elrond1_2eleven (elrond1_2eleven) wrote,
elrond1_2eleven
elrond1_2eleven

Полный курсъ часоваго мастерства Ю. Гене (IV 106-111)

Альбом чертежей

Темы поста: цилиндерный ход — устройство, действие и починка.

106. Цилиндерный ходъ.

Отдельныя части цилиндра и цилиндернаго колеса имеютъ следующiе названiя:

У цилиндра (таб. VII, фиг. 1): 1 — валикъ; 2 — большой или верхнiй томпонъ; 3 — маленькiй или нижнiй томпонъ; 4 — большая трубка; 5 — малая трубка; 6 — большая или входная губа; 7 — малая или выходная губа; 8 — прорезъ; 9 — внутреннiй покой; 10 — шейка цилиндра.

У колеса (таб. VII, фиг. 2): 1 — площадка зубца; 2 — наклонъ; 3 — столбикъ; 4 — основа зубца; 5 — кончикъ зубца; 6 — пятка зубца; 7 — выемка.

Для более близкаго ознакомленiя съ цилиндернымъ ходомъ, очень полезно составить чертёжъ такового (таб. VII, фиг. 3).

Предположимъ, что колесо должно иметь 15 зубцовъ и наклонъ каждаго зубца 18º, то предварительно намечаютъ окружность колеса пунктиромъ. Этотъ кругъ делятъ на 15 равныхъ частей, каждую въ 24º; точки деленiя указываютъ то место, где должны находиться пятки зубцовъ, которыя и обусловливаютъ деленiе колеса. Чтобы найти размеръ наклона, сперва, исходя отъ центра колеса, черезъ пятку предполагаемаго зубца проводятъ линiю A, и въ разстоянiи 11º отъ нея — линiю B, такъ что ещё остаётся 13º промежутка до пятки следующаго зубца. Черезъ точки пересеченiя линiй A и B съ окружностью колеса проводятъ линiю D, и въ разстоянiи 18º отъ нея линiю E. Такимъ путёмъ получается длина наклона и вместе съ темъ точка кончика зубца, которая находится тамъ, где пересекаются линiи B и E. Этотъ размеръ посредствомъ циркуля переносится на каждый отдельный зубецъ, исходя отъ уже установленной пятки его. Наклонъ не имеетъ формы прямой линiи, а представляетъ дугу, образуемую радiусомъ колеса. Часть линiи E, заключенную между линiями A, B, делятъ пополамъ, и въ этой точке подъ прямымъ угломъ проводятъ линiю C, затемъ отъ угла конца пятки циркулемъ проводятъ дугу черезъ центръ колеса до пересеченiя линiи C. Эта точка пересеченiя будетъ служить центромъ дуги наклона. Нетъ надобности для каждаго зубца отдельно проводить линiю подобную C. Достаточно, исходя отъ центра колеса, наметить кругъ, совпадающiй съ линiей C у намеченной дуги. Те точки этого круга, которыя съ точкою центра колеса въ равномъ разстоянiи отъ пятки зубца образуютъ центръ каждаго отдельнаго наклона. Если наклоны всехъ зубцовъ, длина которыхъ уже раньше намечена, начерчены, то въ остальномъ форма колеса более произвольная. Следуетъ только обратить вниманiе на достаточный откосъ зубца у пятки, чтобы ничего не препятствовало свободному движенiю цилиндра, въ то время, когда онъ вращается между зубцами. Выемки должны быть возможно большаго объёма. Основы могутъ иметь только необходимую для ихъ прочности ширину. Последнiя должны возможно больше отступать назадъ, чтобы оне при повороте цилиндра направо не ударялись об основанiе его прореза.

Зубецъ долженъ проходить черезъ центръ цилиндра срединой воображаемой прямой линiи, мнимо проведённой отъ пятки до кончика. Для вычерчиванiя различныхъ положенiй цилиндра проводятъ внутри окружности колеса ещё кругъ, пересекающiй центры всехъ прямыхъ линiй между пяткой и кончикомъ зубцовъ, и на которомъ следовательно будутъ находиться центры всехъ вычерченныхъ положенiй даннаго цилиндра. Внутреннiй размеръ цилиндра определяется длиною зубца, наружный — величиною промежутка. Вычерченныя разныя положенiя цилиндра показываютъ полное действiе цилиндернаго хода. Первое и второе положенiе показываютъ начало и конецъ подъёма у большой губы, третье положенiе показываетъ конецъ размаха, причёмъ зубецъ лежитъ на внутреннемъ покое. Затемъ начинается поворотъ цилиндра налево и продолжится до момента, пока, какъ указано въ четвёртомъ положенiи, не начнётся подъёмъ у малой губы. Въ шестомъ положенiи зубецъ спадаетъ на наружный покой, окончанiе котораго показано въ седьмомъ последнемъ положенiи. За этимъ опять последуетъ поворотъ цилиндра направо и подъёмъ у большой губы возобновляется.

107. Цилиндерное колесо.

Наклонъ зубцовъ цилиндернаго колеса въ предыдущей статье определёнъ въ 18º. Такое устройство принято въ большинстве цилиндерныхъ часовъ, что легко узнаётся темъ, что удлинённая прямая линiя проведённая черезъ пятку и кончикъ одного зубца проходитъ также черезъ кончикъ следующаго зубца. Наклонъ зубцовъ въ мужскихъ часахъ не долженъ быть более 18º, потому что большiй наклонъ произведётъ большiй подъёмъ цилиндра, и сила пружины въ такомъ случае окажется недостаточной, чтобы часы после завода сами по себе (не покачнувъ их) начали ходить, что для карманныхъ часовъ весьма необходимо. Плоско устроенные часы, имеющiе вследствiе ихъ устройства очень слабую пружину, требуютъ меньшаго наклона, но слишкомъ малый наклонъ, мене 12º, имеетъ свои особенные недостатки. Чемъ меньше наклонъ, темъ быстрее колесо будетъ двигаться во время подъёма. Несмотря на то, что переходъ отъ покоя къ движенiю, доведённымъ до минимума весомъ колеса и соответствующею формою губ цилиндра (108) по возможности облегчается, но всё‑таки по причине необходимости моментальнаго и слишкомъ быстраго движенiя большая часть механической работы теряется. Эта потеря ещё увеличивается сильными ударами кончиковъ зубцовъ колеса при спаденiи о покои цилиндра, чемъ тормозится свободное движенiе последняго. Определенiе формы наклона зубцовъ было предметомъ долгихъ сужденiй и практическихъ опытовъ. То обстоятельство, что при прямолинейныхъ наклонахъ, конецъ подъёма усиливающимся напряженiемъ спирали много осложняется, навело на закругленiе наклона. Благодаря такой форме, этотъ последнiй у кончика зубца более крутой, въ пятке становится отложе, вследствiе чего последняя часть подъёма легче преодолевается. Въ то‑же время эта форма облегчаетъ начало движенiя колеса, потому что движенiе его сначала медленное и последовательно переходитъ въ более ускоренное. Но слишкомъ большое закругленiе имеетъ последствiемъ чрезмерно сильное спаденiе зубца, что сказывается на площадкахъ покоя цилиндра, которыя въ местахъ, где ударяютъ зубцы, получаютъ выбоинки. Въ виду вышеизложеннаго было принято такое закругленiе, которое мало отступаетъ отъ прямой линiи, и дуга которой имеетъ радiусъ, равный радiусу колеса.

Столбикъ зубца долженъ немного отступать назадъ отъ наклона, чтобы масло, которое необходимо дать на зубцы колеса, не расплывалось по всему колесу. Конецъ зубца долженъ быть возможно дальше отодвинутъ вперёдъ отъ основы, чтобы цилиндръ не ударялся о последнюю, и колесо вследствiе этого не отталкивалось‑бы въ обратную сторону.

108. Цилиндръ.

Действующая часть цилиндра представляетъ изъ себя дугу немного больше полукруга, приблизительно 200º. Такъ что, если зубецъ проходитъ срединой хорды наклона черезъ середину цилиндра, то, вычитая 4º на потерю въ подъёме черезъ необходимое спаденiе колеса, всё‑же останутся ещё 16º на покой и на закругленiе губъ.

Стенка цилиндра не должна быть толще, чемъ требуется для необходимой прочности. Достаточно, если толщина стенки равна 1/10 дiaметра всего цилиндра, такъ что останется ещё 8/10 на его внутреннiй дiaметръ. Толщиною стенки цилиндра обусловливается разница между длиною зубца и величиною его промежутка. Такъ какъ зубецъ колеса долженъ входить во внутрь цилиндра, а самый цилиндръ помещаться въ промежутке двухъ зубцовъ, то разница между шириною промежутка и длиною зубца должна быть равна двойной толщине стенки цилиндра, съ прибавленiемъ къ этому необходимой свободы для его безпрепятственнаго вращенiя. Цилиндръ со слишкомъ толстой стенкой не только имелъ бы последствiемъ уменьшенiе подъёмныхъ площадокъ зубцовъ, но и увеличенiе разницы рычаговъ покоя, т. е. между внутреннимъ и наружнымъ радiусами цилиндра.

Форма губ имеетъ большее значенiе, чемъ смотря на малые размеры ихъ действующей площадки, можно было‑бы предполагать. Во‑первыхъ, оне должны способствовать выступанiю колеса изъ покоя, и потому соответствующiе два угла должны быть немного закруглены (таб. VII, фиг. 4). Во‑вторыхъ, форма губ должна быть такова, чтобы не только одна какая‑либо часть ихъ приходила въ соприкосновенiе съ наклономъ зубца, но чтобы и тренiе последняго равномерно распространялось на всю площадку закругленiя губъ.

Если внимательно разсмотреть на фиг. 3 таб. VII положенiе губ по отношенiю къ наклону зубца колеса при подъёме, то видно, что форма обеихъ губ не можетъ быть одинаковою, а приблизительно такою, какъ показано на фиг. 4. Если‑бы напримеръ входная губа имела такую‑же форму, какъ другая, то только кончикъ зубца скользил‑бы съ некоторымъ тренiемъ по всей губе, подъёмная же площадка производила‑бы тренiе исключительно о последнiй уголъ, и конечно произвела‑бы скорую порчу этой части. Если‑же, наоборотъ, выходная губа имела бы форму первой, то тренiе происходило‑бы у передняго угла и освобождающiйся по окончанiи подъёма зубецъ колеса покидал‑бы губу съ значительнымъ спаденiемъ на наружный покой. Во избежанiе сильнаго спаденiя, внутреннiй уголъ у входной губы и наружный уголъ у другой должны быть очень незначительно закруглены, чтобы лишь только не скоблили подъёмныхъ площадокъ.

фиг. 5 представляетъ изъ себя две губы неправильной формы въ тотъ моментъ, въ который оне освобождаютъ проходящiе зубцы цилиндернаго колеса. Входная губа имеетъ форму полукруга, выходная губа незначительно больше закруглена, чемъ показано на фиг. 4. Но этого незначительнаго отступленiя отъ правильной формы достаточно, чтобы лишить заднюю часть губы всякаго значенiя при подъёме, значительно увеличивая при этомъ спаденiе колеса, и вследствiе того, что только малая доля губы трётся о зубецъ колеса, способствовать скорому разрушенiю таковой.

На кончикахъ цилиндра покоится не только самъ цилиндръ, но и насаженный на нёмъ балансъ, отъ нихъ и зависитъ свободное ращенiе этихъ двухъ связанныхъ частей. Соответственно этому кончики должны быть хорошо полированы и по возможности тонки. Конечная свобода кончиковъ цилиндра не ограничена ихъ анзатцами, какъ это бываетъ у валиковъ колёсъ, они упираются о такъ называемые накладные камни, благодаря чему тренiе намного меньше того, которое произошло‑бы при соприкосновенiи изъ анзатцовъ съ краями отверстiй гнёздъ. Вследствiе клейкихъ свойствъ масла кончики цилиндра должны иметь такую длину, чтобы ихъ анзатцы не только не приходили въ соприкосновенiе съ краями отверстiй гнёздъ, но и съ масломъ, находящимся въ воронке последнихъ. Слишкомъ же длинные кончики съ другой стороны легче будутъ подвергаться ломке.

Употребляемые въ карманныхъ часахъ каменные гнёзда представляютъ изъ себя отличное средство для сохраненiя неизменяемости разстоянiя эйнгрифа, потому что они никогда не стираются, и потому всегда следуетъ применять таковые, если не для всехъ колёсъ карманныхъ часовъ, то во всякомъ случае для хода, причёмъ следуетъ обратить особенное вниманiе, чтобы отверстiя были круглыя и хорошо полированы; негладкiе отверстiе можетъ иметь последствiемъ остановку часовъ.

109. Установка цилиндра въ связи съ цилиндернымъ колесомъ.

Цилиндръ въ фиг. 6 таб. VII для упрощенiя изображёнъ дугой въ 196º. Подобнымъ же образомъ наклонъ находящагося въ цилиндре зубца изображёнъ прямой линiей, потому что форма его не влiяетъ ни на размеръ подъёма, ни на образъ покоя. Сила колеса благопрiятнее всего действуетъ на окружность цилиндра въ точке касанiя касательныхъ ab и cd, проведённыхъ по направленiю радiуса колеса, составляя съ радiусомъ цилиндра прямой уголъ. Если‑бы покой происходилъ у этой точки, то тренiе темъ самымъ было‑бы доведено до минимума, и кончикъ зубца проходил‑бы почти черезъ центръ цилиндра. Но этимъ распределенiемъ весь подъёмъ переносится за точку касанiя касательной, а этотъ ущерб намного превыситъ выгоду тренiя у покоя на касательной. Эти соображенiя и практическiе успехи навели на такое распределенiе, которое допускаетъ, чтобы центръ наклона зубца проходилъ черезъ центръ цилиндра. Поэтому, если зубецъ будетъ находиться въ цилиндре, то его наклонъ совпадётъ съ дiaметромъ самаго цилиндра. И такъ какъ дiaметръ представляетъ изъ себя самую длинную прямую линiю внутри круга, то такое распределенiе допускаетъ возможно большую длину зубца. Очерченный пунктирами зубецъ въ фиг. 6 ясно показываетъ, что если его вставить глубже въ цилиндръ, то онъ долженъ быть короче, вследствiе чего наружное спаденiе увеличится противъ внутренняго въ такой‑же степени.

Показанное въ фиг. 6 правильное положенiе зубца въ цилиндре обусловливаетъ при этомъ размеръ действующей части цилиндра. При такой малой мере, какъ изъ себя представляетъ дiaметръ этой части хода, зубецъ долженъ по крайней мере спадать градусовъ на 5−6 на покой, но и при этомъ получится столь малая площадь, что надёжность покоя, принимая во вниманiе необходимую боковую свободу кончиковъ цилиндра, едва обезпечена. Если къ этому причислить 10º на закругленiе выходной губы и на потерю въ подъёме, черезъ размеръ зубца, въ действительности немного меньшiй, то получаются для оставшейся невыпиленной части цилиндра 200º.

a и b таб. VII, фиг. 4 обозначаютъ точки, где зубецъ колеса спадаетъ на покой; изменённой формою входной губы покой у нея немного увеличенъ и доходитъ приблизительно до 10º, но это увеличенiе покоя не имеетъ решительно никакого влiянiя на ходъ часовъ. Наклонъ начерченнаго на фиг. 6 зубца составляетъ 18º, произведённое наклономъ вращенiе цилиндра на рисунке обозначено пунктиромъ, въ виде продолженiя цилиндернаго круга, и составляетъ вдвое большую величину, т. е. 36º. Въ действительности конечно это не будетъ такъ, ибо легко понятно, что только на чертеже зубецъ можетъ занять всё внутреннее пространство цилиндра, а последнiй всё пространство между двумя зубцами. Въ действительности для безпрепятственнаго движенiя должно быть немного свободы, и потому зубецъ делаютъ немного короче. Вследствiе этого укорачиванiя наклона и вследствiе действiя последняго на более длинный рычагъ выходной губы, подъёмъ конечно немного сократится. Причисливъ къ этому подъёмъ, произведённый закругленiемъ губъ, то при наклоне въ 18º получается подъёмъ всего въ 38−40º. Общее движенiе цилиндра отъ одного спаденiя колеса до другого составляется изъ подъёма и покоя, и въ данномъ случае выражается въ 45º.

Изъ обозначеннаго пунктиромъ движенiя цилиндра (фиг. 6) усматривается, что передъ точкой прикосновенiя касательной происходитъ незначительно меньшая часть подъёма. Если‑бы подъёмъ распределить равномерно, то зубецъ у покоя действовал‑бы на стенку цилиндра ещё более косо. Изъ этого явствуетъ, что означеннымъ распределенiемъ и въ этомъ отношенiи избрана более благопрiятная средина.

Къ сожаленiю въ часахъ съ цилиндернымъ ходомъ, после более или менее продолжительнаго действiя, часто замечается замедленiе хода. Это замедленiе есть последствiе обширнаго тренiя на площадкахъ покоя, которое усиливается соразмерно степени сгущенiя масла. Въ особенности резко сказывается это влiянiе при соразмерно слишкомъ большихъ цилиндерныхъ колёсахъ и соответствующихъ имъ большихъ цилиндрахъ. Слишкомъ же малое колесо имеетъ тотъ недостатокъ, что оно производитъ слишкомъ большое давленiе на ось цилиндра. Опытомъ установленъ пропорцiональный размеръ цилиндернаго колеса, по отношенiю къ размеру платинки часовъ (126), и этой пропорцiи придерживаются при изготовленiи почти всехъ новыхъ цилиндерныхъ часовъ.

110. Балансъ.

Величина баланса должна состоять въ точно определённой пропорцiи къ дiaметру цилиндра (126). Регулирующая сила баланса заключается въ его возможно большей окружности, въ которой главнымъ образомъ долженъ заключаться его весъ. Если‑бы весъ баланса былъ более сосредоточенъ у его центра, то этимъ только излишне увеличилось‑бы тренiе кончиковъ. Соразмерно маленькiй, хотя и достаточно тяжёлый, балансъ гораздо больше подверженъ влiянiю причинъ, ускоряющихъ и замедляющихъ ходъ часовъ, чемъ большой. Величина баланса не можетъ быть определена произвольно, потому что она находится въ зависимости отъ другихъ частей механизма и нужно принять въ разчётъ такъ называемое задерживанiе12.

Большiй балансъ требуетъ большей силы спирали, а эта последняя должна преодолеваться силою ходового колеса при начатiи подъёма. Опытомъ установлено, что дiaметръ баланса долженъ относиться къ дiaметру цилиндра какъ 16:1. Но со слишкомъ маленькимъ балансомъ также нельзя добиться хорошаго хода.

Соответствующая величина баланса легко узнаваема потому, что при надлежащей пропорцiи цилиндернаго колеса, цилиндра и баланса, зубцы перваго чуть видны из-подъ окружности последняго. Весъ баланса также поставленъ въ известныя границы. Слишкомъ лёгкiй балансъ подобно слишкомъ маленькому, поддаётся вреднымъ влiянiямъ въ отношенiи его регулирующаго действiя, и кроме того, его размахъ легко можетъ чрезмерно увеличиться. Слишкомъ тяжёлый балансъ, равно какъ и слишкомъ большой, способствуетъ задерживанiю. При некоторой внимательности скоро удаётся определять надлежащiй весъ баланса. Но во всякомъ случае какъ выше сказано, большая часть массы всегда должна помещаться въ его окружности; шенкеля и око должны быть возможно легче.

111. Исправленiе цилиндернаго хода.

Снявъ съ цилиндра спираль съ ролькой, первый, для того чтобы испытать, не кидается ли онъ, вставляютъ въ такъ называемый рундлауфциркуль. Эксцентрично вращающiйся цилиндръ заставляетъ цилиндерное колесо делать движенiя въ то время, когда зубецъ последняго лежитъ на покое, вследствiе чего хорошiй ходъ немыслимъ. Если причина эксцентричнаго вращенiя цилиндра состоитъ въ томъ, что кончики погнуты, то таковые нужно хорошимъ гладкимъ корнцангомъ выпрямить.

Если‑же въ цилиндръ вставлены некругло выточенные томпоны, то ихъ нужно заменить другими (123). Убедившись, что цилиндръ не кидается, перейдёмъ къ испытанiю равновесiя баланса, для чего имеется маленькая машинка (балансваге). Она состоитъ изъ двухъ поставленныхъ одна противъ другой стальныхъ пластинокъ, имеющихъ вертикальное положенiе, верхнiе края пластинокъ заострены и полированы, ихъ можно посредствомъ винта сблизить или раздвинуть, смотря по длине цилиндра.

Установивъ какъ нужно означенныя пластинки, кладутъ балансъ кончиками цилиндра на нихъ.

Если какая‑либо часть окружности баланса имеетъ перевесъ, то эту часть потянетъ внизъ и её нужно сделать легче; для этого съ нижней стороны баланса трёхграннымъ зенкеромъ делаютъ маленькiя выемки. Исправивъ равновесiе баланса, перейдёмъ къ изследованiю кончиковъ и гнёздъ. Первые должны быть хорошо полированы и такъ приходиться въ последнiя, чтобы приблизительно 1/6 ихъ дiaметра осталась свободна для боковой свободы кончиковъ.

Дiaметръ кончиковъ долженъ быть равенъ 1/81/10 дiaметра всего цилиндра. Кончики цилиндра часовъ 18 линiй должны входить до № 10 меры для кончиковъ, а въ предназначенное для этого кончика отверстiе должна входить мера отверстiй № 12. Причёмъ конечно нужно следить, чтобы камень былъ закреплёнъ прямо, и отверстiе въ нёмъ имело‑бы по отношенiю къ платинке вертикальное положенiе. Несвободно вращающiйся въ отверстiи гнезда кончикъ можетъ быть причиной остановки часовъ, или каких‑либо неправильностей ихъ хода. Для измеренiя величины отверстiй гнёздъ следуетъ изготовить особенныя меры, которыя состоятъ изъ тонкихъ стальныхъ валиковъ, къ обоимъ концамъ которыхъ приточены кончики различной толщины, соответствующiе разнымъ №№ меры для кончиковъ. На самый валикъ надевается маленькiй медный кружокъ, на которомъ выбиваютъ соответствующiй №.

Для изследованiя хода нужно вставить все колёса, начиная съ минутнаго до ходового. Верхнюю накладку совместно съ рукеромъ снимаютъ съ клобена, нижняя же накладка остаётся привинченной, затемъ вставляютъ балансъ и пробуютъ, касается‑ли нижнiй кончикъ цилиндра накладного камня, и не трётся‑ли онъ анзатцомъ о край отверстiя каменнаго гнезда. Это узнаётся так: нижнюю накладку отвинчиваютъ настолько, чтобы цилиндръ могъ осесть; нажимая затемъ пуцгольцомъ на накладку, смотрятъ, поднимается‑ли онъ при этомъ и насколько. Если окажется, что онъ очень мало поднимается, то нужно изследовать, по какой причине; причина можетъ быть та, что накладной камень слишкомъ глубоко вставленъ въ накладку, въ такомъ случае поверхность таковой следуетъ спилить до камня; но можетъ быть и то,что каменное гнездо вставлено слишкомъ глубоко, въ такомъ случае нужно углубленiе, въ которомъ помещается накладка, выточить глубже. Если же самый кончикъ настолько коротокъ, что не достаётъ черезъ отверстiе, то таковой нужно удлинить, стачивая его анзатцъ. Работу эту нетрудно выполнить посредствомъ предохранительной рольки. Если накладной камень, какъ это часто бываетъ, свободно вложенъ, т. е. не закреплёнъ въ накладке, то таковой следуетъ закрепить; негладкiй или треснувшiй камень необходимо заменить новымъ.

Всё, сказанное про нижнiй кончикъ цилиндра, конечно относится также и до верхняго. Слишкомъ толстыя каменныя гнёзда или имеющiя негладкiя отверстiя затрудняютъ ходъ, таковыя следуетъ заменить другими. Другое очень важное условiе правильнаго действiя состоитъ въ томъ, чтобы цилиндръ по отношенiю къ цилиндерному колесу не стоял‑бы слишкомъ высоко или низко. Цилиндръ следуетъ установить такъ, чтобы основа зубцовъ колеса проходила какъ разъ по средине прореза. Если прорезъ цилиндра слишкомъ широкъ, то можетъ случиться, что не только одна основа, но и весь зубецъ черезъ него проскочитъ. Эту случайность непременно следуетъ предупредить. Конечная свобода кончиковъ цилиндра и цилиндернаго колеса должна быть самая незначительная. Засимъ нужно изследовать глубину хода, т. е. насколько глубоко зубцы цилиндернаго колеса входятъ въ цилиндръ. Но такъ какъ сделать это на‑глазъ невозможно, то приходится определять по размеру покоя. Маленькiй кусочекъ согнутой въ дугу бумаги подкладываютъ подъ балансъ и водятъ имъ таковой до спаденiя зубца цилиндернаго колеса, приводимаго во вращенiе потягиванiемъ за минутное колесо. Если затемъ балансъ вести обратно до начала подъёма, то при некоторой опытности легко определить, имеется ли покой надлежащихъ размеровъ. При этомъ следуетъ руководствоваться темъ правиломъ, что для покоя въ 6º у меньшей губы, отъ спаденiя зубца обратно до начинающагося подъёма, требуется движенiе окружности баланса, равное 1/20 его дiaметра. Следовательно, известная точка окружности баланса, дiaметръ котораго 16 m/m., должна при этомъ сделать движенiе въ 0,8 m/m. Припоминая, что при правильной форме губ наружный покой незначительно больше внутренняго (109), можно ограничиться изследованiемъ покоя только у малой губы, и если таковой окажется въ порядке, то и глубина хода будетъ надлежащая.

Слишкомъ глубокiй ходъ следуетъ исправить какъ и слишкомъ мелкiй, потому что первый кроме другихъ нежелательныхъ явленiй способствуетъ задерживанiю. Последствiем‑же слишкомъ мелкаго хода является малый размахъ баланса и неправильный ходъ часовъ. Установка хода глубже или мельче производится передвиженiемъ нижняго клобена цилиндра, причёмъ употребляютъ те‑же прiёмы, какъ при передвиженiи клобена цилиндернаго колеса (104).

При установке хода одновременно можно изследовать спаденiе зубцовъ колеса, какъ и свободу таковыхъ по отношенiю къ цилиндру. Слишкомъ большое наружное спаденiе есть признакъ, что цилиндръ очень малъ, слишком‑же большое внутреннее спаденiе, — что таковой очень великъ. Если‑же внутреннее какъ и наружное спаденiе слишкомъ велики, то значитъ — зубцы колеса коротки, или же причина увеличеннаго спаденiя лежитъ въ неправильности формы губъ. Въ виду того, что форма губ способствуетъ уменьшенiю или увеличенiю размера спаденiя, то въ сомнительныхъ случаяхъ нужно изследовать имеющуюся свободу зубцовъ, чтобы узнать, имеют‑ли зубцы надлежащую длину и цилиндръ — следуемый размеръ. Для этого подъ балансъ подкладываютъ кусочекъ бумаги и, слегка прижимая, ведутъ его настолько, чтобы весь зубецъ цилиндернаго колеса находился въ нёмъ. Въ этомъ положенiи испытываютъ свободу зубца въ цилиндре. Поворачивая затемъ балансъ обратно, пока весь цилиндръ поместится между двумя зубцами, испытываютъ свободу цилиндра между последними. Если при этомъ окажется, что свобода одинаковая и не слишкомъ большая, то значитъ ходъ въ этомъ отношенiи правильный. Если же зубецъ при достаточной наружной свободе теснится внутри цилиндра, то это обыкновенно происходитъ вследствiе слишкомъ толстой стенки цилиндра. Подобный цилиндръ всегда следуетъ заменить другимъ, потому что имъ достигнуть хорошаго хода невозможно. Если же при надлежащей внутренней свободе наружная окажется слишкомъ большой, то значитъ цилиндръ малъ, и если наоборотъ внутренняя свобода превышаетъ наружную, то значитъ цилиндръ слишкомъ великъ. Если этотъ недостатокъ настолько значителенъ, что зубцы колеса внутри или снаружи цилиндра теснятся, то не следуетъ сейчас‑же прибегать къ шлифованiю зубцовъ, а следуетъ предварительно измерить цилиндръ (смотри таблицу цилиндров) и определить, не отступает‑ли онъ настолько отъ надлежащаго размера, что лучше заменить его другимъ более подходящихъ размеровъ. Но можетъ быть и то, что зубцы колеса слишкомъ длинны и притомъ длина ихъ неодинаковая. Это обнаруживается темъ, что при цилиндре надлежащихъ размеровъ зубцы колеса ни внутри, ни снаружи цилиндра не имеютъ свободы.

Въ такомъ случае следуетъ зубцы укоротить, т. е. сшлифовать ихъ. Но такъ какъ часто бываетъ, что не все зубцы одинаковой длины, то нужно провести все зубцы колеса черезъ цилиндръ и испытать свободу каждаго отдельнаго зубца, и те изъ нихъ, которыя нужно укоротить, намечаютъ разведённымъ крокусомъ. Это гораздо легче и безошибочнее, чемъ измериванiе дрештифтомъ, какъ это практикуется некоторыми мастерами. Укорачиванiе зубцовъ производится маленькимъ рубиновымъ напильникомъ, которымъ концы ихъ сшлифовываются. При шлифованiи должно стараться не изменять правильной формы зубцовъ, показанной на таб. VII, фиг. 3. Зубцы шлифуются съ внутренней стороны, чемъ сохраняется острота ихъ концовъ. Широкiй и тупой конецъ зубца мешаетъ ходу часовъ. Пятки зубцовъ отнюдь не следуетъ трогать, потому что таковыя, какъ раньше сказано (106), служатъ основою деленiя колеса. Сшлифованные зубцы цилиндернаго колеса необходимо полировать. Для этого употребляютъ маленькiй напильникъ, имеющiй форму вельцфайле, но безъ насечки, а поперёкъ шлифованный мелкимъ наждакомъ. Этимъ напильникомъ при полировке действуютъ такъ, чтобы конецъ зубца получилъ едва заметное закругленiе. Негладкiй острый конецъ зубца царапаетъ и осложняетъ тренiе у покоя. Размахъ баланса цилиндерныхъ часовъ не долженъ быть больше полнаго оборота, потому что при большемъ размахе влево, зубецъ будетъ задерживать губу цилиндра, а вправо, основа зубца толкнётся об основу прореза. Для ограниченiя размаха баланса имеются два штифта, изъ которыхъ одинъ вставленъ въ окружность баланса, а другой въ клобенъ последняго. При большихъ размахахъ, штифтъ баланса ударяетъ о штифтъ въ клобене, чемъ препятствуетъ большемъ движенiю баланса. въ некоторыхъ часахъ нетъ штифта въ клобене, а вместо него штифтъ баланса ударяетъ о валикъ трибки секунднаго колеса. Слеудетъ обратить особенное вниманiе на то, чтобы штифтъ въ балансе не проскакивалъ мимо вышеописанныхъ препятствiй. Также нужно следить, чтобы означенный штифтъ былъ вставленъ въ надлежащемъ месте. Для этого опять подкладываютъ подъ балансъ кусочекъ бумаги тъ, одновременно потягивая минутное колесо, ведутъ балансъ въ сторону до спаденiя зубца, и въ точке его окружности, которая при этомъ будетъ находиться противъ отверстiя въ клобене, предназначенномъ для вставки стоечки спирали, делаютъ метку разведённымъ крокусомъ. Проводя затемъ балансъ обратно до другаго спаденiя зубца, делаютъ такую же метку По средине между этими метками остроконечнымъ зенкеромъ намечаютъ точку, которая указываетъ место, где должна находиться стоечка насаженной на балансъ спирали. Если балансу дать такое положенiе, чтобы означенная точка приходилась какъ разъ противъ отверстiя для стоечки спирали, то место для штифта въ балансе должно находиться какъ разъ противоположно штифту въ клобене или валику трибки секунднаго колеса, смотря по тому, долженъ ли штифтъ ударяться об одно или другое. При наметке места для штифта, балансъ конечно долженъ находиться въ покое. Штифтъ долженъ быть по возможности тоньше, и настолько прочно закреплёнъ въ балансе, чтобы невозможно было его вытащить корнцангомъ. Слабо вставленный штифтъ черезъ некоторое время можетъ выпасть. Если окажется, что после описаннаго урегулированiя размаха баланса цилиндерное колесо при большихъ размахахъ получаетъ обратные толчки, то значитъ, прорезъ въ цилиндре недостаточно глубокъ. Означенный прорезъ долженъ быть настолько глубокъ, чтобы оставалась непрорезанной только одна четвёртая часть всей окружности цилиндра. Недостаточно глубокiй прорезъ следуетъ углубить; для этого употребляютъ тоненькiй рубиновый напильникъ, которымъ прорезъ шлифуютъ. После шлифовки цилиндръ нужно тщательно обчистить жёсткой кисточкою и бензиномъ, а затемъ промыть въ чистомъ бензине. Кроме вышеописанныхъ недостатковъ цилиндернаго хода встречаются ещё другiе, которые отнюдь не следуетъ оставлять безъ вниманiя. Кидающееся цилиндерное колесо необходимо выравнять, его вставляютъ въ рундлауфциркуль и при помощи линеечки замечаютъ, въ какомъ месте и въ какую сторону следуетъ колесо гнуть. Для выгибанiя колесо кладутъ на медный питбанкъ и, наставивъ на тотъ шенкель колеса, который следуетъ гнуть, клинообразный пунзенъ, ударяютъ по последнему маленькимъ молоткомъ. Пунзенъ долженъ устанавливаться на шенкель возможно ближе къ центру колеса, потому что центры цилиндерныхъ колёсъ более мягкiе. Косо установленный цилиндръ нужно установить прямо, для чего передвигаютъ клобенъ баланса, поступая при этомъ какъ при передвиженiи клобена цилиндернаго колеса (104). Передвиженiе клобена должно производиться такъ, чтобы онъ не расшатывался, и не потребовалось‑бы при каждой новой разборке часовъ устанавливать его снова. Если верхняя часть цилиндра имеетъ наклонъ къ цилиндерному колесу, то можно оттянуть нижнiй клобенъ, для этого кладутъ поперёкъ него кусокъ круглой стали, на который производятъ удары молоткомъ. Если, наоборотъ цилиндръ имеетъ наклонъ въ противоположную сторону, то следуетъ таким‑же способомъ оттянуть верхнiй клобенъ. Возможность задеванiя баланса о клобенъ цилиндернаго колеса, минутное колесо, штифты въ рукере или стоечки спирали, непременно следуетъ предупредить. Иногда штифтъ въ балансе при известномъ положенiи механизма задеваетъ за валикъ трибки секунднаго колеса и вследствiе этого служитъ причиною неправильнаго хода часовъ. Другая очень трудно уловимая причина неправильнаго хода часовъ состоитъ въ томъ, что штифтъ въ балансе вследствiе случайно попавшего на него какого-либо липкаго вещества прилипаетъ къ штифту въ клобене.

Встречающiйся иногда у пятки зубца или малой губы цилиндра гратъ бываетъ также причиною остановки часовъ. Этотъ гратъ нужно сгладить маленькимъ полирфайлемъ, онъ часто настолько незначителенъ, что его ощупью пальцевъ нельзя заметить, онъ легче обнаруживается, если острымъ ножичкомъ провести по зубцамъ колеса.

Цилиндръ, истёртый зубцами колеса, не можетъ конечно оказывать правильное действiе. Такой цилиндръ невозможно исправить и потому необходимо заменить новымъ. Цилиндры могутъ стираться отъ следующихъ причин: если они сделаны изъ плохой или недостаточно закаленной стали, при недостаточной полировке ихъ, если въ масле есть шлифующая пыль, отъ недостатка масла и если зубцы цилиндернаго колеса не закалены. Многимъ покажется страннымъ, что мягкое колесо можетъ затирать закаленный цилиндръ, но въ действительности это происходитъ. Сначала начинаетъ стираться наклонъ мягкихъ зубцовъ колеса, отделяющiяся при этомъ отъ нихъ мельчайшiя частицы стали, смешиваясь съ масломъ, образую коричневаго цвета шлифовальный матерiaлъ, которыми при ходе часовъ зубцами цилиндернаго колеса шлифуется цилиндръ. То‑же самое происходитъ при мягкомъ цилиндре, только съ той разницей, что тутъ, наоборотъ, цилиндръ шлифуетъ подъёмныя площадки зубцовъ цилиндернаго колеса. Изъ вышеизложеннаго явствуетъ, что вновь вставленный цилиндръ можетъ подлежать скорой порче, действiемъ мягкаго колеса, и наоборотъ подъёмныя площадки зубцовъ могутъ пострадать вследствiе мягкаго цилиндра. Какъ выше сказано, потёртый цилиндръ только остаётся заменить новымъ, но потёртыя площадки подъёма зубцовъ цилиндернаго колеса можно снова полировать. Полировка площадокъ производится кускомъ тонкой мягкой часовой пружины. При этомъ колесо приводятъ во вращенiе на токарномъ станке и смазанный разведённымъ крокусомъ конецъ пружины стараются держать такъ, чтобы онъ скользилъ по полируемымъ зубцамъ колеса. Для того, чтобы не образовались штрихи, пружинкою при этомъ водятъ вправо и влево.


12 Такъ называютъ недостатокъ, заключающiйся въ томъ, что часы при заводе сами по себе не начинаютъ ходить и нужно ихъ качнуть.

Tags: Курсъ часоваго мастерства
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments