окончивъ полный оборотъ делительнаго круга, можно одну точку пропустить, и когда при третьемъ обороте фреза окончитъ нарезку того бока зубца, который совпадаетъ съ радiусомъ колеса, то только нужно кернеръ числителя поставить на три точки вперёдъ, и фреза получитъ такое положенiе, что она действующую сторону вертикальныхъ зубцовъ прорежетъ какъ разъ по средине промежутка двухъ горизонтальныхъ зубцовъ.

140. Изготовленiе валика баланса часовъ дуплексъ.

Всё, что сказано про изготовленiе валика баланса анкерныхъ часовъ, также применимо къ изготовленiю валика для баланса часовъ дуплексъ. Вся разница состоитъ въ томъ, что вместо кружка насаживается палецъ, и той части валика, которая находится подъ пальцемъ, придаётся форма секунднаго кончика. На этотъ кончикъ надевается каменная ролька и придерживающiй её медный пуценъ.

Очень важно при этомъ ходе, чтобы кончики трибки ходового колеса и валики баланса не имели лишней боковой свободы и были хорошо полированы. Камни следуетъ употреблять самаго лучшаго качества, отверстiя въ нихъ должны быть безусловно круглы и гладки.

141.

Теперь только ещё остаётся сказать несколько словъ о более часто встречающихся недостаткахъ въ этомъ ходе и способе ихъ устраненiя.

1) Неровные зубцы ходового колеса. Для исправленiя этого недостатка къ колесу прикрепляютъ рольку и вставляютъ таковое между двумя шпицами эйнгрифциркуля, между другой парой шпицовъ последняго вставляется дрекштифтъ, на который надета маленькая, незначительно эксцентричная ролька, сделанная изъ твёрдаго миссисипскаго эльштайна. Установивъ рольку такъ, чтобы она въ сторону колеса стояла своимъ меньшимъ радiусомъ, последнее посредствомъ винта эйнгрифциркуля близко придвигаютъ къ рольке. Приводя колесо мягкимъ смычкомъ во вращенiе, эксцентричную рольку медленно поворачиваютъ въ сторону колеса, такъ чтобы ея большiй радiусъ къ нему приближался, и зубцы колеса пришли съ ней въ соприкосновенiе. При этомъ конечно сошлифуются сначала концы самыхъ длинныхъ зубцовъ, а затемъ, при последовательномъ поворачиванiи рольки, и другiе. Уравненiе всехъ зубцовъ будетъ доказано темъ, что самые короткiе изъ нихъ покажутъ следы шлифовки. Теперь нужно только ещё возстановить острые концы зубцовъ. Это делается маленькимъ рубиновымъ напильничкомъ, которымъ они шлифуются со стороны спинки. Приступая къ уравниванiю зубцовъ колеса, нужно принять въ соображенiе всё то, что сказано въ стъ. 62 относительно обтачиванiя ходовыхъ колёсъ.

2) Ролька плохо полированная, эксцентричная, края прореза которой въ томъ месте, где впадаетъ зубецъ колеса, выкрошены, а также надтреснутая — негодна, и таковую безусловно следуетъ заменить другой. Если же ролька столь плохо закреплена на валике, что она шатается, то её надо вновь закрепить разведённымъ въ спирте шеллакомъ.

3) Шатающiйся камень въ пальце также нужно заклеить.

4) Негладкiя, имеющiя сравнительно слишкомъ большiя отверстiя или плохо закреплённыя, каменныя гнёзда надо заменить другими или закрепить ихъ.

5) Слишкомъ большую конечную свободу кончиковъ надо уменьшить до надлежащей меры.


16 Не следуетъ этотъ ходъ смешивать съ другимъ ходомъ, такого‑же названiя, въ которомъ зубцы ходового колеса раздвоены, т. е. имеютъ два конца. Этотъ последнiй оказался настолько несоответственнымъ, что почти совсемъ вышелъ изъ употребленiя.

17 На рисунке таб. IX фиг. 4, дiaметръ рольки равенъ 2/7 разстоянiя концовъ двухъ зубцовъ колеса, малый подъёмъ имеетъ 30º, большой подъёмъ 48º. Эти пропорцiи более часто встречаются въ англiйскихъ часахъ.

18 Если при описанiи цилиндернаго и анкернаго хода не описанъ способ изготовленiя ходовыхъ колёсъ, то это въ виду того, что эти колёса за сравнительно маленькую цену можно прiобрести въ любой фурнитурной торговле, такъ что едва‑ли кому придётъ мысль самому изготовить такое колесо, темъ более, что ихъ изготовленiе очень трудное и требуетъ спецiaльныхъ машинъ. Колёса‑же дуплексъ не имеются въ продаже, и ихъ можно нарезать обыкновенными машинами.

19 Это рычагъ, кернеръ винта котораго впадаетъ въ выемки делительнаго круга.

Tags: Курсъ часоваго мастерства
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments