elrond1_2eleven (elrond1_2eleven) wrote,
elrond1_2eleven
elrond1_2eleven

Category:

Полный курсъ часоваго мастерства Ю. Гене (IV 112-121)

Альбом чертежей

Темы поста: спираль, градусник, циферблат, стрелки, корпус, винты, притачивание трибок.

112. Спираль (волосок).

Спираль есть одна изъ важнейшихъ частей механизма карманныхъ часовъ, потому что отъ ея доброкачественности, соответствующаго размера и правильнаго положенiя зависитъ по большей части верность хода. Длина спирали должна соответствовать размеру размаховъ баланса, и во время таковыхъ она должна во всю свою длину напрягаться одинаково и не слишкомъ сильно. Опытомъ установлено, что лучшiе результаты въ ходе цилиндерныхъ часовъ достигаются спиралью, дiaметръ которой равенъ радiусу баланса, имея при этой величине 8−9 оборотовъ. Величина спирали обыкновенно ограничена минутнымъ колесомъ. Слишкомъ длинная спираль, т. е. имеющая при маломъ дiaметре много оборотовъ, проявляетъ тотъ недостатокъ, что при малейшемъ внешнемъ сотрясенiи одинъ оборотъ ударяется о другой, черезъ что ея действiе становится неправильнымъ. Оба конца спирали должны быть хорошо закреплены, и она даже при самыхъ большихъ размахахъ баланса нигде не должна касаться, кроме перваго оборота къ штифтамъ въ рукере. Следуетъ особенно остерегаться прикосновенiя: спирали къ минутному колесу, втораго оборота ея къ штифтамъ въ рукере или къ стоечке, къ которой прикреплёнъ ея наружный конецъ, а также перваго внутренняго оборота у рольки къ штифту, которымъ она прикреплена къ последней. Спираль должна лежать въ одной горизонтальной плоскости и иметь совершенно свободное положенiе между клобеномъ и балансомъ. Центръ ея долженъ находиться въ той‑же точке, какъ и центръ баланса, чтобы она, будучи прикреплена къ балансу и клобену, не сдвигалась въ одну сторону. Если эти крайне необходимые условiя не выполнены, то о точномъ регулированiи часовъ не можетъ быть и речи.

Если спираль не пропорцiональна, т. е. слишкомъ велика или мала, поскоблена или протравлена въ какой‑либо кислоте, то таковую непременно следуетъ заменить новой, темъ более, что замена не требуетъ большого труда. Упругость спирали должна соответствовать тяжести или величине баланса, чемъ упруже спираль, темъ быстрее будутъ колебанiя баланса. Большiй балансъ требуетъ более упругую спираль, нежели меньшiй, хотя‑бы они были одинакового веса. Поэтому, выбирая спираль согласно веса баланса, всегда нужно принять въ соображенiе и его величину. Подбирая новую спираль, таковую для такъ называемаго взвешиванiя баланса, зацепляютъ внутреннимъ концомъ за прорезъ цилиндра и, придерживая ея наружный конецъ корнцангомъ, тянутъ его кверху, пока балансъ не поднимется. Если спираль при этомъ образуетъ конусъ въ 1½ раза большiй ея дiaметра, то упругость ея будетъ приблизительно подходящая. Но это относится только къ часамъ, имеющимъ известную величину, приблизительно 18 линiй, спираль для часовъ меньшаго размера должна образовывать сравнительно большiй конусъ. При вставленiи новой спирали, отъ ея внутренняго оборота снимается столько, сколько нужно для свободнаго помещенiя рольки; лишняго снимать не следуетъ. Для прикрепленiя спирали къ рольке таковую насаживаютъ на дрештифтъ и припиливаютъ аккуратный медный штифтикъ, конецъ котораго долженъ быть немного тоньше отверстiя въ рольке. Затемъ дрештифтъ берутъ левой рукой такъ, чтобы отверстiе находилось сверху, и вставляютъ въ таковое сперва внутреннiй конецъ спирали, а потомъ припиленный штифтъ, по возможности плотнее. Нужно обратить вниманiе, чтобы дрештифтъ имелъ по отношенiю къ спирали перпендикулярное положенiе. Отщемивъ оба конца штифтика имеющимися для того маленькими острыми щипчиками, внутреннiй оборотъ ея сгибаютъ такъ, какъ показано въ фиг. 12 таб. VI. Закреплённая спираль при вращенiи дрештифта не должна кидаться. Теперь нужно найти приблизительную точку у наружнаго оборота спирали, где таковой долженъ быть закреплёнъ. Для этого необходимо сосчитать число колебанiй баланса, которыя спираль заставляетъ его въ известный промежутокъ времени сделать. Придерживая наружный конецъ прикреплённой къ балансу спирали корнцангомъ, таковой тянутъ кверху такъ, чтобы нижнiй кончикъ баланса едва касался подложеннаго подъ него кусочка плоскаго стекла, и приводятъ его въ колебанiе. Балансъ обыкновенныхъ цилиндерныхъ часовъ въ минуту долженъ делать 300 колебанiй въ обе стороны, если сосчитать колебанiя въ одну сторону, то таковыхъ будетъ всего 150. Имея подъ рукою часы съ секунднымъ маятникомъ, достаточно считать колебанiя баланса въ теченiе 30 секундъ, въ какое время онъ долженъ делать 75 колебанiй въ одну сторону. Для облегченiя счёта считаютъ три раза до 20, а четвёртый разъ до 15. Если балансъ въ 30 секундъ сделаетъ больше 75 колебанiй въ одну сторону, то спираль коротка, и её нужно придерживать ближе къ ея концу, если‑же балансъ делаетъ меньше колебанiй, то спираль длинна и её нужно придерживать дальше отъ ея конца. То‑же самое повторяютъ до техъ поръ, пока балансъ въ 30 секундъ не сделаетъ 72 колебанiя, т. е. тремя колебанiями меньше, чемъ следуетъ. Это делается потому, что надо принять въ разчётъ штифты въ рукере. У той точки, где при такомъ числе колебанiй будетъ находиться корнцангъ, спираль следуетъ закрепить. То обстоятельство, что балансы почти всехъ обыкновенныхъ цилиндерныхъ часовъ делаютъ въ одинаковые промежутки времени одинаковое число колебанiй, допускаетъ ещё одинъ способ регулированiя, такъ называемое непосредственное сравненiе. Если следить глазомъ за колебанiями наблюдаемаго баланса и одновременно придерживать къ уху другiе, верные часы, то скоро можно заметить самое малое отступленiе. Это наблюденiе продолжаютъ до техъ поръ, пока, передвигая понемногу корнцангъ, не найдётся та точка, у которой следуетъ закрепить спираль, чтобы балансъ делалъ колебанiя, согласныя съ колебанiями баланса выверенныхъ часовъ. Затемъ спираль закрепляется, рукеръ ставится по средине клобена, и наблюденiе продолжается до техъ поръ, пока размахи обоихъ балансовъ совершенно сравняются. Такимъ способомъ можно въ самое короткое время регулировать часы настолько, чтобы они делали не больше несколькихъ минутъ разницы въ стуки. Понятно, что этотъ способ регулированiя требуетъ некоторой опытности, но, прiобретя таковую, можно выгадать немало времени. въ виду того, что спираль иногда приходится переставлять, то очень полезно употребляемый для закрепленiя спирали штифтъ съ того бока, которымъ онъ прилегаетъ къ последней, опилить плоско, потому что иначе прижимаемая имъ часть спирали получитъ форму желобка, и вследствiе этого перестанетъ действовать, потерявъ черезъ вновь прiобретённую форму свою эластичность.

113. Рукеръ

(или такъ называемый градусник) есть приспособленiе, посредствомъ котораго действующая часть спирали, смотря по надобности, укорачивается или удлиняется. Подвижность рукера даётъ возможность безъ особеннаго затрудненiя до некоторой степени урегулировать ходъ часовъ. Въ одномъ конце рукера помещены два штифта, которые служатъ для того, чтобы ограничить свободное движенiе находящейся между ними части спирали до самыхъ малыхъ размеровъ. Для того, чтобы передвиженiемъ рукера не изменялось правильное положенiе спирали, она въ состоянiи покоя не должна касаться означенныхъ штифтовъ, въ какую‑бы сторону его не двигали. Правильность хода часовъ находится въ большой зависимости отъ правильнаго положенiя спирали по отношенiю къ рукеру. Для правильной установки спирали рукеръ сперва сдвигаютъ къ одному краю клобена и придаютъ спирали такое положенiе, чтобы она совершенно свободно находилась въ середине между двумя штифтами. Затемъ рукеръ понемногу передвигаютъ до противоположнаго края клобена, следя при этомъ, чтобы спираль по пути передвиженiя рукера имела одинаковую свободу между штифтами. Сделавъ это, ту часть спирали, которая находится за штифтами, сгибаютъ такъ, чтобы центръ ея находился прямо противъ камня въ клобене. Понятно, что выгибанiе спирали должно производиться, пока она ещё не надета на балансъ, и клобенъ ещё не привинченъ къ платинке. Чтобы дать спирали правильное положенiе, таковая прикрепляется къ клобену, какъ показано на таб. VI фиг. 12, и выгибается имеющимся для этого особеннымъ корнцангомъ.

Самое соответствующее действiе оказываетъ рукеръ, захватывая спираль на одну четверть оборота отъ места ея закрепленiя. Чемъ дальше онъ её захватитъ за этой точкой, темъ сомнительнее становится его действiе, потому что при этомъ рукеръ будетъ будетъ недостаточно подпирать спираль, и допускать некоторое движенiе последней между штифтами, взадъ и вперёдъ; означенное движенiе спирали дастъ ей поводъ къ тренiю между штифтами рукера, вместо плотнаго прилеганiя къ последнимъ, что влечётъ за собою некоторую потерю въ силе, вследствiе которой размахъ баланса более или менее уменьшается. Поэтому часы следуетъ всегда регулировать такъ, чтобы рукеръ стоялъ по средине клобена, или принимая во вниманiе, что обыкновенно часы черезъ некоторое время начинаютъ запаздывать, поставить его немного влево (на Retard).

Другiя причины, не допускающiе точнаго регулированiя часовъ, заключаются въ томъ, что спираль имеетъ слишкомъ мало или слишкомъ много простора между штифтами въ рукере; въ первомъ случае спираль теснится; въ другомъ, меньшiе размахи баланса совершались‑бы медленнее большихъ. При лишнемъ просторе между штифтами, спираль въ большей части своихъ колебанiй не находится подъ регулирующимъ влiянiемъ рукера, этотъ недостатокъ будетъ увеличиваться согласно уменьшенiю размаховъ, такъ что при меньшихъ размахахъ спираль совершенно перестанетъ касаться штифтовъ рукера.

Следовательно, если отъ сгущенiя масла или другихъ причинъ, размахъ баланса уменьшится, то часы будутъ значительно запаздывать. Слишкомъ на Retard сдвинутый рукеръ производитъ то‑же самое, что слишкомъ просторные штифты. Шатающiеся въ рукере штифты могутъ вывести изъ терпенiя того, кто, не замечая этого недостатка, будетъ стараться выверять часы. Штифты въ рукере должны быть всегда чисты, и нужно особенно остерегаться, чтобы на нихъ не попадало масло, вследствiе котораго спираль будетъ прилипать. Прилипающая спираль при каждомъ колебанiи должна срываться, что поглощаетъ часть силы и уменьшаетъ размахъ баланса. Чтобы спираль отъ сотрясенiя не могла выйти изъ своего положенiя между штифтами, или же, наоборотъ, чтобы одинъ или несколько лишнихъ оборотовъ таковой не могли‑бы заскочить между ними, то штифты должны быть закрыты такъ называемымъ спиральнымъ замочкомъ. Обыкновенно названный замочекъ заменяетъ собою одновременно и наружный штифтъ въ рукере (таб. VI фиг. 12), въ такомъ случае необходимо, чтобы онъ имелъ видъ и свойства последняго, т. е. возможно узкое ребро параллельное штифту и безусловную стойкость. Для того, чтобы штифтъ и замочекъ могли крепко держаться въ отверстiяхъ, въ которыхъ они вставлены, последнiе должны быть гладки и не иметь острыхъ краёвъ или грата. Конецъ замочка, которымъ прикрывается штифтъ, долженъ быть гладкимъ, и не долженъ выступать, чтобы второй оборотъ спирали не могъ задевать за него. Тренiе спирали о замочекъ нужно совершенно устранить, потому что это сопряжено со значительной потерей силы. Если приходится делать новый штифтъ или замочекъ къ рукеру, то балансъ вставляютъ въ механизмъ, привинчиваютъ клобенъ и накладывая на него рукеръ, вновь вставленный штифтъ укорачиваютъ настолько, чтобы балансъ подъ нимъ свободно проходилъ, причёмъ между штифтомъ и балансомъ должно оставаться ещё столько места, чтобы могъ уместиться конецъ замочка. Самый замочекъ вытачиваютъ на станке и затемъ заканчиваютъ напиливанiемъ. Рукерный кружочекъ долженъ плотно и неподвижно прилегать къ клобену, иначе винты, которыми онъ привинченъ, могутъ ослабеть. Рукеръ же, хотя и долженъ свободно передвигаться, но не настолько, чтобы онъ могъ сдвинуться съ места отъ внешняго сотрясенiя. Это достигается темъ, что колечко рукера около передняго конца его раздваиваютъ. Для этого рукеръ кладутъ на нитбанкъ такъ, чтобы то место, въ которомъ желаютъ его раздвоить, пришлось на одно изъ более широкихъ отверстiй нитбанка, и наставивъ въ этомъ месте инструментъ на подобiе маленькой стамезки, ударяютъ по таковому маленькимъ молоточкомъ. Нижняя часть рукера, т. е. та, которая прилегаетъ къ клобену, должна быть немного закруглена и гладко ошлифована, чтобы при передвиженiи не царапала клобена. Иногда отверстiя для винтовъ въ рукерномъ кружке не въ одинаковыхъ разстоянiяхъ отъ центра и не находятся на одной линiи его дiaметра, въ такомъ случае во время привинчиванiя кружка нужно стараться повернуть его такъ, чтобы спираль имела правильное положенiе.

114. Циферблатъ.

Отверстiе въ циферблате должно допускать свободное вращенiе стрелокъ. Если приходится увеличивать отверстiе, то это делаютъ тоненькимъ круглымъ напильникомъ, который вводятъ въ отверстiе съ лицевой стороны циферблата, причёмъ стараются действовать такъ, чтобы онъ бралъ только при движенiи вперёдъ, при обратномъ же движенiи напильникъ не долженъ касаться напиливаемаго отверстiя. Ещё лучше, если передъ напиливанiемъ прозенковать немного отверстiе наждачнымъ зенкеромъ. Закрепленiе циферблата должно быть надёжнымъ. Загибанiе ножекъ для этой цели не допускается. Если надрезы, сделанные въ ножкахъ для помещенiя головокъ винтовъ, придерживающихъ циферблатъ, слишкомъ широки, то следуетъ таковые наполнить оловомъ. При поворачиванiи винтовъ, головки таковыхъ сами делаютъ себе новый прорезъ въ мягкомъ матерiaле. Въ случае, если одна или обе ножки циферблата отломаны, то его нужно закрепить наружными винтами. Если это будетъ сделано надлежащимъ образомъ, то видъ циферблата отъ этого ничуть не пострадаетъ. Отверстiя для винтовъ въ циферблате сверлятъ съ лицевой стороны, причёмъ на сверло даютъ скипидарнаго масла. Шатающiйся циферблатъ легко можетъ налечь на секундную стрелку, и этимъ остановить ходъ часовъ.

115. Стрелки

следуетъ установить такъ, чтобы одна другой не могла мешать въ свободномъ движенiи. Чаще всего задеванiе секундной стрелки бываетъ причиною задержки хода, таковая должна вращаться совершенно свободно, не задевая ни циферблатъ, ни за другiя стрелки. Трубочка секундной стрелки не должна доставать до гнезда секунднаго кончика, потому что она въ такомъ случае притягивала‑бы масло, находящееся въ гнезде, и этимъ способствовала‑бы быстрому стиранiю кончика. Задеванiе минутной стрелки за стекло и циферблатъ нужно устранить. Часовая стрелка должна иметь достаточную, но не излишнюю свободу между минутной и секундной стрелками.

116. Футляръ или корпусъ.

Футляръ долженъ предохранять механизмъ отъ засариванiя и другихъ вредныхъ внешнихъ влiянiй. Но не всегда онъ выполняетъ эту задачу. Напротивъ того, онъ иногда самъ бываетъ причиною остановки часовъ. Передъ вставкою механизма въ футляръ, последнiй всегда следуетъ тщательно осмотреть, нет‑ли въ нёмъ отверстiй, черезъ которыя могла‑бы во внутрь проникать пыль. Это особенно легко можетъ произойти черезъ головку футляра, если въ таковой отверстiя для колечка или друкера настолько велики, что они въ нихъ хлябаютъ. Въ такомъ случае следуетъ или уменьшить отверстiя, или заменить друкеръ или кольцо. Все лишнiя отверстiя въ футляре нужно заделать, и если не всегда представляется возможность ихъ запаять, то по крайней мере замазать ихъ съ внутренней стороны воскомъ. Неплотные шалнеры также способствуютъ скорому засариванiю механизма. Футляръ долженъ касаться только платинки механизма, прикосновенiе къ другимъ частямъ можетъ препятствовать свободному движенiю последнихъ.

Барабанъ и балансъ, напримеръ, задевая за футляръ, непременно остановятъ ходъ часовъ. То‑же самое можетъ произойти, если вторая крышка (Guvet) нажимаетъ на клобенъ баланса или на трубочку клобена минутнаго колеса. Последнiй недостатокъ легко можно заметить при изследованiи конечной свободы минутнаго колеса, следуетъ только закрыть вторую крышку и потянуть за грань стрелочнаго валика, первый‑же недостатокъ узнаётся такимъ способом: на кружокъ рукера даютъ каплю масла и закрываютъ крышку. Если затемъ при открыванiи крышки на ней окажутся следы масла, то это служитъ доказательствомъ, что она нажимаетъ на клобенъ баланса.

Означенный недостатокъ можно также легко заметить, нажимая пальцемъ на запертую крышку, и если только крышка налегаетъ на клобенъ, то часы при этомъ сейчас‑же остановятся. Слишкомъ длинная грань для перевода стрелокъ можетъ упираться о наружную крышку, поэтому означенная грань не должна выступать изъ отверстiя внутренней крышки.

Слишкомъ низкое стекло спереди нажмётъ на конецъ стрелочнаго валика и будетъ препятствовать ходу часовъ. И потому, насадивъ стекло, нужно вторично испробовать конечную свободу минутнаго колеса, потянувъ за грань стрелочнаго валика. Само собой разумеется, что передъ вставкою механизма въ футляръ, последнiй нужно тщательно вычистить, и только снаружи, а главное съ внутренней стороны. Многiе мастера на это обращаютъ слишкомъ мало вниманiя, и потому футляръ часто является местомъ скопленiя грязи, которая немного попадаетъ въ только что вычищенный механизмъ, засаривая его вновь. Въ новыхъ часахъ часто случается, что откидная пружина не въ силахъ поднять крышку, потому что шалнеры слишкомъ туги. Въ такихъ случаяхъ на шалнеры даётся немного масла, но при этомъ нужно быть осторожнымъ и давать его въ самомъ незначительномъ количестве. Удобнее и лучше делать это, вынимая предварительно механизмъ, потому что при расхлябыванiи шалнеровъ масло распрыскивается и попадаетъ въ такiя места механизма, где оно можетъ повредить.

117. Замена различныхъ частей механизма.

Начнёмъ съ винтовъ, которыхъ въ карманныхъ часахъ имеется значительное количество. Способ изготовленiя новыхъ винтовъ известенъ изъ стъ. 20, и потому остаётся сказать о нихъ лишь несколько словъ.

Кое‑какъ удерживающiйся винтъ въ часахъ во всякомъ случае следуетъ заменить. Выпавшiй винтъ иногда можетъ сильно повредить часовому механизму. При замене негодныхъ винтовъ другими имеющимися въ продаже готовыми, нужно быть весьма осторожнымъ, потому что нарезка нашихъ винтовальныхъ досокъ редко согласуется съ нарезкою, имеющейся на означенныхъ винтахъ, и потому изготовленiе подходящихъ мечиковъ невозможно. Насильственное‑же втискиванiе винта въ неподходящую нарезку следуетъ совершенно устранить. Поэтому готовыми винтами можно пользоваться, только въ такомъ случае, если имеется хорошiй ассортиментъ таковыхъ, съ разсортированными по нумерамъ нарезками и подходящими къ нимъ мечиками. Если‑же такого ассортимента винтовъ не имеется, то гораздо лучше при надобности самому выточить винтъ, темъ более что это почти не требуетъ большаго времени, чемъ подбиранiе готоваго винта. На нарезку въ отверстiяхъ следуетъ обращать особенное вниманiе, и если таковая въ кружке рукера, напримеръ, испорчена, то последнiй следуетъ отваривать и сделать новую нарезку.

Винты непременно должны быть закалены. Головки незакаленныхъ винтовъ после некотораго ввинчиванiя и вывинчиванiя портятся и принимаютъ некрасивый видъ. Если трата времени на полировку головокъ винтовъ не оплачивается, то ихъ по крайней мере нужно отшлифовать на шраубенкопфмашине мелкимъ наждачнымъ напильникомъ. Ошлифованная и отпущенная въ надлежащiй цветъ головка винта имеетъ весьма приличный видъ. Отпустить винтъ только одинъ разъ въ коричневый или тёмносинiй цветъ недостаточно, онъ будетъ слишкомъ хрупокъ, его отпускаютъ сначала въ светлосинiй цветъ, и затемъ уже отпускаютъ до надлежащаго цвета. Конецъ винта укорачиваютъ насколько нужно и закругляютъ.

118. Притачиванiе новой трибки13.

Точное измеренiе составляетъ одно изъ главныхъ условiй при изготовленiи такихъ новыхъ частей часового механизма, размеры которыхъ находятся въ зависимости отъ размеровъ другихъ частей. При изготовленiи такихъ частей не следуетъ придерживаться техъ размеровъ, которыя имели старыя, такъ какъ часто случается, что размеры старыхъ не были надлежащими. Размеры новыхъ частей определяются: 1) имеющимся для нихъ местомъ; 2) отношенiемъ, въ которомъ они должны находиться къ другимъ частямъ механизма и 3) ихъ предназначенiемъ. Лучшимъ инструментомъ для такихъ измеренiй служитъ десятичный циркуль смъ. таб. XII фиг. 3.

Для более понятнаго объясненiя прiёмовъ при измеренiяхъ, приведёмъ здесь примеръ измеренiй вновь притачиваемой трибки промежуточнаго колеса, которое, какъ принято въ часахъ обыкновеннаго устройства, помещается въ маленькой выемке, выточенной въ платинке. Сначала вставляютъ минутное колесо и привинчиваютъ клобенъ последняго, а затемъ и клобенъ промежуточнаго колеса. Сделавъ это, десятичнымъ циркулемъ измеряютъ разстоянiе отъ нижней части платинки (где надевается циферблат) до поверхности клобена, и такимъ способомъ находятъ размеръ всей длины трибки, совместно съ кернерами, необходимыми при обтачиванiи последней. Предположимъ, что полученный размеръ составляетъ 5,2 m/m. Толщина платинки отъ ея нижней части до поверхности камня промежуточнаго колеса составляетъ 0,5 m/m. Толщина клобена означеннаго колеса, меряя съ его поверхности до внутренней поверхности камня, составляетъ 0,55 m/m., следовательно остаётся пространство въ 5,2−1,05 m/m.= 4,15 m/m. между камнемъ въ клобене и камнемъ въ платинке; если отсюда ещё отбросить 0,15 m/m., необходимыхъ для конечной свободы, то останутся 4 m/m., которые составляютъ длину валика притачиваемой трибки до кончиковъ. Если затемъ измерить разстоянiе отъ нижней части платинки до поверхности вставленнаго на своё место минутнаго колеса, то получится 4,3 m/m., что должно составить размеръ отъ фацета до нижняго конца трибки совместно съ кончикомъ. Для ещё более точнаго измеренiя вставляютъ и секундное колесо, подкладываютъ между нимъ и платинкою кусочекъ пуцгольца, чтобы оно не подавалось при измеренiи, и измеряютъ разстоянiе отъ нижней части платинки до поверхности секунднаго колеса, причёмъ получается 1,2 m/m. Толщина всей платинки есть 2,4 m/m., следовательно отъ поверхности секунднаго колеса до поверхности платинки также 1,2 m/m. Это пространство для более соответствующаго помещенiя промежуточнаго колеса делятъ пополамъ. Промежуточное колесо имеетъ 0,3 m./m. толщины, следовательно оно можетъ находиться на 0,3 m/m. ниже поверхности платинки, потому что пространство въ 0,6 m/m. между секунднымъ и промежуточнымъ колёсами совершенно достаточно. Отъ нижней части платинки до фацета трибки 4,3 m/m., выключая изъ этого толщину платинки, т. е. 2,4 m/m., остаётся 1,9 m/m., прибавивъ затемъ къ этому 0,3 m/m., на которыя колесо должно стоять ниже поверхности платинки, то получится 2,2 m/m., что составляетъ длину трибки отъ фацета до анзатца, на который насаживается колесо.

Для вышеописанныхъ измеренiй и записыванiя таковыхъ требуется гораздо менее времени, чемъ на чтенiе этой статьи, а между темъ они при изготовленiи новыхъ частей избавляютъ отъ бесконечнаго прилаживанiя.

Для более удобнаго пользованiя десятичнымъ циркулемъ очень полезно къ его подвижному рычагу приделать маленькiй винтъ, посредствомъ котораго возможно было‑бы удержать таковой на желаемомъ месте.

Установивъ вышеописаннымъ способомъ точные размеры трибки, приступаютъ къ обтачиванiю последней. Предварительно устанавливаютъ подвижной рычагъ десятичной меры на 4,3 m/m. и закрепляютъ его на этомъ месте винтикомъ. Сделавъ это, укорачиваютъ нижнiй конецъ трибки такъ, чтобы она отъ фацета до нижняго конца имела эту меру, т. е. 4,3 m/m. Вообще все измеренiя производятся отъ фацета, потому что эта часть трибки должна оставаться безъ измененiя. Укоротивъ трибку, прикрепляютъ къ верхнему концу валика хомутокъ, другой конецъ продеваютъ въ подходящее коническое отверстiе шпица токарнаго станка и притачиваютъ кернеръ, стараясь при этомъ не укорачивать валика. Затемъ устанавливаютъ меру на 5,2 m/m., что составляетъ длину всей трибки. Укоротивъ по этой мере верхнiй конецъ валика, притачиваютъ къ нему также кернеръ, вставляя трибку фацетомъ въ одно изъ коническихъ отверстiй шпица. Если означенныя отверстiя достаточно гладки, то отъ этого фацетъ не пострадаетъ, и трибка будетъ вращаться безусловно концентрично. Затемъ на разстоянiи 2,2 m/m. отъ фацета притачиваютъ анзатцъ, на который должно надеваться колесо. Сделавъ это, насаживаютъ колесо, и делаютъ подточку для заклёпки. Мерою для величины анзатца служитъ толщина колеса. Насадивъ колесо на трибку, можно продолжать точенiе безъ хомутка, потому что последнiй можетъ быть заменёнъ однимъ изъ шенкелей колеса. На разстоянiи 4,5 m/m. отъ нижняго конца притачиваютъ верхнiй кончикъ, и такъ какъ длина всей трибки безъ кончиковъ должна быть 4 m/m., то на этомъ разстоянiи отъ анзатца верхняго кончика притачиваютъ нижнiй.

При притачиванiи трибки для секунднаго колеса употребляютъ те‑же прiёмы, какъ они выше описаны.

119.

Но при притачиванiи минутной трибки эти прiёмы несколько изменяются. Десятичная мера не хватаетъ до центра платинки мужскихъ часовъ, и потому употребляютъ другой способ измеренiя. Сквозь отверстiе клобена , привинченнаго къ платинке, и отверстiе въ самой платинке продеваютъ гладко опиленный медный штифтъ, на которомъ кончикомъ остраго ножичка делаютъ зарубки, которыми намечаютъ длину валика и кончиковъ. Место для минутнаго колеса — обыкновенно столь ограничено, что анзатцъ верхняго кончика приходится почти наравне съ поверхностью колеса (таблъ. VI фиг. 13).

Для большей устойчивости зубцы должны оставаться возможно длиннее. Подточка у нижняго конца валика не должна доходить до зубцовъ, таковую нужно делать такъ, чтобы между подточкой и зубцами оставалась часть основы последнихъ. Минутную трибку удобнее притачивать, употребляя непосредственно кернеры шпицовъ станка, чемъ съ помощью дрештифта, который долженъ быть очень тонкимъ и потому не допускающимъ спокойнаго точенiя.

120. Притачиванiе трибки цилиндернаго колеса.

Притачиванiе означенной трибки весьма нежная работа, требующая чрезвычайной аккуратности. Положенiе колеса по отношенiю къ прорезу цилиндра должно быть особенно точно определено, при этомъ старая трибка можетъ быть очень полезна, если только она была сделана по соответствующей мере. Но такъ какъ старая трибка часто оказывается неподходящей или она совсемъ затеряна, то нижеследующее объясненiе укажетъ, какъ поступить въ такомъ случае. Сперва нужно узнать насколько глубоко впущенъ кружокъ съ накладнымъ камнемъ въ нижнiй клобенъ баланса, — для этого означенный клобенъ отвинчиваютъ и измеряютъ толщину всего клобена. Предположимъ, что таковая выражается въ 1 m/m., затемъ, вставляя одинъ конецъ десятичнаго циркуля въ выточенную въ клобене выемку измеряютъ толщину этой части его, причёмъ получается 0,5 m/m., следовательно глубина выемки тоже равна 0,5 m/m., потомъ измеряютъ цилиндръ отъ конца нижняго кончика до того места прореза, где должна проходить основа зубца цилиндернаго колеса и получаютъ 1,4 m/m.. Если къ этому прибавить глубину выемки, т. е. 0,5 m/m., то получится всего 1,9 m/m., что должно составлять размеръ трибки отъ нижней части кончика до анзатца, на который насаживается колесо. Затемъ измеряютъ расстоянiе отъ нижней части платинки до внутренней поверхности камня цилиндернаго колеса, и получаютъ 0,55 m/m., выключая эту меру изъ 1,9 m/m., останется 1,35 m/m., что составляетъ длину трибки отъ анзатца нижняго кончика до анзатца, на которомъ закрепляется цилиндерное колесо (при притачиванiи трибки цилиндернаго колеса — это самое важное измеренiе, требующее большой точности). Потомъ привинчиваютъ клобенъ цилиндернаго колеса, для большей стойкости при измеренiи подкладываютъ подъ него кусочекъ пуцгольца и измеряютъ разстоянiе поверхъ камня въ платинке и камня въ клобене, отнимая отъ полученной при этомъ меры толщину обоихъ камней, получаютъ длину трибки отъ анзатца одного кончика до анзатца другого.

Установивъ все размеры, приступаютъ къ обтачиванiю трибки. Купленныя трибки обыкновенно намного длиннее, чемъ требуется для цилиндернаго колеса, и потому начиная точить трибку, предварительно укорачиваютъ зубцы настолько, чтобы они имели надлежащую длину совместно съ анзатцомъ для колеса. Чтобы сохранить уже готовый фацетъ, зубцы стачиваютъ съ другого конца. Сделавъ это, укорачиваютъ верхнiй валикъ насколько нужно, причёмъ поступаютъ так: предположимъ, что длина валика должна быть 2,1 m/m., если отъ этого отнять 0,25 m/m. на нижнюю часть валика, то останется 1,85 m/m. до фацета. На кончикъ нужно приблизительно 0,4 m/m., следовательно валикъ укорачиваютъ на разстоянiи 2,25 m/m. отъ фацета. Кернеръ притачивается въ подходящемъ коническомъ отверстiи шпица. Сделавъ это, притачиваютъ анзатцъ для цилиндернаго колеса, заканчиваютъ верхнюю часть валика и притачиваютъ верхнiй кончикъ. Причёмъ на нижнюю часть валика, оставшуюся ещё довольно длинной, надеваютъ хомутокъ. После полировки кончика и закругленiя его конца сверху, насаживаютъ и заклёпываютъ колесо и приступаютъ къ оканчиванiю нижней части валика, т. е. укорачиваютъ его, насколько нужно, и при помощи одного изъ коническихъ отверстiй шпица притачиваютъ кернеръ. Затемъ обтачиваютъ его и притачиваютъ и полируютъ нижнiй кончикъ. При заканчиванiи нижняго валика трибки, не надеваютъ на неё хомутка, потому что винтомъ последняго легко можно попортить зубцы; вместо хомутка пользуются однимъ изъ шенкелей цилиндернаго колеса.

Хорошее выполненiе этой весьма трудной работы большей частью зависитъ отъ надлежащего устройства токарнаго станка, а затемъ конечно отъ опытности, которой обладаетъ мастеръ, выполняющiй эту работу.

121. Насаживанiе новаго цилиндернаго колеса

на имеющуюся готовую трибку — работа весьма несложная. Обыкновенно приходится при этомъ ауфрайберомъ увеличивать отверстiе въ центре цилиндернаго колеса. Если окажется, что колесо въ этомъ месте слишкомъ твердо, такъ что ауфрайберъ не берётъ, то трубочку колеса нужно отпустить. Для этого берутъ кусочекъ проволоки приблизительно 3 m/m. толщины, конецъ проволоки запиливаютъ такъ, чтобы образовался шарикъ на подобiе булавочной головки. Означенную головку накаливаютъ до‑красна, и въ такомъ состоянiи быстро прикладываютъ къ отверстiю. Но чтобы колесо при этомъ не покоробилось отъ нагреванiя, подъ него предварительно подкладываютъ совершенно плоскiй и сухой кусочекъ дерева. Среднюю часть колеса, которая при этомъ получаетъ синiй цветъ, тщательно шлифуютъ разведённымъ эльштайномъ, употребляя для этого сердцевину бузины. Затемъ колесо насаживаютъ на дрештифтъ, и стачиваютъ трубочку настолько, чтобы анзатцъ трибки незначительно выступалъ. Отверстiе въ означенной трубочке, какъ выше сказано, расширяютъ ауфрайберомъ, что нужно делать съ большой осторожностью, придерживая колесо тремя пальцами. Если имеется старое колесо, снятое съ данной трибки, то таковое надеваютъ на употребляемый ауфрайберъ, и согласно его отверстiя расширяютъ отверстiе въ новомъ колесе; если же стараго колеса не имеется, то анзатцъ трибки вставляютъ въ подходящее отверстiе англiйской меры (таб XII фиг. 8) и, вставивъ въ то‑же отверстiе ауфрайберъ, разведённымъ крокусомъ намечаютъ на нёмъ место, до котораго онъ входитъ въ отверстiе, и до этого‑же намеченнаго места его впускаютъ въ отверстiе колеса. Колесо следуетъ туго, но притомъ осторожно, набивать на анзатцъ трибки. Если анзатцъ трибки вращается эксцентрично, то его следуетъ обточить, что съ помощью предохранительной рольки не очень трудно сделать, если при этомъ шёлковую нитку не натягивать слишкомъ туго.


13 Совершенно готово приточенная трибка состоитъ изъ следующихъ частей: а валика; б зубцовъ; въ кончиковъ.

Tags: Курсъ часоваго мастерства
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments