elrond1_2eleven (elrond1_2eleven) wrote,
elrond1_2eleven
elrond1_2eleven

Category:

Полный курсъ часоваго мастерства Ю. Гене (IV 126)

Альбом чертежей

Темы поста: изготовление цилиндерных часов.

126. Руководство къ изготовленiю новыхъ цилиндерныхъ часовъ.

Исправленiе часовъ — задача далеко нелёгкая. Хорошiй мастеръ долженъ обладать способностью заменять каждую негодную или сломанную часть, хотя‑бы и самыхъ ценныхъ часовыхъ механизмовъ такъ, чтобы замена не была заметна, т. е. чтобы приделанная часть была такой‑же хорошей работы, какъ и остальныя части даннаго механизма. Такой способностью конечно можетъ обладать только тотъ, кто въ состоянiи самостоятельно изготовить новые часы. въ предыдущемъ мы ознакомились со многими отдельными работами, ведущими къ изготовленiю новыхъ часовъ, такъ что остаётся только сказать ещё несколько словъ о распределенiи частей, ихъ отношенiи между собой и об изъ изготовленiи вообще. Что касается разсчёта цилиндерныхъ часовъ, то таковой обыкновенно выражается въ следующихъ цифрах:

барабан80зуб.
минутное колесо80зуб.трибка10зуб.
промежуточное60""8"
секундное60""8"
цилиндерное15""6"
вексельное30""8"
часовое32"
минутная трибка10зуб.

Чтобы распределенiе и размеры отдельныхъ частей установить точно, нужно предварительно составить такъ называемый калибръ, т. е. на тонкой шлифованной пластинке воспроизвести рисунокъ платинки часовъ въ ея точномъ размере. Затемъ наметить точки центровъ вращенiя минутнаго и секунднаго колеса, первую какъ разъ въ центре платинки, а вторую по средине между этой точкой и краемъ платинки. После этого циркулемъ намечаютъ, чуть отступая отъ круга, обозначающаго величину платинки, другой меньшiй кругъ, который обозначаетъ то место, где при изготовленiи платинки притачиваютъ анзатцъ, которымъ она прилегаетъ къ футляру. Этотъ последнiй кругъ определяетъ величину барабана, который въ правильно устроенныхъ часахъ долженъ быть возможно больше, но отнюдь не переступать черезъ означенный кругъ. Дiaметръ баланса долженъ быть равенъ внутреннему дiaметру барабана или, что то‑же самое, дiaметру всего барабана за исключенiемъ длины его зубцовъ и толщины стенки. Дiaметръ баланса, какъ известно, находится въ определённомъ отношенiи къ дiaметру цилиндра (какъ 15 : 1), и следовательно тоже къ цилиндерному колесу. Въ часахъ, дiaметръ платинки которыхъ равенъ 40 m/m. (18 линiй), цилиндръ обыкновенно имеетъ 1 m/m., цилиндерное колесо 8,4 m/m. и балансъ не менее 15 m/m. въ дiaметре. Размеръ минутнаго колеса ограниченъ шперрадомъ и спиралью, а дiaметръ секунднаго колеса определяется цилиндернымъ колесомъ. Размеръ его долженъ быть такой, чтобы цилиндерное колесо не могло задевать зубцами за зубцы секундной трибки, размеръ промежуточнаго колеса долженъ быть такой, чтобы оно помещалось между минутнымъ и секунднымъ колёсами. Изъ вышеизложеннаго видно, что все двигающiеся части часового механизма должны быть между собой строго пропорцiональны, и ихъ правильное распределенiе требуетъ много вниманiя.

Установивъ размеры всехъ отдельныхъ подвижныхъ частей, продолжаемъ черченiе калибра. Точки центра вращенiя двухъ колёсъ уже намечены, следовательно двумя кругами можно обозначить и величину этихъ колёсъ (минутнаго и секунднаго). Сделавъ это, нужно найти разстоянiе центра баланса отъ центра платинки. Балансъ следуетъ поместить такъ, чтобы вставленный въ его окружность маленькiй штифтъ не переступалъ намеченнаго меньшаго круга платинки, и чтобы надетая на балансъ спираль, дiaметръ которой долженъ быть въ половину дiaметра баланса, не могла, даже при самыхъ большихъ размахахъ, касаться минутнаго колеса.

Если при определенiи места для баланса окажется, что дiaметръ минутнаго колеса былъ первоначально намеченъ слишкомъ большимъ, то его нужно уменьшить. Разстоянiе центра баланса отъ центра платинки намечаютъ циркулемъ проведённой изъ центра платинки дугой. На этой дуге находятъ точку, которая должна быть въ такомъ разстоянiи отъ намеченнаго центра секунднаго колеса, чтобы штифтъ, вставленный въ окружность баланса, не могъ касаться валика секундной трибки, и на этой точке намечаютъ центръ вращенiя баланса.

Разстоянiе эйнгрифа секунднаго колеса въ трибку цилиндернаго, совместно съ эйнгрифомъ последняго въ цилиндръ, должно быть немного больше, чемъ разстоянiе центра секунднаго колеса отъ центра цилиндра. Если при такомъ распределенiи цилиндерное колесо придётся несколько въ сторону, то это совершенно правильно, ибо въ противномъ случае оно настолько приблизилось‑бы къ промежуточному колесу, что пришлось‑бы увеличить секундное колесо.

Если имеется въ виду изготовленiе несколькихъ часовъ одного типа, то на калиберной пластинке острымъ стальнымъ штифтомъ начерчиваютъ все клобены, а также намечаютъ отверстiя для винтовъ и штельштифтовъ. При изготовленiи же единичныхъ часовъ клобены и означенныя отверстiя можно наметить непосредственно на платинке часовъ.

Закончивъ калиберную пластинку, приступаютъ къ изготовленiю самаго механизма. Способы изготовленiя колёсъ и трибокъ изъ предыдущаго известны. Изготовивъ минутное, промежуточное, секундное колёса и балансъ такой величины, какъ они намечены на калиберной пластинке, а также и трибки къ нимъ, приступаютъ къ изготовленiю барабана. Для этого берётся кусокъ хорошо кованной меди соответствующей толщины. Кусокъ этотъ зажимаютъ въ универсаль, съ одной стороны стачиваютъ совершенно плоско и въ центре его протачиваютъ отверстiе почти до надлежащей величины. Дiaметръ барабана известенъ; взявъ этотъ последнiй чуть больше, изъ означеннаго куска вытачиваютъ кружокъ, этотъ кусокъ обточенной стороной наклеиваютъ шеллакомъ на плоскiй медный патронъ, который зажимаютъ въ универсаль и обтачиваютъ кружокъ съ противуположной стороны также плоско и до надлежащей толщины. Затемъ делается внутренняя выточка такъ, чтобы дно осталось приблизительно 0,4 m/m. толщины, и вытачиваютъ косой фальцъ для помещенiя крышки. Въ центре барабана оставляютъ маленькiй анзатцъ. Окончивъ внутреннюю выточку барабана, обтачиваютъ его снаружи. Приблизительно половина вышины всего барабана должна остаться для зубцовъ, которые после этого нарезаютъ. Крышку барабана вытачиваютъ также на универсале изъ хорошо кованной меди. Только окружность ея необходимо точить на обыкновенномъ станке, насадивъ её при этомъ на такъ называемый левый дрештифтъ. Отверстiе въ крышке должно остаться пока немного меньше, потому что для совершенно правильнаго вращенiя барабана необходимо это отверстiе проточить, насадивъ предварительно крышку на барабанъ.

Затемъ вытачиваютъ кружокъ для платинки механизма и ещё другой кружокъ, который долженъ быть немного меньше, но тоще перваго; изъ него впоследствiи выделываютъ клобены. Оба кружка при обтачиванiи оставляютъ чуть толще, чемъ они должны быть въ готовомъ виде, потому что они впоследствiи шлифовкой утончатся. Само‑собой разумеется, что для обоихъ кружковъ берётся самая лучшая кованная медь. Черезъ ихъ центры на универсале просверливаютъ отверстiя для кончиковъ минутнаго колеса. Обточивъ оба кружка, переносятъ на большiй изъ нихъ, т. е. тотъ, который предназначенъ для платинки, со стороны, где будетъ надеваться циферблатъ, центры секунднаго колеса и цилиндра, пользуясь при этомъ хорошимъ эйнгрифциркулемъ. Сделавъ это, трибки и захватывающiе ихъ колёса попарно вставляютъ въ эйнгрифциркуль, причёмъ колёса, такъ какъ они ещё не насажены на трибки, пока надеваютъ на дрештифтъ. Устанавливая эйнгрифъ въ эйнгрифциркуле, таковой устанавливаютъ возможно глубже, это необходимо для того, чтобы имелась возможность его впоследствiи исправлять вельцованiемъ, если это окажется нужнымъ. Сперва въ эйнгрифциркуле устанавливаютъ эйнгрифъ минутнаго колеса въ трибку промежуточнаго. Установивъ этотъ эйнгрифъ, вставляютъ одинъ шпицъ эйнгрифциркуля въ отверстiе для кончика минутнаго колеса и другимъ шпицомъ на платинке проводятъ дугу въ сторону секунднаго колеса.

Затемъ въ эйнгрифциркуль вставляютъ промежуточное колесо и трибку секунднаго колеса; установивъ этотъ эйнгрифъ, вставляютъ одинъ шпицъ эйнгрифциркуля въ намеченную для кончика секундной трибки точку и другимъ шпицомъ намечаютъ дугу въ сторону минутнаго колеса; где эта последняя дуга скрещивается съ раньше проведённой, — должна быть точка центра вращенiя промежуточнаго колеса. После этого въ эйнгрифциркуле устанавливаютъ эйнгрифъ секунднаго колеса въ трибку цилиндернаго и, вставляя одинъ шпицъ эйнгрифциркуля опять въ намеченную для кончика секундной трибки точку, другимъ шпицомъ проводятъ дугу въ сторону места для цилиндра. Наконецъ устанавливаютъ эйнгрифъ цилиндернаго колеса въ цилиндръ и, вставляя одинъ шпицъ эйнгрифциркуля въ намеченную точку центра цилиндра, проводятъ дугу въ сторону цилиндернаго колеса. Точка пересеченiя этихъ дугъ и будетъ центромъ вращенiя цилиндернаго колеса.

Барабанъ вставляютъ въ эйнгрифциркуль совместно съ минутной трибкой и намечаютъ разстоянiе эйнгрифа на платинке дугой, исходя отъ отверстiя кончика минутной трибки. Положенiе барабана находится въ зависимости отъ формы и распределенiя клобеновъ. Въ часахъ, въ которыхъ клобены расположены косо (Calibre Vacheron), барабанъ имеетъ место прямо противъ секунднаго колеса, такъ что центръ барабана съ центрами минутнаго и секунднаго колёсъ находится на одной прямой линiи. Въ часахъ съ прямыми клобенами (Calibre Geneve) барабанъ несколько придвинутъ къ промежуточному колесу, но конечно не столь близко, чтобы ихъ окружности могли придти въ соприкосновенiе. Въ обоихъ случаяхъ следуетъ обращать вниманiе на удобство завода, т. е. дать барабану такое положенiе, чтобы заводная грань находилась по возможности дальше отъ шалнера задней крышки часовъ.

Тщательно наметивъ центры вращенiя всехъ колёсъ, оба кружка склеиваютъ шеллакомъ вместе, причёмъ черезъ отверстiя въ ихъ центрахъ продеваютъ круглый хорошо приходящiйся медный штифтъ. Делается это для того, чтобы удержать ихъ въ надлежащемъ положенiи. Кружки при склеиванiи должны быть достаточно нагреты и въ такомъ состоянiи ихъ трутъ одинъ о другой до техъ поръ, пока не почувствуется тренiе металла о металлъ; это делаютъ для того, чтобы находящiйся между ними шеллакъ образовал‑бы самый тонкiй слой. Давъ имъ остыть, намечаютъ посредствомъ плантира точки центровъ вращенiя колёсъ, намеченныя на одномъ кружке, также и на другомъ,къ нему прилегающемъ, после чего на последнемъ намечаютъ также и круги всехъ колёсъ. Какъ выше сказано, изъ меньшаго кружка будутъ выделываться клобены, и потому эти круги должны обозначать место, до котораго впоследствiи нужно вытачивать помещенiе для колёсъ; но отнюдь не следуетъ съ основы клобеновъ стачивать лишнее. Клобены для стойкости должны возможно большей площадью прилегать къ платинке, но вместе съ темъ они не должны иметь грубый видъ. Черченiе клобена цилиндернаго колеса можно пока ещё отложить, потому что онъ изготовляется особо. Начертивъ острымъ стальнымъ шпицомъ величину, фасонъ и положенiе клобеновъ, намечаютъ и просверливаютъ отверстiя для винтовъ и штельштифтовъ.

Первые должны иметь место по средине основы клобена, последнiе следуетъ помещать въ возможно большемъ разстоянiи одинъ отъ другого, но не слишкомъ близко къ краю выточки или бокамъ клобена. Штельштифты клобена баланса должны быть сосредоточены на предполагаемомъ круге, образующемся маленькой круглой площадкой нижняго клобена баланса. Отверстiя для винтовъ и штельштифтовъ просверливаются на машине прямого сверленiя. Выемки для головокъ винтовъ делаются на универсале маленькимъ штихелем 5 (таб. VI фиг. 3) или имеющимся при универсале особеннымъ приспособленiемъ.

Покончивъ съ этой работой, кружки снова нагреваютъ, осторожно разъединяютъ и вывариваютъ ихъ въ спирте для очистки отъ шеллака. Края отверстiй для винтовъ и штельштифтовъ въ платинке очищаютъ зенкеромъ отъ грата. Затемъ изготовляютъ винты для клобеновъ и нарезаютъ предназначенныя для нихъ отверстiя въ платинке. Въ меньшем‑же кружке отверстiя для винтовъ расширяютъ настолько, чтобы таковые свободно проходили. Сделавъ это, въ платинке просверливаютъ и нарезаютъ отверстiе для винта нижняго клобена баланса и приступаютъ къ изготовленiю самаго клобена. Берутъ для этого подходящiй кусокъ меди, просверливаютъ его и, привинтивъ къ платинке, плантиромъ на нёмъ намечаютъ отверстiя для винта верхняго клобена и кончика цилиндра. Затемъ приготовленный кусокъ отвинчиваютъ, наклеиваютъ шеллакомъ на медный патронъ, зажимаютъ въ универсаль и вытачиваютъ въ надлежащую толщину, причёмъ оставляютъ круглый анзатцъ, который долженъ проходить черезъ платинку. Потомъ на означенномъ куске циркулемъ намечаютъ три пересекающихся круга, центры которыхъ составляютъ имеющiяся три отверстiя, причёмъ среднiй кругъ долженъ быть самый большой, заднiй немного меньше и находящiйся у отверстiя для кончика цилиндра, самый маленькiй; эти три круга обозначаютъ форму клобена. Начерченный такимъ образомъ клобенъ выпиливаютъ. Сделавъ это, въ платинке протачиваютъ отверстiя для означеннаго анзатца клобена и, привинтивъ къ ней готовый клобенъ, вычерчиваютъ его форму на платинке. Затемъ на универсале по начерченнымъ линiямъ вытачиваютъ въ платинке соответствующее углубленiе для помещенiя этого клобена. Это углубленiе должно иметь такую глубину, чтобы поверхность клобена была немного ниже поверхности платинки. Это необходимо для того, чтобы циферблатъ не могъ на него нажимать. Вообще следуетъ со стороны циферблата всю платинку незначительно выточить, оставляя только узенькiй кантъ, къ которому долженъ прилегать циферблатъ. Сделавъ четырёхграннымъ напильникомъ въ край меньшаго кружка несколько надрезовъ для более удобнаго отделенiя его отъ платинки, таковой привинчиваютъ къ последней посредствомъ всехъ приготовленныхъ для этого винтовъ и просверливаютъ въ круглый анзатцъ нижняго клобена баланса отверстiя, въ которыя должны будутъ входить штельштифты верхняго клобена. После чего все штельштифты вбиваютъ сверху. Штельштифты должны быть изготовлены изъ той‑же самой меди, изъ которой сделаны кружки; они должны быть совершенно круглы, гладки и запилены чуть конусомъ. Затемъ круги всехъ колёсъ циркулемъ переносятъ на внутреннiя стороны обоихъ кружковъ, причёмъ центры кружковъ намечаютъ съ помощью плантира. По намеченнымъ кругамъ на универсале вытачиваютъ нужныя для колёсъ углубленiя. Для необходимой свободы колёсъ означенныя выточки делаются незначительно больше, чемъ оне намечены. Въ меньшемъ кружке кроме выточекъ, сделанныхъ въ платинке, вытачиваютъ ещё место для минутнаго колеса и баланса. Сделавъ нужныя выточки, можно приступить къ вырезанiю клобеновъ лобзикомъ и аккуратному опиливанiю въ надлежащую форму. Если при вытачиванiи выемокъ сделаны были нужные измеренiя, то толщина клобеновъ будетъ надлежащая, и не потребуются поправки. Засимъ делаютъ въ клобене барабана нужныя выточки для помещенiя шперрада, а въ платинке — для стрелочныхъ колёсъ. Клобенъ цилиндернаго колеса только въ техъ случаяхъ впускается немного въ платинку, если таковая взята сравнительно толстая. По окончанiи этихъ работъ приступаютъ къ закрепленiю камней.

За закрепленiемъ камней следуетъ притачиванiе заводнаго валика, трибокъ и цилиндра, известнымъ способомъ. Платинку предварительно тщательно шлифуютъ, клобены‑же можно шлифовать по окончанiи всехъ работъ. Теперь только ещё остаётся насадить на трибки колёса и заклепать ихъ, посредствомъ вельцмашины исправить эйнгрифы, если это потребуется, и установить ходъ. Только после точной установки хода просверливаются отверстiя для штельштифтовъ въ нижнiй клобенъ баланса и платинку и вставляютъ таковые.

Концы штельштифтовъ должны быть аккуратно закруглены, на что имеется особенный маленькiй инструментъ.

Механизмы часовъ обыкновенно золотятъ, но хорошее отшлифовыванiе придаётъ имъ также очень красивый видъ, въ особенности если платинка и клобены сделаны изъ новаго серебра (такъ называемый никелевый механизм).

Всё, что сказано про исправленiе и изготовленiе новыхъ цилиндерныхъ часовъ, также применимо при часахъ съ ходомъ другой конструкцiи, и потому въ дальнейшемъ займёмся лишь только одними ходами другихъ системъ.

Tags: Курсъ часоваго мастерства
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments