elrond1_2eleven (elrond1_2eleven) wrote,
elrond1_2eleven
elrond1_2eleven

Categories:

Полный курсъ часоваго мастерства Ю. Гене (IV 127-128)

Альбом чертежей

Темы поста: анкерный ход — устройство, действие и частые неисправности.

127. Анкерный ходъ въ карманныхъ часахъ.

Означенный анкерный ходъ въ его основныхъ чертахъ намъ знакомъ изъ предыдущаго. Онъ является подражанiемъ хода Грагама и вообще имеетъ большое сходство съ устройствомъ анкернаго хода въ часахъ съ маятникомъ.

Въ цилиндерныхъ часахъ двигающая сила ходовымъ колесомъ непосредственно передаётся балансу, потому что балансъ съ цилиндромъ составляетъ одно целое. въ часахъ съ анкернымъ ходомъ, сила, на подобiе часовъ съ маятникомъ, балансу сообщается посредствомъ вилки. Но между распределенiемъ частей хода Грагама и распределенiемъ техъ же частей въ карманныхъ часахъ есть существенная разница. Въ часахъ съ маятникомъ анкеръ, вилка и маятникъ движутся вокругъ одной общей оси, подъ однимъ и тем‑же угломъ. Но въ карманныхъ часахъ подобное устройство применить нельзя. Въ часахъ съ ходомъ Грагама анкеръ и маятникъ делаютъ одинаково большiя движенiя, въ карманныхъ же часахъ этого быть не можетъ, потому что форма анкера, обхватывающаго только 2−3 зубца анкернаго колеса, не допускаетъ движенiя подъ такимъ обширнымъ угломъ, какой требуется для баланса; Это обстоятельство служитъ причиною тому, что центры движенiя анкера и баланса, въ противоположность анкера Грагама и маятника, находятся въ известномъ разстоянiи одинъ отъ другого, и что две захватывающiя одна другуючасти при совместномъ движенiи образуютъ два пересекающихся круга. Эти две части состоятъ изъ вилки G и каменнаго штифта15 (эллипсъ) c (таб. VIII фиг. 1). Последнiй, будучи неподвижно связанъ съ балансомъ, имеетъ свободное движенiе въ прорезе вилки, отъ которой балансъ и получаетъ понужденiе къ движенiю. Связь этихъ двухъ частей происходитъ только въ те моменты, когда оне находятся въ районе пересеченiя двухъ дугъ x и z. При движенiяхъ, простирающихся за эту точку, балансъ находится вне всякой связи съ остальными частями хода; онъ совершенно свободно совершаетъ размахъ и только при возвратномъ движенiи опять на мгновенiе приходитъ въ связь съ вилкою, получая отъ нея вновь толчекъ. Ограниченiе размаха баланса, — такъ называемое «толканiе», — происходитъ только при ударенiи эллипса о наружный бокъ вилки; следовательно, балансъ анкернаго хода можетъ делать по полному обороту въ каждую сторону, т. е. вдвое больше, чемъ балансъ цилиндернаго хода. Въ томъ, что балансъ большую часть размаха совершаетъ свободно отъ всякаго действiя двигающей силы, состоитъ преимущество, которымъ анкерный ходъ отличается отъ ходовъ иного устройства. Анкерный ходъ называютъ свободнымъ ходомъ, а ходъ Грагама и цилиндерный принадлежатъ къ типу ходовъ съ трущимся покоемъ. Въ большихъ часахъ съ маятникомъ тренiе у покоя столь незначительно, что не имеетъ влiянiя, и потому часы съ маятникомъ и ходомъ Грагама совершенно основательно считаются лучшими. Совершенно иное наблюдается въ карманныхъ часахъ съ цилиндернымъ ходомъ. Вследствiе малыхъ размеровъ частей этого хода и другихъ разныхъ причинъ тренiе у покоя оказываетъ на ходъ цилиндерныхъ часовъ очень нежелательное влiянiе, и потому они не могутъ удовлетворять особеннымъ требованiямъ. Анкерный ходъ изъ всехъ ходовъ, применяемыхъ въ карманныхъ часахъ, безспорно занимаетъ первое место. Но онъ требуетъ чрезвычайной аккуратности въ выполненiи. Плохiе цилиндерные часы ещё могутъ кое‑какъ служить, между темъ какъ плохiе анкерные совершенно негодны.

Ознакомившись съ анкернымъ ходомъ въ общихъ чертахъ, а также съ его существенными отступленiями отъ ходовъ другого устройства, перейдёмъ къ более детальному разсмотренiю его. Для начала займёмся менее употребительнымъ, но более походящимъ на ходъ Грагама, анкернымъ ходомъ съ острыми зубцами таб. IX фиг. 1. Анкерное колесо за малыми исключенiями имеетъ 15 зубцовъ; такъ что разстоянiе между концами двухъ зубцовъ равно 24º. Анкеръ долженъ обхватывать 2½ зубца (большiй анкеръ имел‑бы большiй весъ, вследствiе чего оказал‑бы дурное влiянiе на ходъ, а меньшiй своимъ центромъ слишкомъ приблизился‑бы къ окружности колеса). Следовательно уголъ, ограниченный линiями c и d долженъ равняться 2½ × 24 = 60º.

Касательныя радiусовъ c, d точкою скрещенiя g обозначаютъ центръ анкера. Движенiе колеса при одномъ подъёме составляетъ половинную часть 24º т. е. 12º. Выключая изъ этого 2º на толщину кончиковъ зубчиковъ и спаденiе, остаётся 10º на подъёмныя площадки, обозначенныя анкерными кругами b i и k l, т. е. по 5º по обе стороны радiусовъ c и d. Величину подъёма пока определимъ въ 8½º. Для надёжнаго спаденiя и удержанiя кончика зубца на покое достаточна будетъ площадка въ 1½º. Поэтому анкеръ, двигаясь до спаденiя зубца, въ общемъ пройдётъ уголъ в 10º.

Изъ предыдущаго изложенiя видно, что описываемый ходъ ничемъ не отличается отъ хода Грагама, кроме какъ числомъ зубцовъ колеса и величиной подъёма. Но теперь перейдёмъ къ описанiю очень существеннаго отступленiя. Какъ раньше было объяснено, эллипсъ после совершившагося подъёма покидаетъ прорезъ вилки, и балансъ совершенно свободно совершаетъ остальную часть размаха, и только при обратномъ движенiи его, эллипсъ опять попадаетъ въ означенный прорезъ. Чтобы это могло произойти безпрепятственно, необходимо вилку, до новаго вступленiя эллипса, удержать каким‑либо способомъ въ томъ положенiи, въ которомъ она находилась въ моментъ выступленiя такового изъ нея.

Движенiе вилки вперёдъ легко ограничить, но она не должна и подаваться назадъ, что при закруглённой форме площадокъ покоя анкера Грагама легко могло‑бы случиться. Удерживанiе анкера въ принятомъ положенiи достигается лишь только силою анкернаго колеса, действующаго на площадки покоя, отступающiя отъ закруглённой формы, такъ что при начальномъ движенiи анкера колесо должно незначительно подаваться назадъ. Это достигается, если наружной площадкой покоя отступить отъ анкернаго круга b во внутрь, а внутренней площадкой покоя отступить отъ анкернаго круга k къ наружи. При малыхъ размерахъ площадокъ покоя не будетъ иметь особеннаго значенiя, если таковыя, имея въ виду более лёгкое изготовленiе, не делать эксцентрично закруглённо, а просто прямыми, и размеръ отступленiя определить угломъ, который площадки покоя образуютъ съ касательными круговъ анкера b, k . Эти касательныя, расположенныя подъ прямымъ угломъ, къ линiямъ e и q, суть r и l. Для надёжнаго удерживанiя анкера достаточно, если площадки покоя отъ касательныхъ будутъ отступать на уголъ въ 12º. Это отступленiе называютъ углами притяженiя, потому что благодаря имъ плечи анкера притягиваются колесомъ въ то время, когда кончикъ зубца нажимаетъ на площадку покоя анкера. Но чтобы зубецъ прилегалъ только самымъ кончикомъ, то переднiй бокъ его долженъ иметь по отношенiю къ радiусу колеса наклонъ по крайней мере въ 24º.

Чтобы зубецъ колеса могъ покинуть покой, анкеръ долженъ сделать движенiе вокругъ своей оси въ 1 ½ º, а уголъ противоположной площадки покоя на столько‑же вступить въ окружность колеса; но такъ какъ последнее само‑по‑себе делаетъ маленькое обратное движенiе, то зубцы колеса должны быть очень тонкiе, чтобы не препятствовать свободному вступленiю анкера въ ихъ промежутки. Такое маленькое колесо со столь тонкими и острыми зубцами конечно легко подвергается поврежденiю, и въ этомъ именно заключается причина, почему анкерный ходъ въ этой упрощенной форме такъ редко применяется въ часахъ.

Взаменъ вышеописаннаго хода ныне общепринятъ анкерный ходъ съ широкими зубцами (таб. VIII фъ. 1). Въ этомъ ходу часть подъёмныхъ площадокъ перенесена на зубцы колеса, вследствiе чего зубцы сделаны шире, и следовательно они более устойчивы. Благодаря ихъ ширине, таковыя у спинки можно скосить и этимъ устранить возможность задеванiя анкера при вступленiи въ ихъ промежутки, такъ что при аккуратно выполненномъ ходе спаденiе можетъ быть на ½º меньше, т. е. 1½º, такъ что для площадокъ подъёма остаются 10½º. Последнiе распределяются так: 1/3 или 3½º отсчитываютъ на площадки подъёма зубцовъ колеса и 2/3 или 7º на площадки подъёма анкера. При составленiи чертежа, ширина подъёмной площадки зубца определяется двумя радiусами колеса , имеющими 3½º разстоянiя одинъ отъ другого, и также 7º на окружности колеса обозначаютъ те точки, где проводятся анкерные круги. Однако не въ той‑же самой пропорцiи, исходя отъ центра анкера, распределяютъ вышину подъёмныхъ площадокъ. Они распределяются так: если подъёмъ долженъ быть 8½º, то откладываютъ 6º на вышину подъёма у анкера и 2½º для зубцовъ колеса. При такомъ распределенiи площадки подъёма анкера выходятъ немного более наклонными, чемъ площадки зубцовъ колеса, такъ что последнiя, проходя площадку подъёма анкера, касаются только передними углами, и, уже пройдя всю площадку подъёма, приходитъ въ действiе остальная часть площадки подъёма зубца. Прикосновенiе всей площадки подъёма зубца къ площадке анкера затрудняло‑бы его скольженiе по последней.

Вилка G таб. VIII фиг. 1 или делается съ анкеромъ изъ одного куска, составляя съ нимъ одно цельное, или же она делается отдельно и съ последнимъ неподвижно связывается посредствомъ штельштифтовъ и валика. Въ прорезе вилки покоится эллипсъ. Последнiй изъ себя представляетъ конецъ рычага баланса, получающаго отъ вилки побужденiе, и вращающагося въ кругу x. Путь, который переднiе углы прореза вилки должны при этомъ проходить, обозначенъ дугою z. И на ней следовательно находится конецъ того рычага, посредствомъ котораго анкеръ на балансъ действуетъ. Подъёмъ и длина рычаговъ между собою состоятъ въ обратномъ отношенiи, такъ что, если вилка и рычагъ баланса относятся какъ 4 : 1, то балансъ во время подъёма долженъ пройти уголъ въ четыре раза большiй, чемъ пройдётъ анкеръ и вилка. Соответственно сему и сила, которая сообщается балансу въ моментъ подъёма, въ четыре раза меньше, чемъ сила анкера (34). Движенiе анкера состоитъ изъ покоя и подъёма, въ данномъ случае 10º, при этомъ одновременное движенiе сравнительно тяжёлаго баланса не должно превышать 40º, при более лёгкихъ балансахъ допускается немного большее движенiе. На основанiи этихъ соображенiя, черченiемъ устанавливаютъ размеры рычаговъ, вилки и баланса.

Предположимъ, что движенiе вилки простирается на 10º, а балансу предполагается дать 40º движенiе, то поступаютъ так: сначала проводятъ линiю, которая служитъ центральной, на этой линiи точками намечаютъ разстоянiе между центрами вращенiя анкера и баланса. Затемъ, исходя изъ намеченнаго центра движенiя вилки, по обеимъ сторонамъ центральной линiи, образуя углы въ 5º. двумя другими линiями намечаютъ размеръ движенiя вилки, и исходя изъ точки центра вращенiя баланса, образуя углы въ 20º, по обеимъ сторонамъ центральной линiи намечаютъ размеръ движенiя баланса. Черезъ точки скрещенiя этихъ линiй проводятъ круги x и z, которые ограничиваютъ длину рычаговъ вилки и баланса.

Действiе анкернаго хода происходитъ по следующему порядку. Если колесо по окончанiи подъёма спадётъ на покой, то оно действiемъ угловъ притяженiя сдвигаетъ вилку въ сторону отъ центральной линiи. Передвиженiю вилки дальше, чемъ следуетъ, препятствуютъ штифты, вставленные въ платинку, или другое какое‑либо подходящее приспособленiе, о которое она должна упереться. Вилка въ принятомъ ею положенiи удерживается силою анкернаго колеса до техъ поръ, пока, при возвратномъ движенiи баланса, эллипсъ не попадётъ опять въ ея прорезъ и потянетъ её за собой. Этимъ преодолевается действующая посредствомъ угла притяженiя сила колеса и зубецъ соскользаетъ съ площадки покоя на площадку подъёма анкера. Въ этотъ самый моментъ эллипсъ прекратитъ передвиженiе вилки, и наоборотъ, последняя движетъ балансъ до спаденiя зубца, после чего вилка прислоняется къ противоположной стороне. При обратномъ движенiи баланса эллипсъ опять захватываетъ вилку, чемъ снова преодолевается уголъ притяженiя и получается толчекъ въ другую сторону. То‑же самое действiе повторятся при каждомъ размахе баланса.

Для более лёгкаго передвиженiя баланса посредствомъ вилки делались различные опыты. Такъ напримеръ для достиженiя этой цели каменному штифту придавали различную форму, как‑то: овальную, трёхгранную, четырёхгранную и круглую. Также и прорезу въ вилке придавали различный видъ. Что касается последняго, то теперь принято его делать прямымъ и параллельнымъ центральной линiи (таб. VIII фиг. 1). Каменные‑же штифты обыкновенно делаютъ овальной (эллипсообразной) формы и только въ высшихъ сортахъ часовъ встречаются трёхгранные штифты, углы которыхъ незначительно закруглены (смъ. рисъ. таб. VIII фиг. 1). Передняя площадка эллипса должна возможно меньше выступать за линiю x. Это имеетъ большое значенiе и потому камни, имеющiе овальную форму, должны быть возможно плоскими, эллипс‑же более круглой формы не годенъ. При передвиженiи вилки въ сторону, ея наружный уголъ выступаетъ изъ круга x, такъ что достаточно плоскiй эллипсъ свободно можетъ пройти около нея (таб VIII фиг. 2). Чемъ шире прорезъ въ вилке, темъ лучше для удобнаго вступленiя и выхода камня. Но вместе съ темъ значительная ширина прореза оказываетъ нежелательное влiянiе при начальномъ передвиженiи баланса, такъ какъ таковое начинается передъ центральной линiей и следовательно сопряжено съ вреднымъ входящимъ тренiемъ. Поэтому, какъ прорезъ вилки, такъ и эллипсъ не должны быть слишкомъ широки, но и очень узки.

Более свободному вступленiю и выходу эллипса изъ вилки много способствуетъ обширность передвиженiя последней при меньшемъ рычаге баланса. Въ чёмъ легко можно убедиться изъ составленнаго для опыта рисунка. Этимъ объясняется, почему въ дешовыхъ анкерныхъ часахъ градусы передвиженiя баланса взяты слишкомъ большiе. Чрезмерное и весьма вредное тренiе — неизбежное последствiе этой несоразмерности. Меньшiе‑же градусы передвиженiя при короткихъ вилкахъ требуютъ чрезвычайно аккуратнаго выполненiя ходовыхъ частей и потому применимы только въ лучшихъ часахъ.

Изображённый на таб. VIII фиг. 1 ходъ распределёнъ такъ, что центры вращенiя колеса, анкера и баланса образуютъ прямой уголъ. въ хода такого устройства вилка на столько длинна, что окружность баланса не доходитъ до валика анкера, и потому таковой можетъ быть одинаковой длины съ остальными валиками. Анкеръ и вилка въ часовомъ механизме составляютъ такъ сказать лишнiй кусокъ, требующiй передвиженiя и сопротивленiе веса котораго бесполезно поглощаетъ часть механической работы. Стремленiе довести весъ вилки до минимума повело къ значительному укорачиванiю таковой, такъ что во многихъ часахъ балансъ проходитъ поверхъ анкернаго валика. При такомъ устройстве центры вращенiя колеса, анкера и баланса находятся на одной линiи (таб. IX фиг. 2). Такое расположенiе частей хода называютъ прямолинейнымъ ходомъ (Ligne droite).

Чтобы при каком‑либо внешнемъ сотрясенiи не могло произойти преждевременное освобожденiе зубца, необходимо, чтобы анкеръ и вилка на валике удерживались‑бы въ равновесiи. Обыкновенно это достигается только относительно вилки, такъ какъ анкеръ по своей форме не можетъ иметь противовеса. Но для указанной надобности совершенно достаточно, если только одинъ конецъ вилки не тяжелее другого.

Изъ предыдущаго видно, что при действiи анкернаго хода анкеръ, а вместе съ нимъ и вилка, удерживаются зубцомъ колеса въ принятомъ положенiи. Такъ что эллипсъ при движенiяхъ баланса легко можетъ вступать въ вилку. Это удерживанiе конечно можетъ только иметь место въ заведённыхъ часахъ; если‑же сила пружины перестанетъ действовать, тъ. е заводъ спустится, то и зубецъ колеса перестанетъ нажимать на анкеръ, и если балансъ при этомъ по какой­либо внешней причине придётъ въ колебанiе, то эллипсъ очень скоро сможетъ очутиться съ наружной стороны ничемъ не придерживаемой вилки, вследствiе этого ходъ настолько будетъ разстроенъ, что часы при возобновленiи завода не пойдутъ. Для устраненiя такой случайности имеется следующее приспособленiе. На валикъ баланса насаженъ стальной кружокъ, въ которомъ обыкновенно закреплёнъ и упомянутый эллипсъ. У окружности означеннаго кружка, передъ эллипсомъ имеется полукруглая выемка. Эта выемка даётъ имеющемуся у конца вилки остроугольному выступу, такъ называемому ножу, свободный проходъ, пока вилка и эллипсъ находятся въ связи. Въ остальное‑же время этотъ кружокъ препятствуетъ проходу вилки, такъ какъ ножъ о него упирается. Само‑собой разумеется, что ножъ и кружокъ во время хода часовъ, не должны касаться другъ друга, и потому между ними долженъ быть достаточный промежутокъ, чтобы, принимая въ разчётъ боковую свободу кончиковъ, при разныхъ положенiяхъ часовъ, не могли тереться одно о другое. Но съ другой стороны, промежутокъ между ножомъ и кружкомъ не долженъ быть настолько великъ, чтобы, если прижать ножъ къ кружку, могло произойти преждевременно соскользанiе зубца колеса съ площадки покоя анкера. Большiй кружокъ менее препятствуетъ проходу ножа, чемъ малый. Надлежащую величину для кружка находятъ посредствомъ чертежа такимъ способом: означенную полукруглую выемки кружка такъ близко подводятъ къ эллипсу, чтобы между выемкой и последнимъ оказалась только тоненькая стенка (таб. VIII фиг. 1). Затемъ на центральной линiи точно начерчивается ножъ m, последнiй долженъ иметь такую длину, чтобы онъ въ выемке кружка имелъ ещё достаточно свободы. Дугою y обозначается путь, который конецъ ножа долженъ пройти. Точки пересеченiя этой дуги съ линiями, проведённымъ отъ центра анкера по сторонамъ центральной линiи, определяютъ величину кружка. При этомъ распределенiи ножъ плотно прилегал‑бы къ кружку, но такъ какъ въ действительности вилка для обезпеченiя спаденiя зубцовъ должна двигаться ещё немного дальше, то и получается маленькая свобода между ножомъ и кружкомъ, если‑же таковой оказалось‑бы недостаточно, то нужно кружокъ немного уменьшить. При ходахъ съ большимъ рычагомъ подъёма баланса, вышеозначенное приспособленiе недостаточно надёжно препятствуетъ проходу вилки, потому что уголъ, препятствующiй проходу, слишкомъ малъ у большого кружка. въ такихъ случаяхъ применяютъ другое устройство, обозначенное пунктирами на таб. VIII фиг. 2. При этомъ устройстве ножъ не помещёнъ надъ прорезомъ вилки, а подъ нимъ (смотъ. фиг. 2 таб. IX), и доведёнъ до маленькаго кружка b, который гораздо надёжнее устраняетъ случайный проходъ вилки, чемъ большой. Но при этомъ устройстве имеется затрудненiе, которое требуетъ особаго вниманiя. Съ удлиненiемъ ножа и уменьшенiемъ объёма кружка, скорость движенiя обеихъ частей становится неравною. Въ виду этого выемку въ кружке нужно делать больше, чтобы ускоренному движенiю вилки дать место, какъ усматривается изъ упомянутаго рисунка. Но вследствiе большой выемки ножъ при возвратномъ размахе баланса можетъ раньше вступить въ таковую, чемъ эллипсъ въ прорезъ вилки, из-за чего колеблющiйся балансъ незаведённыхъ часовъ можетъ полной силой удариться эллипсомъ о конецъ рожка сдвинутой къ средине вилки. Для предупрежденiя подобной случайности рожкамъ b придаютъ более широкую дугообразную форму, каковая должна способствовать вступленiю эллипса въ прорезъ вилки безъ толчка. При большихъ кружкахъ достаточно скосить рожки вилки у прореза подъ тупымъ угломъ. Неравной скоростью ножа и кружка, между прочимъ, устанавливается и граница уменьшенiя последняго. Дiaметръ этого кружка долженъ иметь по крайней мере 2/3 дiaметра круга движенiя x. При устройстве хода съ маленькой ролькой эллипсъ долженъ быть вставленъ въ отдельный рычажокъ, прикреплённый къ валику баланса, или‑же закреплёнъ непосредственно въ одинъ изъ шенкелей последняго.

128. Просмотръ анкернаго хода и устраненiе более часто встречающихся недостатковъ.

При анкерномъ ходе каждая линiя имеетъ важное значенiе. Самое незначительное отступленiе отъ правильной формы частей часто кроетъ въ себе серьёзный недостатокъ. въ виду этого весьма важно действующiя части предохранить отъ стиранiя и могущихъ произойти вследствiе этого переменъ въ ихъ форме. Это достигается примененiемъ твёрдыхъ камней для изготовленiя действующихъ площадокъ анкера и для эллипса. Если трущiяся одна о другую части будутъ состоять изъ закалённой и полированной стали съ одной стороны, и хорошо полированнаго камня, съ другой, и между ними будетъ дано достаточно масла, то оне почти вовсе не подлежатъ стиранiю. И если при правильно устроенномъ анкерномъ ходе все кончики валиковъ также будутъ вращаться въ хорошихъ гладкихъ камняхъ, то долговечное правильное действiе хода совершенно обезпечено, исключая конечно насильственнаго поврежденiя.

Къ сожаленiю встречается очень много часовъ, устройство ходовъ которыхъ далеко не соответствуетъ правильности. Во многихъ часахъ эта неправильность настолько велика, что ихъ исправить трудно, въ особенности малосведующiй мастеръ, исправляя по‑своему одну ошибку, легко можетъ при этомъ создать несколько другихъ, ещё большихъ. Поэтому следуетъ приниматься за дело съ полнымъ сознанiемъ и не приступать къ каким‑либо переделкамъ хода, не будучи совершенно увереннымъ въ успехе.

Приступая къ просмотру хода и вынувъ балансъ, предварительно нужно изследовать эйнгрифъ колеса въ анкеръ. Медленно ведя пуцгольцомъ вилку со стороны въ сторону, наблюдаютъ за спаденiемъ, покоемъ и надлежащимъ ограниченiемъ размера движенiя вилки. Въ карманныхъ часахъ спаденiе нельзя установить какъ при ходе Грагама измененiемъ разстоянiя эйнгрифа, какъ и покой нельзя установить передвиженiемъ лапъ. Первымъ долгомъ следуетъ установить покой въ надлежащую меру, если после этого окажется, что наружное спаденiе слишкомъ велико, то значитъ анкеръ очень малъ, и наоборотъ, если спаденiе мало, то анкеръ великъ. Особенно нужно следить, чтобы зубецъ не слишкомъ много и не очень мало спадалъ на покой. Слишкомъ большой покой очень вреденъ, потому что онъ совершенно непроизводительно поглощаетъ часть сообщающейся ходу силы. Если покой не ровенъ у обоихъ плечей анкера, то тутъ причина въ неодинаковомъ наклоне подъёмныхъ площадокъ. Для исправленiя этой ошибки посредствомъ шлифованiя требуется очень умелая рука. Неравное спаденiе на покой можетъ также произойти также и вследствiе эксцентричнаго анкернаго колеса. Этотъ недостатокъ устраняютъ заменою колеса или трибки, если, какъ это часто бываетъ, причина кроется въ некругломъ анзатце последней. Надлежащее установленiе покоя достигается только передвиженiемъ анкера ближе къ колесу или дальше отъ него. Для этого нужно заделать отверстiя для кончиковъ валика анкера, и на хорошемъ эйнгрифциркуле снова установить ходъ. Но такъ какъ для надлежащаго выполненiя этой работы требуется значительная трата времени, то проще выбрать новое колесо и анкеръ по имеющемуся разстоянiю эйнгрифа и заменить ими несоответствующiе.

Если неправильность покоя не особенно велика, то имеется более простое средство исправить эту ошибку. Анкера, не состоящiе съ вилкою изъ одного куска, какъ известно, прикреплены къ последней посредствомъ штельштифтовъ и винта, который нарезанъ на самый анкерный валикъ. Если отверстiе въ анкере въ соответствующую сторону немного вышлифовать и согнуть штельштифты, то можно центръ гакена по отношенiю къ валику немного переставить, чемъ достигается желаемая цель. При этомъ линiи анкера по отношенiю къ его центру немного изменяются, но при такомъ незначительномъ передвиженiи это не имеетъ особеннаго значенiя. Само собой разумеется, что работа эта должна быть выполнена такъ, чтобы связь между анкеромъ и вилкою осталась надёжная.

Очень серьёзный недостатокъ состоитъ въ томъ, что зубецъ колеса не притягиваетъ анкера въ положенiи покоя. Если причина этому состоитъ въ томъ, что углы зубцовъ колеса не остры, а закруглены, то колесо не годится и нужно его заменить другимъ. Но равно и площадки покоя анкера могутъ быть неправильной формы. Если имеется хотя самое незначительное притяженiе, то этого можетъ быть достаточно. Но если углы притяженiя совершенно отсутствуютъ, то при малейшемъ сотрясенiи неминуемо произойдутъ неправильности въ ходе часовъ. Этому только можно помочь шлифованiемъ площадокъ покоя или заменою всего анкера. Выдвиганiя камня въ анкере, что часто практикуется, следуетъ вовсе избегать, потому что этимъ изменится положенiе площадокъ подъёма и создаются другiя неисправности. При изследованiи хода следуетъ также обратить вниманiе на относительное положенiе частей. Такъ напримеръ зубцы анкернаго колеса должны касаться лишь только камней анкера, но не остальныхъ частей его. Слишкомъ много конечной свободы валиковъ ходовыхъ частей нужно устранить.

Приспособленiе, ограничивающее движенiе вилки, часто устроено совершено несоответствующимъ образомъ. Если вилка слишкомъ большой площадью прилегаетъ къ означенному приспособленiю, то является возможность остановки хода, такъ какъ вследствiе могущаго произойти накопленiя пыли уменьшится место ея передвиженiя.

Затемъ вилка легко подвергается прилипанiю къ приспособленiю, ограничивающему ея передвиженiе; въ особенности, если точки прикосновенiя находятся близко у конца вилки, то случайно попавшее отъ кончика баланса масло можетъ способствовать этому прилипанiю, что составляетъ большой недостатокъ. Это часто бываетъ единственной причиной, что анкерные часы после кратковременнаго действiя теряютъ ходъ, т. е. размахъ баланса уменьшается. Само‑собою разумеется, что такой серiозный недостатокъ надо устранить. Это достигается темъ, что для ограниченiя движенiя вилки въ платинку вставляютъ два штифта по возможности ближе къ центру вращенiя вилки. Эти штифты должны быть достаточно тверды, чтобы не могли погнуться, и должны иметь перпендикулярное положенiе по отношенiю къ платинке. Ограниченiе движенiя должно быть устроено такъ, чтобы после спаденiя зубца колеса, вилка могла ещё незначительно двигаться дальше, это необходимо для надёжнаго обезпеченiя спаденiя всехъ зубцовъ. Если окажется, что штифты вставлены въ большемъ разстоянiи одинъ отъ другого, чемъ должно быть, то нужно ихъ заменить более толстыми (чтобы уменьшить промежутокъ между ними), если‑же они слишкомъ близки, то можно штихелемъ немного соскоблить съ ихъ боковъ, но отнюдь не гнуть ихъ. Изготовивъ такимъ образомъ новое ограниченiе, прежнее на столько расширяется, чтобы оно потеряло всякое значенiе.

Анкеръ и вилка должны на кончикахъ анкернаго валика удерживаться въ равновесiи. Этого при блинныхъ вилкахъ иногда достигнуть очень трудно и только возможно, если съ конца, имеющаго перевесъ, снять, сколько нужно. Прибавленiя веса на другомъ конце для уравновешиванiя вилки следуетъ совершенно избегать, потому что этимъ увеличился‑бы общiй весъ вилки.

Теперь займёмся весьма трудной частью нашей работы — эйнгрифомъ вилки и эллипса. Последнiй долженъ съ очень незначительной боковой свободой, но безъ малейшаго тесненiя вращаться въ прорезе вилки; самое ничтожное тесненiе совершенно затормозило‑бы ходъ. Съ другой стороны, слишкомъ широкiй прорезъ имеетъ последствiемъ слишкомъ большое спаденiе вилки, которымъ механическое действiе последней намного уменьшается. Также очень важно, чтобы вилка была достаточно длинная. При слишкомъ короткой вилке, эллипсъ, благодаря своей овальной форме, будетъ упираться о переднiй уголъ прореза, въ который онъ войдётъ съ сильнымъ тренiемъ. Для изследованiя правильнаго захватыванiя, вставляютъ балансъ въ своё место, пружину немного заводятъ, и ведутъ балансъ до места вступленiя эллипса въ прорезъ; при маленькой опытности легко замечается препятствiе при вступленiи, если вилка слишкомъ коротка. Этотъ недостатокъ ещё заметнее, если движенiе вилки затруднить, подложивъ подъ неё кусочекъ бумаги. Во всякомъ случае это изследованiе требуетъ большого вниманiя. Дальше изследованiе должно простираться на прохожденiе эллипса около противоположнаго угла прореза, въ томъ положенiи, въ которомъ оно изображено на рисунке таб. VIII фиг. 2. Если разстоянiе между эллипсомъ и означеннымъ угломъ слишкомъ большое, то значитъ вилка коротка. При этомъ одновременно можно изследовать свободу между ножомъ и кружкомъ. Свобода должна быть такая, чтобы кружокъ не могъ касаться вилки, какое‑бы положенiе часамъ не придавали. Если‑же ножъ слишкомъ коротокъ, такъ что вследствiе излишней свободы вилку можно прижать къ кружку настолько, что зубецъ колеса соскользнётъ съ покоя на подъёмную площадку, то, несмотря на большую свободу, намеченная цель не будетъ достигнута, т. е. кружокъ будетъ тереться о вилку.

Если свобода между кружкомъ и ножомъ неодинаковая съ обеихъ сторонъ, хотя последнiй находится прямо въ середине прореза, то значитъ движенiе вилки къ центру баланса не равностороннее, т. е. вилка движется къ одной стороне баланса больше, чемъ къ другой. Для устраненiя этой ошибки нужно вилку гнуть. Стальную закаленную вилку можно гнуть лишь только въ нагретомъ состоянiи, для этого анкеръ отъ нея отвинчиваютъ и лба конца ея захватываютъ щипцами, а свободную часть, т. е. ту, которую нужно гнуть, держатъ надъ пламенемъ спиртовой лампы. Уже при нагреванiи до жёлтаго цвета вилка подаётся лёгкому нажатiю, и только требуется маленькая опытность, чтобы угадать надлежащую меру. Нетвёрдо закаленную вилку можно гнуть, слегка ударяя по ней молоточкомъ, наложивъ её предварительно на медную подкладку.

При слишкомъ короткой вилке необходимо, принимая во вниманiе относительные размеры рычаговъ, предварительно обсудить, — не следует‑ли удлинить рычагъ баланса, т. е. вставить большiй кружокъ. Часто встречаются въ часахъ рычаги баланса, имеющiе только ¼ или даже 1/5 действующей длины вилки, такiе часы при мало‑мальски тяжёломъ балансе не начинаютъ сами‑по‑себе ходить после завода, но при самомъ незначительномъ удлиненiи рычага баланса тотчас‑же произойдётъ перемена къ лучшему.

Если‑же при тщательномъ изследованiи окажется, что не рычагъ баланса, а вилка слишкомъ коротка, то нужно последнюю оттянуть. Этого конечно нельзя предпринять съ твёрдо‑закаленною вилкою, таковую сначала следуетъ отпустить. Оттягиванiе должно производиться, смотря по надобности, иди всей вилки, или только ея рожковъ; последнее очень легко исполнить, следуетъ только положить рожки вилки на гладкiй амбосъ такъ, чтобы ножъ пришёлся внизъ, и ударами молотка по нимъ оттянуть ихъ. При этомъ прорезъ въ вилке конечно съузится, и его мелкимъ вельцфайлемъ снова нужно выпилить до надлежащей ширины, но такъ, чтобы ножъ остался прямо по средине прореза. Слишкомъ широкiй прорезъ въ вилке исправляется этим‑же способомъ. Часто на практике встречаются часы, въ которыхъ вилка попорчена несведующимъ мастеромъ. Некоторые мастера думаютъ облегчить ходъ часовъ темъ, что они прорезъ въ вилке къ концу расширяютъ, другiе, не имея понятiя о важности острыхъ угловъ этого прореза, таковые закругляютъ. Такую погрешность также исправляютъ вышеописаннымъ способомъ, — если исправленiе вообще ещё возможно. Переднiй конецъ рожковъ долженъ быть запиленъ подъ тупымъ угломъ, чтобы эллипсъ при вступленiи и выходе не могъ задевать. При оттягиванiи всей вилки таковая кладётся полированной стороной внизъ на гладкiй полированный амбосъ и оттягивается, ударяя по ней верхнимъ острымъ концомъ молотка. Если вилка при оттягиванiи станетъ длиннее, чемъ нужно, то она конечно будетъ препятствовать свободному движенiю баланса, въ такомъ случае нужно немного укоротить ножъ, но это следуетъ предпринять съ крайне осторожностью, чтобы не укоротить его больше, чемъ требуется. Удобнее ножъ укорачивать четырёхграннымъ мелкимъ напильникомъ, одинъ бокъ котораго гладко ошлифованъ. Этотъ бокъ напильника при напиливанiи кладутъ на рожки вилки.

Если окажется, что свобода ножа не одинакова около всей окружности кружка, то значитъ кружокъ эксцентриченъ, и его нужно обточить. Но это конечно делаютъ, убедившись предварительно, что валикъ, на который кружокъ надетъ, не кидается. Окружность кружка после точенiя следуетъ снова тщательно полировать, чтобы ножъ не задевалъ. Очень важно, чтобы части анкернаго хода имели хорошiе гладкiе кончики и такiе‑же каменныя гнёзда. Кончики въ последнихъ должны иметь возможно меньше боковой свободы. При лишней боковой свободе въ различныхъ положенiяхъ часовъ, изменяется отношенiе частей хода между собой. Затемъ также нужно устранить всякое задеванiе анкера за дно сделанной для него выточки, или зубцовъ анкернаго колеса за внутреннюю площадку анкера. Также и заднiй конецъ вилки не долженъ быть слишкомъ близокъ къ платинке, чтобы попавшая подъ него пыль не могла препятствовать свободному движенiю ея. Иногда балансъ задеваетъ за вилку. Слишкомъ длинный эллипсъ можетъ задевать за платинку или кончикъ винта, которымъ привинчена накладка. Слишком‑же короткiй эллипсъ выйдетъ изъ прореза, если балансъ имеетъ немного конечной свободы. Рожки вилки, при слишкомъ маломъ разстоянiи отъ кружка, легко могутъ задевать за него. Шатающiйся или косо закреплённый эллипсъ мешаетъ правильному ходу. Эллипсъ можно лучше всего закрепить густо растворённымъ въ спирте шеллакомъ. Этимъ растворомъ наполняютъ отверстiе для эллипса, вставляютъ последнiй въ отверстiе и, положивъ кружокъ на барабанъ для отпусканiя винтовъ (таб. I фиг. 11) такъ, чтобы эллипсъ пришёлся въ одно изъ отверстiй барабана, таковой нагреваютъ немного на спиртовой лампе.


15 въ большинстве анкерныхъ часовъ каменный штифтъ въ поперечномъ разрезе имеетъ эллипсообразную форму, и потому принято его называть просто «эллипсъ».

Tags: Курсъ часоваго мастерства
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments