elrond1_2eleven (elrond1_2eleven) wrote,
elrond1_2eleven
elrond1_2eleven

Categories:

Полный курсъ часоваго мастерства Ю. Гене (IV 99-105)

Альбом чертежей

Темы поста: починка карманных часов — исправление передаточных звеньев.

99. Закрепленiе барабана и установка его эйнгрифа.

Есть два способа закрепленiя барабана въ механизмахъ карманныхъ часовъ. Первый состоитъ въ томъ, что шперрадъ и заводной валикъ сделаны изъ одного куска, а федеркернъ навинчивается отдельно. При такомъ устройстве для шперрада въ барабанномъ клобене выточено углубленiе, въ которомъ онъ помещается и придерживается накладкой, привинченной четырьмя винтами. Барабанъ насаживается на заводной валикъ и придерживается на нёмъ навинченнымъ федеркерномъ. Такимъ способомъ прикреплённый барабанъ называется висячимъ. Если выемка для шперрада въ клобене выточена косо, то конечно и барабанъ будетъ стоять косо. въ такомъ случае клобенъ привинчивается къ платинке, и, вставивъ её въ универсаль, означенную выемку обтачиваютъ. После обтачиванiя выемки для шперрада, нужно настолько‑же выточить выемку для накладки, иначе шперрадъ будетъ хлябать. Необходимо, чтобы последнiй после привинчиванiя накладки вращался съ лёгкимъ тренiемъ. Валикъ въ отверстiи клобена не долженъ иметь боковой свободы, чтобы не изменялся эйнгрифъ барабанныхъзубцовъ въ трибку минутнаго колеса.

При другомъ способе закрепленiя барабана заводной валикъ придерживается однимъ клобеномъ сверху и другимъ снизу. Федеркернъ съ валикомъ сделанъ изъ одного куска, а шперрадъ насаживается отдельно. При этомъ устройстве также случается, что барабанъ имеетъ косое положенiе. Чтобы его установить правильно, нужно привинтить оба клобена къ платинке, и, центрируя по отверстiю одного изъ нихъ, проточить таковое въ другомъ на универсале и потомъ футеровать. Но передъ протачиванiемъ отверстiя нужно изследовать эйнгрифъ, и смотря потому, мелкiй‑ли онъ или глубокъ — проточить отверстiе въ верхнемъ или нижнемъ клобене. Если же эйнгрифъ окажется неправильнымъ при прямомъ положенiи барабана, то следуетъ въ одномъ изъ клобеновъ круглымъ напильникомъ пропилить отверстiе въ соответствующую сторону, футеровать его точёнымъ футеромъ, выточить на универсале отверстiе другого клобена и также футеровать. Если эйнгрифъ висячаго барабана окажется слишкомъ мелкимъ, то эту ошибку не такъ легко исправить. Обыкновенно клобенъ такого барабана съ одного бока выпиленъ для гешпера, и вследствiе этого настолько слабъ, что вставлять футеръ въ него невозможно, и остаётся только одно — переставить одинъ конецъ клобена. Делается это так: отверстiе для одного изъ винтовъ барабанного клобена въ платинке плотно заделывается винтовымъ футеромъ, концы последняго плоскимъ зенкеромъ сравниваются съ поверхностью платинки. Сделавъ это, спиливаютъ съ клобена тотъ штельштифтъ, который находится въ стороне заделаннаго отверстiя для винта, клобенъ совместно съ барабаномъ однимъ винтомъ привинчиваютъ къ платинке и передвигая его, устанавливаютъ правильный эйнгрифъ. Установивъ таковой, черезъ отверстiе клобена въ платинку вновь просверливаютъ отверстiе для винта, делаютъ нарезку и привинчиваютъ клобенъ. Съ оборотной стороны черезъ отверстiе въ платинке сверлятъ отверстiе для штельштифта, но не насквозь клобена (чтобы не попортить его внешнiй вид), а лишь настолько, чтобы вставленный штельштифтъ крепко могъ держаться. Иногда удаётся слишкомъ мелкiй эйнгрифъ поставить глубже следующимъ более простымъ способом: обыкновенно клобенъ барабана настолько мягокъ, что смело можно произвести на него боковой ударъ, не опасаясь сломать его при этомъ. въ виду этого для углубленiя эйнгрифа достаточно клобенъ совместно съ заводнымъ валикомъ и привинченной накладкой привинтить къ платинке и, наставивъ съ того бока, где помещается гешперъ, кусочекъ пуцгольца, произвести по последнему одинъ или несколько ударовъ молоточкомъ. Если эйнгрифъ барабана слишкомъ глубокъ, то этому помочь легко, следуетъ только обвельцовать зубцы барабана на вельцмашине, причёмъ необходимо обратить особенное вниманiе, чтобы они не утратили надлежащей прочности. Свобода зубцовъ при эйнгрифе барабана должна быть самою незначительною. Лишняя свобода скоро на нихъ обнаруживается темъ, что ихъ закругленiе, при самомъ кратковременномъ действiи часовъ, получаетъ выбоинки. Место барабана ограничивается сверху минутнымъ, а снизу часовымъ колесомъ; барабанъ ни за одно, ни за другое не долженъ задевать. Не мешаетъ уже при разборке часовъ обратить на это вниманiе, чтобы при футерованiи отверстiй съ этимъ сообразоваться. Иногда случается, что часовое колесо задеваетъ за концы креста штелунга, вследствiе чего часы останавливаются; это бываетъ при слишкомъ большихъ штеллунгахъ, ихъ следуетъ заменить меньшими.

100. Цайгерверкъ (стрелочныя колёса).

Предварительно должно изследовать, не вращается‑ли стрелочный валикъ (цайгерштифт) слишкомъ туго или слабо въ отверстiи минутной трибки, въ первомъ случае нужно отверстiе немного расширить ауфрайберомъ, прочищая его при этомъ почаще, чтобы оно не засаривалось стружками. Эти последнiя часто вводятъ въ заблужденiе при вставке валика, такъ что отверстiе, казавшееся слишкомъ маленькимъ, после очистки можетъ оказаться шире, чемъ следуетъ. Слишкомъ тонкiй валикъ нужно заменить другимъ более толстымъ. Теперь перейдёмъ къ изследованiю эйнгрифа стрелочныхъ колёсъ. Если таковой не настолько мелкiй, что концы зубцовъ колёсъ упираются о концы зубцовъ трибокъ, и не настолько глубокъ, чтобы могъ препятствовать свободному вращенiю колёсъ, то значитъ онъ хорошъ.

Однако при изследованiи эйнгрифа не следуетъ быть поверхностнымъ. Имеющiйся иногда въ зубцахъ колёсъ и трибокъ гратъ нужно уничтожить. Въ зубцахъ колёсъ посредствомъ маленькой вельцфайле, а въ трибкахъ острымъ штихелемъ. Если поверхность колёсъ негладкая, то ихъ нужно отшлифовать мелкой наждачной бумагой, наклеенной на плоскiй кусокъ дерева, и затемъ очищать зубцы крацбюретой, последняя при этомъ снимаетъ также и гратъ. Часовое и вексельное колесо не должны быть прижимаемы циферблатомъ, напротивъ, часовое колесо должно иметь столько свободы, чтобы можно было поместить между нимъ и циферблатомъ маленькую пружину (шпрайцфедер), которая слегка нажимаетъ на часовое колесо, чемъ устраняется сцепленiе часовой стрелки съ секундной. Если часовое колесо не имеетъ достаточной свободы подъ циферблатомъ, то его надо сточить тоньше или осадить, для этого укорачиваютъ минутную трубочку, опиливъ ея нижнiй конецъ на шраубенкопфмашине. Вексельное колесо должно свободно вращаться на своёмъ валике, но безъ хлябанья. Убедившись, что барабанъ не приходитъ въ соприкосновенiе со стрелочными колёсами, и всё остальное въ порядке, перейдёмъ къ изследованiю гешпера.

101. Гешперъ.

Основныя правила устройства таковаго известны по описанiю большихъ часовъ (57). Величина стенныхъ и столовыхъ часовъ допускаетъ устройство гешпера сравнительно большихъ размеровъ, между темъ какъ въ карманныхъ часахъ размеры его въ зависимости отъ размеровъ другихъ частей механизма. въ особенности размеръ минутнаго колеса ограничиваетъ размеръ шперрада. Для того, чтобы части такихъ малыхъ размеровъ, какъ гешперъ въ карманныхъ часахъ, надолго устояли противъ такой сравнительно большой силы, какую представляетъ заводная пружина, оне должны быть сделаны весьма аккуратно и изъ соответствующаго матерiaла. Но что это не всегда соблюдается, доказываетъ видъ многихъ часовъ, требующихъ исправленiя этой части, выполненной иногда, къ сожаленiю, такъ плохо, что барабанный клобенъ и гешперъ носятъ на себе следы самаго грубаго фушерства.

Въ фиг. 8 таб VI изображёнъ гешперъ, въ которомъ шперфедеръ и шперкегель составляютъ одно целое, называемое просто — шперфедеромъ. Такъ какъ шперрадъ — более слабая часть гешпера, то зубецъ шперрада не долженъ касаться однимъ только концомъ носика шперфедера, напротивъ, действующая часть шперфедера должна быть такъ запилена, чтобы зубецъ шперрада испытывалъ большiй напоръ у его основы, вследствiе чего онъ менее подвергается ломке. Для того, чтобы найти наиболее соответствующее место, где долженъ западать носикъ шперфедера въ промежутокъ зубцовъ шперрада, проводятъ съ того места, где кончается привинченная часть первой, черезъ кругъ основы зубцовъ шперрада, касательную и тамъ, где эта касательная съ радiусомъ колеса образуетъ прямой уголъ, должно происходить западанiе шперфедера въ шперрадъ. Если шперфедеръ коротокъ, т. е. западанiе его произойдётъ передъ означеннымъ пунктомъ, то действующая на шперрадъ сила заводной пружины постепенно будетъ вытеснять шперфедеръ. Стараясь предупредить эту ошибку, многiе впадаютъ въ противоположную, и делаютъ шперфедеръ слишкомъ длиннымъ. Какъ выше сказано, носикъ шперфедера долженъ доходить до основанiя промежутка зубцовъ шперрада, этого при слишкомъ длинномъ шперфедере не можетъ быть, въ подобныхъ случаяхъ единственный исходъ — шперфедеръ передвинуть насколько нужно назадъ. Для этого заделываютъ отверстiе для винта шперфедера въ клобене винтовымъ футеромъ, а также и отверстiе для штельштифта (если таковой имеется). Потомъ пропиливаютъ место въ клобене, где долженъ западать носикъ шперфедера, и, выбивъ штельштифтъ изъ последняго, накладываютъ его на клобенъ для сверленiя новыхъ отверстiй. Если такимъ способомъ дано шперфедеру соответствующее положенiе, то онъ будетъ захватывать достаточно глубоко, и гешперъ будетъ действовать совершенно правильно. Исправный гешперъ при заводе долженъ издавать чистый неглухой звукъ, последнее происходитъ, если носикъ шперфедера недостаточно подпиленъ и вследствiе этого не можетъ свободно западать въ промежутки зубцовъ. Тоже самое произойдётъ, если зубцы шперрада не имеютъ надлежащего наклона или ихъ концы закруглены.

На тех‑же основныхъ правилахъ долженъ быть устроенъ гешперъ фиг. 9 таб. VI, при которомъ имеется отдельный шперкегель и шперфедеръ; если первый коротокъ, то сила заводной пружины на него произведётъ большее давленiе, вследствiе чего онъ скорее портится, если‑же онъ слишкомъ длиненъ, то зубцы шперрада будутъ его вытеснять. Шперфедеръ не долженъ быть очень упругимъ и при заводе часовъ не долженъ происходить особенный шумъ. Упругiй шперфедеръ производитъ излишнее тренiе, отъ котораго страдаетъ весь гешперъ. Если шперкегель сверху закруглить, какъ на рисунке фиг. 9 таб. VI, то это много поспособствуетъ мягкости гешпера. Все части последняго должны быть хорошо закалены; концы шперкегеля и шперфедера отпускаются въ коричневый, всё остальное въ синiй цветъ. Если при исправленiи часовъ встретится незакаленный гешперъ, то необходимо закалить таковой, и если не оплачивается трата времени, требующаяся на полировку, то можно ограничиваться шлифованiемъ мелкимъ наждачнымъ камнемъ. Во всякомъ случае, хорошо закаленный и шлифованный гешперъ принесётъ гораздо больше пользы, чемъ отлично полированный, но мягкiй. Оба, шперкегель и шперфедеръ, должны быть крепко привинчены; въ особенно винтъ въ первомъ долженъ быть крепко натянутъ, то при этомъ не долженъ препятствовать его свободному движенiю. Несоответствующiй или слабо завинченный винтъ легко можетъ освободиться, черезъ что шперкегель сорвётся и можетъ повредить другiя части часового механизма.

Какъ при большихъ часахъ, такъ и здесь шперкегель долженъ иметь немного свободы взадъ и вперёдъ, чтобы устранить зацепленiе за зубцы шперрада.

102. Заводная пружина

должна делать известное число оборотовъ, и потому федеркернъ не долженъ быть слишкомъ толстъ, но и не очень тонокъ, такъ какъ въ последнемъ случае пружина легко можетъ лопнуть. Опытомъ дiaметръ федеркерна установленъ въ 1/3 внутренняго дiaметра барабана. Пружина будетъ иметь надлежащую толщину и длину, если она въ ненатянутомъ состоянiи наполнитъ барабанъ также на 1/3, имея 14 оборотовъ. При такихъ пропорцiяхъ, пружина при полномъ заводе сделаетъ около 51/3 оборотовъ; но штеллунгъ допускаетъ заводить только на 4 оборота, последнюю следуетъ такъ поставить, чтобы она настолько‑же препятствовала полному заводу пружины, насколько она препятствуетъ полному ея спуску. При выборе новой пружины взаменъ лопнувшей не следуетъ сообразоваться съ размерами старой пружины, такъ какъ очень часто бываетъ, что последняя не имела надлежащихъ размеровъ. Новую пружину сначала вставляютъ для пробы въ барабанъ и считаютъ, сколько она имеетъ оборотовъ въ ненатянутомъ виде; если таковыхъ более 14‑ти и вместе съ темъ барабанъ слишкомъ наполненъ, то значитъ, пружина длинна и приходится только немного укоротить её. Если‑же при 14 оборотахъ пружины барабанъ слишкомъ наполненъ, то значитъ, она толста, и наоборотъ, если при 14‑ти оборотахъ пружины въ барабане остаётся много свободнаго места, то она тонка. Чтобы проделать отверстiе въ конце пружины для зацепа, конецъ ея смягчаютъ, нагревая таковой до‑красна; отверстiе должно иметь форму продолговатаго четырёхугольника, но отнюдь не круглую, потому что бока пружины въ этомъ месте вышли‑бы слабыми и пружина легко могла‑бы сломаться. Конецъ за отверстiемъ не долженъ оставаться длиннее 0,5 m./m, иначе это способствуетъ скорой ломке пружины. Конецъ означенной длины при заводе немного согнётся и при спуске пружины останется въ принятомъ положенiи; если-же конецъ длиненъ, то онъ, согнувшись при заводе, выравняется напоромъ пружины при ея спуске, и такъ какъ то‑же самое повторится при каждомъ заводе, то онъ вследствiе постояннаго загибанiя и выгибанiя скоро отломается. Пружина должна свободно двигаться въ барабане, и потому должна быть подходящей ширины. Также нужно обратить вниманiе на крючекъ въ федеркерне; онъ долженъ быть по возможности узокъ, и какъ разъ по средине. Если онъ не по средине, то сдвинетъ пружину въ сторону, и таковая будетъ тереться о дно или крышку барабана.

Крючекъ въ федеркерне долженъ быть чуть выше толщины пружины; при слишкомъ высокомъ крючке пружина будетъ лопаться. Крючекъ въ барабане также не долженъ быть слишкомъ большимъ. Онъ ввинчивается снаружи черезъ отверстiе, просверленное въ косомъ направленiи въ стенке барабана, означенное отверстiе нарезается метчикомъ подходящимъ къ № 13−15 винтовальной доски. Нарезавъ винтъ и очистивъ отверстiе острымъ штихелемъ отъ грата, ввинчиваютъ въ него медный штифтъ, нарезанный въ том‑ же № винтовальной доски, въ которому подходитъ потреблявшiйся метчикъ. Медный штифтъ настолько ввинчивается въ стенку барабана, чтобы онъ туго въ ней держался; отщемивъ штифтъ съ внутренней стороны барабана острогубцами на столько, чтобы длина оставшагося конца была равна его дiaметру, вывинчиваютъ его и запиливаютъ конецъ косо. Завинтивъ его опять, отрезаютъ наружный конецъ и мелкимъ напильникомъ, осторожно, чтобы не задеть зубцовъ барабана, спиливаютъ его наравне со стенкой барабана, наконецъ берутъ крепкiй корнцангъ и, нажимая имъ на косо запиленный конецъ штифта, загибаютъ его крючкомъ. Такимъ способомъ вставленный крючекъ будетъ крепко держаться и займётъ мало места въ барабане.

Если въ часахъ лопнетъ пружина, то, вставляя новую, непременно нужно изследовать, не повреждено‑ли что‑либо въ механизме, такъ какъ часто случается, что вследствiе этого погнётся зубецъ барабана или даже выломается зубецъ минутной трибки.

103. Промежуточное и секундное колёса.

Полировка кончиковъ этихъ колёсъ менее затруднительна, чемъ минутнаго, такъ какъ для этого имеется отличное средство въ цапфенролирштуле. Приделанная къ этому инструменту ролька съ захватными штифтами представляетъ большое удобство, она избавляетъ отъ траты времени, которое потребовалось‑бы на вставку каждаго обрабатываемаго предмета въ особенную рольку. Если при полировке кончиковъ употребляютъ смычекъ, то нужно стараться действовать всей его длиною. Кончикъ не должны быть очень толсты, но и не слишкомъ тонки. Несоразмерно тонкiе кончики, какъ и отверстiя, въ которыхъ они вращаются, подлежатъ скорой порче, потому что испытываемое ими давленiе распределяется на сравнительно слишкомъ малую площадь. Кончики промежуточнаго колеса часовъ въ 18 линiй полируются на № 23 − 25, верхнiй кончикъ секунднаго колеса на № 18−21, а нижнiй (секундный) на № 25 шпица цапфенролирштуля. Уголъ анзатца кончика следуетъ сточить немного косо, но это нужно делать осторожно, чтобы не слишкомъ уменьшить площадку анзатца. Слишкомъ маленькiе анзатцы плохо удерживаютъ масло. Это особенно вредно отзывается при техъ анзатцахъ, которые очень близки къ зубцамъ трибокъ; между анзатцомъ и зубцами трибки непременно следуетъ сделать возможно глубокую выточку (штих), которая служитъ преградой между анзатцомъ и зубцами и не допускаетъ притягиванiя масла последними.

Если кончики колёсъ не вращаются въ камняхъ, и потребуется футерованiе отверстiй, то таковое должно производиться съ большой предусмотрительностью. При такихъ малыхъ размерахъ частей, какъ оне имеются въ механизмахъ карманныхъ часовъ, малейшая ошибка уже много значитъ. Благодаря несоответствующему вставленiю футера колесо можетъ принять косое положенiе, и пострадать правильность эйнгрифа.

Въ виду вышеизложеннаго рекомендуется пользоваться готовыми машинными футерами, каковые продаются въ фурнитурныхъ торговляхъ. Эти футера закрепляются таким‑же способомъ, какъ и точёные, только съ той разницею, что при глубокихъ зенкунгахъ для ихъ заклёпки не употребляютъ амбосъ для подкладки, а берутъ закругленный пунзенъ. Какъ раньше сказано, отнюдь не следуетъ изменять положенiй отверстiй въ платинкахъ, и потому сперва всегда футеруютъ отверстiя въ последней, и затемъ уже въ клобенахъ. Если окажется, что колесо стоитъ косо, то отверстiе въ клобене наглухо заклёпывается и просверливается вновь на градбормашине (машина прямого сверленiя). Для этого въ означенную машину вставляютъ одну только платину, безъ клобена, и шпицомъ центрируя то отверстiе, которое приходится противъ просверливаемаго въ клобене, зажимаютъ платинку, привинчиваютъ клобенъ и, наметивъ тем‑же шпицомъ на нёмъ отверстiе, тут‑же просверливаютъ таковое, не снимая платинку и клобенъ съ машины. Отверстiе просверливается немного меньше чемъ оно должно быть, и затемъ расширяется ауфрайберомъ настолько, чтобы кончикъ свободно входилъ. После такого исправленiя колесо будетъ стоять прямо. Края отверстiя следуетъ немного прозенковать, чтобы при чистке пуцгольцъ глаже входилъ, иначе острые края отверстiя будутъ скоблить пуцгольцъ, а само отверстiе засариваться стружками. Всегда нужно изследовать, имеют‑ли колёса достаточно свободы и не теснятся ли кончики въ отверстiяхъ, или не задевают‑ли они где‑либо. Самое незначительное тесненiе колёсъ можетъ иметь последствiемъ остановку часовъ. Секундное колесо не должно быть очень тяжёлое, и въ часахъ 18 линiй не толще 0,3 m./m. Несоразмерно толстое колесо нужно опилить тоньше. Оно опиливается съ нижней стороны, причёмъ нужно быть весьма осторожнымъ, чтобы не задеть трибки или секунднаго кончика.

Опиливанiе производится маленькимъ мелкимъ напильникомъ, положивъ колесо при этомъ на пробку, зажатую въ тиски. Если секундное колесо въ очень близкомъ разстоянiи отъ платинки, то черезъ это можетъ произойти остановка часовъ, если бы даже оно не задевало за последнюю, такъ какъ попавшая между нимъ и платинкой пыль легко можетъ препятствовать его свободному вращенiю. На это обстоятельство при футерованiи нужно обратить вниманiе и смотря по надобности оставлять футеръ немного выше, или наоборотъ точенiемъ на универсале углубить въ платинке выемку для секунднаго колеса.

Набивать гратъ на нижнюю часть клобена для увеличенiя свободы колеса не следуетъ; такая работа свидетельствуетъ о неряшливости мастера, клобенъ чрезъ это теряетъ видъ и устойчивость. Если окажется, что колесо не имеетъ достаточно свободы, т. е. валикъ трибки слишкомъ длиненъ, то нужно его сточить короче, а не портить клобенъ набиванiемъ грата.

104. Цилиндерное колесо

вследствiе короткости валика очень часто стоитъ немного косо. Эту ошибку можно поправить, передвигая немного клобенъ. Передвиженiе клобена цилиндернаго колеса допускается, во‑первыхъ потому, что это обыкновенно делается въ очень незначительной степени, и, во‑вторыхъ, потому, что головка винта въ клобенъ не впущена. Чтобы передвинуть клобенъ, отверстiя штельштифтовъ немного расширяютъ, и если онъ долженъ быть передвинутъ по продольному направленiю, то отверстiе для винта въ нёмъ также немного выпиливаютъ продолговато, чтобы винтъ имелъ несколько свободы. Загнувъ штельштифты въ надлежащую сторону, клобенъ привинчиваютъ къ платинке, сперва безъ колеса, чтобы насильственнымъ вжиманiемъ штельштифтовъ въ ихъ отверстiя не повредить кончиковъ. Затемъ снимаютъ клобенъ, вставляютъ колесо и, привинтивъ таковой снова, смотрятъ, имеет‑ли колесо прямое положенiе, или‑же требуется ещё поправка. При некоторой опытности не трудно такимъ способомъ колесо установить совершенно правильно. Задеванiе или даже сомнительную близкость цилиндернаго колеса къ платинке или клобену, принимая во вниманiе малую силу, которой это колесо действуетъ, непременно нужно устранить. Выточка въ клобене для пропуска зубцовъ колеса, представляетъ изъ себя особенно опасное место. Если промежутокъ между зубцами колеса и клобеномъ въ этомъ месте слишкомъ малъ, то эту выточку нужно углубить, что удобнее всего сделать на универсале, наклеивъ клобенъ шеллакомъ на медный патронъ. Если означенную выточку не проточить глубже, то находящееся на зубцахъ колеса масло, смешиваясь съ пылью, будетъ способствовать прилипанiю таковыхъ къ клобену и остановитъ вращенiе колеса. Этотъ проходъ для зубцовъ можно углубить также четырёхграннымъ напильникомъ, но при этомъ онъ одновременно и расширяется, что не совсемъ удобно. Анзатцы кончиковъ цилиндернаго колеса не должны быть большiе, так‑какъ при сгущенiи масла это мешаетъ свободному вращенiю колеса. Валики трибки должны быть возможно длиннее и за кончиками немного вточены. При этомъ колесе это особенно важно, потому что это помешаетъ маслу попасть въ мелкiе зубцы трибки, которыми оно передавалось‑бы зубцамъ секунднаго колеса. Попадающая въ механизмъ пыль, смешиваясь съ масломъ, въ зубцахъ означеннаго колеса образовала‑бы клейкую массу, которая мешала‑бы часамъ ходить.

105. Исправленiе эйнгрифовъ.

Установивъ все колёса прямо и устранивъ всё, что можетъ препятствовать ихъ свободному вращенiю, перейдёмъ къ исправленiю эйнгрифа. Каковъ долженъ быть правильный эйнгрифъ — изъ предыдущаго достаточно известно (39). Изследованiе эйнгрифа лучше всего произвести въ самихъ часахъ, не прибегая къ помощи эйнгрифциркуля. Для того, чтобы тщательно изследовать эйнгрифъ между какими‑либо двумя колёсами, таковыя вставляются въ часы. Задерживая слегка пуцгольцомъ одно колесо у его валика, другое, захватывающее трибку перваго, пуцгольцомъ же медленно вращаютъ; обладая некоторою опытностью, при этомъ чувствуется каждая неправильность эйнгрифа. Если эйнгрифъ проходитъ гладко, безъ толчковъ, и зубцы имеютъ достаточно свободы, то значитъ онъ хорошъ. Если‑же нетъ достаточно свободы между зубцами или последнiе не имею правильной формы или колесо вращается эксцентрично, то необходимо прибегнуть къ помощи вельцмашины или къ фрезамъ Ингольда. Всегда следуетъ по возможности стараться зубцамъ колёсъ придавать правильную форму, только въ томъ крайнемъ случае, если трибка имеетъ слишкомъ толстые зубцы и её неудобно менять, допускается делать зубцы колеса тоньше ширины ихъ промежутковъ. Слишкомъ тонкiе зубцы всегда производятъ усиленное тренiе въ эйнгрифе и неравномерную передачу силы. Особенно внимательнымъ нужно быть по отношенiю эйнгрифа въ ходовое колесо, малое число зубцовъ трибки котораго делаетъ этотъ эйнгрифъ затруднительнымъ.

Съ другой стороны большее число зубцовъ неудобно применять, потому что при большемъ числе зубцовъ таковые должны‑бы быть мельче и следовательно было‑бы меньше свободы между ними. Последней не должно быть слишкомъ мало, потому что нужно принять въ разчётъ накопляющiйся соръ въ карманныхъ часахъ, который, попадая между зубцовъ колёсъ и трибокъ, останавливаетъ ходъ. При разсматриваемомъ эйнгрифе нужно особенно опасаться упиранiя концовъ зубцовъ колеса об основу промежутковъ зубцовъ трибки, что иногда составляетъ трудно отыскиваемую причину остановки часовъ. Означенное упиранiе происходитъ вследствiе того, что секундное колесо двигающей силой придвигается къ ходовому колесу, между темъ какъ все остальныя колёса этой‑же силой раздвигаются. При незначительно излишней боковой свободе секунднаго кончика, слишкомъ глубокiй эйнгрифъ при изследованiи можетъ показаться правильнымъ, при действiи‑же часовъ, таковые по этой причине будутъ останавливаться. Упиранiе зубцовъ только можетъ произойти при слишкомъ тонкихъ зубцахъ секунднаго колеса, или слишкомъ толстомъ столбике, составляющемъ основу зубцовъ трибки. Если‑же эти части въ должномъ порядке, и имеется достаточно свободы между зубцами, то упиранiе зубцовъ не можетъ произойти. Плохую трибку ходового колеса лучше всего сейчас‑же заменить новой, потому что она можетъ стать источникомъ постоянныхъ непрiятностей.

При изследованiи эйнгрифа часто оказывается, что таковой очень мелкiй. Въ этомъ случае нужно колесо немного увеличить, что требуетъ меньше труда, чемъ его перестановка. Къ перестановке колёсъ прибегаютъ только въ техъ случаяхъ, если не имеется вельцмашины, или же, если после увеличенiя колеса трибка окажется слишкомъ маленькой противъ увеличеннаго колеса, только тогда эйнгрифъ исправляется посредствомъ перестановки колеса.

Принимая вышеизложенное во вниманiе при встречающемся слишкомъ мелкомъ эйнгрифе, прибегаютъ сначала къ вытягиванiю, т. е. увеличиванiю колеса. Но это следуетъ делать умело, чтобы не пострадала правильность распределенiя зубцовъ. Обыкновенно достаточно оттянуть только самые зубцы. Они при оттягиванiи становятся длиннее и шире, такъ что вельцуя затемъ колесо подходящей фрезой, зубцы можно сделать достаточно глубоко захватывающими и придать имъ правильную форму. Некоторые мастера оттягиваютъ зубцы колёсъ, кладя ихъ просто на амбосъ и ударяя по нимъ маленькимъ молоточкомъ, но чтобы эту работу произвести такимъ способомъ удовлетворительно, надо иметь большой навыкъ. Если при такомъ способе оттягиванiя местами задевается кругъ колеса, то таковой утратитъ правильную форму и вместе съ темъ пострадаетъ равномерность деленiя. Для предупрежденiя подобнаго случая употребляется изображённый на фиг. 10 таб. VI инструментъ для оттягиванiя колёсъ. Онъ состоитъ изъ медной ножки, предназначенной для зажатiя въ тиски, и привинченной къ ней сверху двумя винтами стальной полированной пластинки. Эта пластина имеетъ въ различномъ разстоянiи отъ края отверстiя, въ которыя при употребленiи этого инструмента помещаютъ трибки или валики колёсъ. При оттягиванiи колеса, трибку вставляютъ въ одно изъ отверстiй платинки такъ, чтобы зубцы колеса пришлись къ переднему краю последней. Ударяя затемъ молоточкомъ косо по зубцамъ колеса, медленно и равномерно вращаютъ последнее приложеннымъ сзади указательнымъ пальцемъ. После некотораго упражненiя удаётся эту работу выполнить такъ, что отдельные удары молотка совершенно не будутъ заметны на поверхности оттянутыхъ зубцовъ. Конечно колесо всегда кладётся полированной стороной книзу, и если стальная пластинка инструмента хорошо отполирована, то и полировка колеса не пострадаетъ. Если окажется, что колесо описаннымъ способомъ недостаточно оттянулось, то можно попробовать оттянуть его ещё больше инструментомъ, изображённымъ на фиг.11 таб. VI. Инструментъ этотъ состоитъ изъ круглаго стального амбоса, имеющаго у нижняго конца анзатцъ, для зажатiя въ тиски. Амбосъ во всю длину его просверленъ. Въ отверстiе вбитъ валикъ, конецъ котораго сверху выступаетъ. На означенный валикъ свободно насаживается просверленный пунзенъ такого же дiaметра, какъ амбосъ. Отверстiе въ пунзене сверху плотно забито, чтобы оно при употребленiи этого инструмента не засаривалось. Оттягиваемое колесо берётся левой рукой и вкладывается до зубцовъ трибки между амбосомъ и пунзеномъ, затемъ, медленно её вращая, ударяютъ молоткомъ по пунзену. Если обе части, амбосъ и пунзенъ, хорошо отполированы, то и политура колеса не пострадаетъ. Оттягиваемое колесо нужно предварительно осмотреть, имеет‑ли оно кругомъ одинаковую толщину, чтобы оно не оттягивалось местами больше или меньше. Само‑собой разумеется, что каждое оттянутое колесо нужно провельцовать на вельцмашине или фрезами Ингольда, чтобы зубцамъ придать надлежащую форму. Если какое‑либо колесо окажется негоднымъ, то его нетрудно заменить новымъ. Снявъ съ трибки старое колесо, анзатцъ, на которомъ оно было закреплено, аккуратно обтачиваютъ и делаютъ подточку для новой заклёпки. Посредствомъ предохранительной рольки (88) это можно сделать, не опасаясь ломки, хотя‑бы это были самыя мелкiя трибки. Отверстiе въ колесе расширяютъ настолько, чтобы оно туго приходилось къ анзатцу трибки; толщина колеса должна быть такою, чтобы, насадивъ его на анзатцъ, концы зубцовъ трибки незначительно выступали. Несколько ударовъ молоточкомъ по лохпунзену, насаженному на подточенное место трибки, должны быть достаточны для закрепленiя колеса на трибке. Заклёпка колеса обыкновенно производится на нитбанке, но имеется для этого и отдельная машинка. Новое колесо лучше выбирать немного больше, чемъ оно должно быть, чтобы можно было иметь возможность вельцованiемъ установить эйнгрифъ возможно правильнее.

Tags: Курсъ часоваго мастерства
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments