elrond1_2eleven (elrond1_2eleven) wrote,
elrond1_2eleven
elrond1_2eleven

Categories:

Полный курсъ часоваго мастерства Ю. Гене (III 75-85)

Альбом чертежей

Темы поста: спуск Грэхэма — устройство, действие, части; изготовление точных часов.

75. Ходъ Грагама.

Принятое въ обыкновенныхъ часахъ устройство хода имеетъ одинъ существенный недостатокъ, из-за котораго ходъ такого типа къ примененiю въ часахъ, отъ которыхъ требуется особенная точность, негоденъ. Этотъ недостатокъ состоитъ въ томъ, что ходовое колесо при движенiи вперёдъ, отъ гакена получаетъ обратные толчки. Эти толчки препятствуютъ свободному колебанiю маятника, такъ что эти колебанiя не могутъ быть равномерными.

Наименованный по его изобретателю ходъ Грагама совершенно устраняетъ этотъ недостатокъ, и благодаря ему имеемъ маятничные часы съ совершенно точнымъ ходомъ. На рисунке таб. III, фиг. 13 изображёнъ такой ходъ. Зубцы ходового колеса имеютъ здесь более косое направленiе, чемъ зубцы ходового колеса рисунка таб. III, фиг. 7; они при движенiи колеса не спадаютъ на наклонныя плоскости гакена, а на такъ называемый покой (это частица круга, на котрой зубецъ покоится, пока маятникъ доканчиваетъ одно колебанiе). Центръ круга покоя одновременно долженъ быть и центромъ вращенiя гакена. Гакенъ Грагама по его виду называютъ анкером11 (якорем). Перейдёмъ къ начертанiю этого хода.

Предположимъ, что предстоитъ изготовить ходъ для регулятора съ секунднымъ маятникомъ, т. е. одно колебанiе маятника котораго должно продолжаться одну секунду, причёмъ на ось ходового колеса, которое въ одну минуту должно совершить полный оборотъ, будетъ насажена секундная стрелка; следовательно, это колесо должно иметь 30 зубцовъ. Анкеръ обхватываетъ 6½ зубцовъ, размеръ каждаго зубца 12º, что составляетъ 78º. Теперь сперва проведёмъ прямую линiю и исходя отъ точки M наметимъ наружную окружность ходового колеса, дiaметръ котораго для общей ясности возьмёмъ въ 80 m/m..

По обеимъ сторонамъ центральной линiи, образуя съ нею углы въ 39º, намечаемъ линiи a, a. Прямоугольно къ нимъ проведёмъ касательныя r, r, и такимъ путёмъ найдёмъ центръ вращенiя анкера C. Движенiе одного зубца колеса при каждомъ подъёме (61) анкера равняется 6º, изъ которыхъ на спаденiе и толщину конца зубца нужно исключить ¼, остаётся 4½º, составляющiе толщину лапъ анкера. Эти 4½º перенесёмъ на окружность колеса такъ, чтобы по обеимъ сторонамъ линiй a, a пришлось по 2¼º, и проведёмъ черезъ найденныя такимъ способомъ точки, исходя отъ центра C круги анкера p, p. Въ часахъ съ ходомъ Грагама самые благопрiятные результаты, по отношенiю къ верности хода, достигаются при меньшемъ размере размаха маятника. Поэтому въ этихъ часахъ предназначается не менее 1º и не более 2º подъёма анкера. Возьмёмъ середину 1½º. Для большей надёжности зубецъ долженъ падать на покой не менее ½º, такъ что анкеръ долженъ делать общее движенiе въ 2º до спаденiя зубца, и потому проведёмъ сперва у входной лапы анкера на разстоянiи ½º отъ линiи r линiю n, на 1½º линiю e, для подъёма. И наоборотъ, у выходной лапы сначала отъ линiи r, 1½º для подъёма линiю e, и отъ нея на ½º для покоя линiю n. Теперь, чтобы обозначить наклонныя площадки анкера, проводимъ линiи b, b, а именно: для площадки у входной лапы, черезъ точки пересеченiя линiи n наружнымъ и линiи e внутреннимъ кругомъ p, p. Площадка подъёма выходной лапы определяется точками пересеченiя линiи e внутреннимъ и линiи r наружнымъ кругомъ p, p. Если чертёжъ составленъ правильно, то обе определяющiе наклонные площадки линiи b, b должны составить касательныя одного круга; только при такомъ условiи подъёмъ у обеихъ лапъ анкера можетъ быть одинаковый. Кругъ этотъ называютъ подъёмнымъ.

Анкеръ можно изготовить изъ одного куска, но удобнее его приготовить, какъ обозначено на рисунке, т. е. большую часть его — плечи, изъ меди и только те части изъ стали, которыя составляютъ круги покоя и площадки подъёма (наклонныя плоскости), т. е. лапы. Последнiя вкладываются въ точно по нимъ выточенные фальцы и придерживаются привинченными сверху стальными пластинками. Изготовивъ чертёжъ анкера, приступимъ къ составленiю чертежа ходового колеса. При положенiи, которое дано начерченному анкеру, одинъ зубецъ колеса долженъ прилегать къ наружному покою его. Исходя изъ этой точки прикосновенiя, намечаемъ на окружности колеса концы всехъ зубцовъ въ разстоянiи 12º одинъ отъ другого. Чтобы уголъ внутренняго покоя не могъ задеть за переднюю часть зубцовъ, они должны иметь, по отношенiю къ радiусу колеса, наклонъ не менее 10−12º. Наметимъ этотъ наклонъ зуба удлинённой линiей и въ центре колеса проведёмъ кругъ, въ которому эта линiя служила-бы касательною.

Посредствомъ этого круга легко определить наклонъ каждаго зуба. Спинки зубцовъ должны допускать свободное вступленiе лапъ въ промежутки, въ особенности следуетъ избегать, чтобы входная лапа не касалась ихъ сзади, и потому зубцы колеса должны иметь именно ту форму, которая показана на рисунке.

При изготовленiи такого колеса поступаютъ какъ раньше описано (71). Само собой разумеется, что нарезательный штихель или фреза должна иметь соответствующую форму.

76. Исправленiе хода.

Часто въ механизме регуляторовъ съ ходомъ Грагама, одинъ изъ кончиковъ оси помещёнъ въ отверстiе футера, который можно вращать. Для установки более глубокаго или мелкаго хода этимъ футеромъ не следуетъ пользоваться, потому что этимъ изменился-бы абфаль. Но для урегулированiя неправильнаго абфаля подвижной футеръ является отличнымъ средствомъ. Если футеръ повернуть такъ, чтобы ходъ сталъ глубже, то наружный абфаль уменьшится, если-же повернуть наоборотъ, то уменьшится внутреннiй. Если-же абфаль установленъ правильно, но зубецъ колеса слишкомъ много или мало попадаетъ на покой, то этому легко помочь передвиженiемъ одной изъ лапокъ, (если конечно анкеръ не сделанъ изъ одного куска). Если-же покой неодинаковъ съ обеихъ сторонъ, тотъ ту причиною неодинаковый наклонъ подъёмныхъ площадокъ. Уравненiе наклона должно производиться опытными руками и съ большой осторожностью. Шлифованiе затёртыхъ или неправильныхъ подъёмныхъ площадокъ производится на зеркальномъ стекле съ помощью машинки для плоской шлифовки. Если означенную машинку съ закреплённой въ ней лапой анкера положить на стекло, то черезъ лупу можно видеть, какiя части подъёмной площадки касаются стекла, и сообразно этому, посредствомъ двухъ установочныхъ винтовъ при надобности изменять положенiе машинки. Шлифованныя части полируются так-же на стекле.

77. Контр-гешперъ.

Ко всемъ часамъ, отъ которыхъ требуется точный ходъ, какъ движущая сила — применяется тяжесть гири, потому что она действуетъ безъ измененiя. Но такъ какъ гиря во время завода часовъ перестаётъ действовать, следовательно и ходъ часовъ прерывается, то нужно было придумать приспособленiе, которое своимъ действiемъ заменило-бы действiе гири во время завода часовъ. Это приспособленiе называется контр-гешперъ. Действiе его следующее. На валикъ струннаго барабана, между барабаномъ и колесомъ насаженъ свободно вращающiйся большой шперрадъ. Шперрадъ находится въ связи съ барабаномъ посредствомъ обыкновеннаго гешпера, такъ что струнный валъ, вращаясь при ходе часовъ, влечётъ за собой и большой шперрадъ; последнiй же, навинченными на него, двумя пружинами нажимаетъ на шенкеля барабанного колеса (смъ. таб. IV, фиг. 4). На означенномъ шперраде покоится длинный шперкегель, прикреплённый къ особому валику, кончики котораго свободно вращаются въ платинкахъ часового механизма. Онъ не имеетъ пружинки и на колесо нажимаетъ только лишь собственной незначительной тяжестью, такъ что при ходе часовъ колесо свободно скользитъ подъ нимъ, при заводе-же часовъ онъ упирается въ зубецъ шперрада и темъ препятствуетъ обратному движенiю его. При этомъ привинченныя къ шперраду пружинки приходятъ въ действiе и, нажимая на барабанное колесо, придаютъ ему достаточно силы, чтобы во время завода поддерживался ходъ часовъ. Главное, зубцы большого шперрада должны быть возможно мельче, для того, чтобы обратное движенiе, если таковое произойдётъ, было-бы самое незначительное.

Сила пружинъ не должна быть слишкомъ большая, во всякомъ случае она должна преодолеваться тяжестью гири, иначе контр-гешперъ не произведётъ никакого действiя. Для того чтобы пружины не могли пострадать, если кому-нибудь вздумается заводить часы въ обратную сторону, степень напряженiя ихъ ограничена винтомъ, ввинченнымъ въ шперрадъ, и головка котораго, при обратномъ поворачиванiи струннаго вала, упирается въ шенкель колеса.

78. Струнная ролька

употребляется для того, чтобы сократить размеръ пространства, нужнаго для спуска гирь. Конецъ струны со стороны a (таб. III, фиг. 14) прикреплёнъ къ крючку, а противоположный ея конецъ со стороны c — къ струнному валу, и приводитъ часы въ движенiе, если подвесить гирю. Ролька действуетъ какъ неравноплечiй рычагъ, точка опоры котораго a. Гиря действуетъ на короткое плечо ab, а плечо ac, которое вдвое длиннее, тянетъ за конецъ струны, прикреплённой къ барабану. Результатъ тотъ, что пространствомъ выигрываемъ на половину, за то на половину теряемъ въ силе, поэтому действующая посредствомъ рольки гиря должна быть вдвое тяжелее, чемъ подвешанная непосредственно къ концу струны. Кроме того нужно ещё принять во вниманiе потерю силы вследствiе тренiя рольки.

79. Вилка (Габель).

Въ обыкновенныхъ часахъ вилка имеетъ вилкообразную форму, откуда и названiе, въ регуляторах-же она обыкновенно имеетъ форму валика. Вилка такого типа у нижняго своего конца имеетъ приспособленiе для урегулированiя абфаля. Связь между вилкою и маятникомъ составляетъ упомянутый валикъ, который проходитъ черезъ продолговатый прорезъ въ стержне маятника. Заднiй конецъ b валика (фиг. 15 таб. III) упирается въ площадку a и на ней передвигается проходящимъ черезъ него винтомъ d, вращаемый головками c c. Этот-же винтъ придерживаетъ и прижимаетъ валикъ къ означенной площадке. Часто это приспособленiе служитъ источникомъ неправильностей въ ходу и даже остановки часовъ, потому что валикъ недостаточно крепко придерживается винтомъ. Поэтому всегда нужно изследовать, прилегаетъ ли заднiй конецъ валика достаточно плотно къ площадке, или-же онъ при поворачиванiи винта хлябаетъ. Также следуетъ обратить вниманiе на то, чтобы винтъ d не кидался. Нужно стараться всему этому приспособленiю придать возможно больше лёгкости, чтобы вилка не образовала сама по себе маленькiй маятникъ.

80. Изготовленiе точнаго секунднаго регулятора.

Приступая къ изготовленiю новыхъ часовъ, предварительно составимъ подробный и точный чертёжъ. Каждую отдельную часть начертимъ въ пропорцiональномъ одну къ другой отношенiи. Но такъ какъ простое, целесообразное, и вместе съ темъ гармонирующее сгруппированiе отдельныхъ частей, не имея хорошаго образца, — вещь весьма трудная, то мы здесь для образца приводимъ чертёжъ и описанiе недельныхъ секундныхъ часовъ, изготовленныхъ въ Гласгюте (Германiи), устройство которыхъ столь хорошо и целесообразно, что лучшаго трудно придумать.

Первое дело будетъ — распределенiе циферблата и установленiе величины его, потому что это въ тесной связи со всемъ механизмомъ часовъ. На рисунке, таб. IV фиг. 1, дiaметръ циферблата определёнъ въ 25 c/m. Секундный и часовой круги расположены эксцентрично, а минутный концентрично. Это распределенiе самое выгодное, потому что минутная стрелка насажена непосредственно на кончикъ минутнаго колеса и движется вместе съ нимъ. При концентричной секундной стрелке, для передвиженiя минутной нужно сцепленiе несколькихъ колёсъ, которыя конечно должны иметь некоторую свободу межъ собой, вследствiе чего и минутная стрелка будетъ немного подаваться взадъ и вперёдъ. Кроме того при концентричной секунде тяжесть длинной секундной стрелки чересчуръ обременяетъ ходовое колесо. Рисунокъ (таб. IV фиг. 1) представляетъ одну половину циферблата въ 2/3 настоящей величины. Онъ сделанъ изъ латунной меди въ 2,5 m/m. толщины; цифры, круги и т. п. выгравированы и наполнены чёрнымъ шеллакомъ.

Фонъ циферблата высеребренъ; окружающая его, 2−3 m/m. ширины медная рамка вызолочена. После узкой рамки оставлено место шириною 12,5 m/m. для нанесенiя цифръ, обозначающiя каждыя пять минутъ; для самаго минутнаго круга достаточно 6 m/m.. Между этимъ кругомъ и центромъ циферблата, сверху, помещается секундный кругъ, занимая всё свободное пространство. Следовательно, дiaметръ этого круга 90 m/m., и разстоянiе центра его отъ центра циферблата 51,2 m/m.. Точно такой величины и въ таком-же разстоянiи отъ центра на противоположной стороне намечается часовой кругъ. Это распределенiе циферблата до известной степени предписываетъ размеръ колёсъ и трибокъ, потому что грань заводного валика, чтобы не портить вида циферблата лишнимъ отверстiемъ, проходитъ черезъ центръ часовой стрелки. Большое облегченiе при изготовленiи этихъ часовъ составляетъ то, что все употребляемыя въ нихъ трибки имеютъ одинаковое число зубцовъ, и одинаковый дiaметръ, а следовательно и ширина зубцовъ всехъ колёсъ должна быть одинаковая. Для достиженiя возможно лучшаго эйнгрифа, въ этихъ часахъ употребляются трибки съ 12-ю зубцами. Таблица V показываетъ планъ часовъ съ задней стороны и съ боку. Таблица V показываетъ планъ часовъ съ задней стороны и съ боку. Рисунокъ этотъ какъ рисунокъ циферблата составленъ въ 2/3 настоящей величины. Действительная величина колёсъ и трибокъ, число ихъ зубцовъ, разстоянiе эйнгрифа и прочiе размеры суть следующiе:

1. Барабанное колесо 180 зуб. дiaм. 97,6 m/m.
Минутная трибка 12 " " 7,05 m/m.
разстоянiе эйнгрифа 51,2 m/m.
2. Минутное колесо 96 зуб. дiам. 52,8 m/m.
Трибка 12 " " 7,05 m/m.
разстоянiе эйнгрифа 28,8 m/m.
3. Промежуточное колесо 90 зуб. дiам. 49,6 m/m.
Трибка ходового 12 " " 7,05 m/m.
разстоянiе эйнгрифа 27,2 m/m.
4. Ходовое колесо 30 зуб. дiам. 36,6 m/m.
Ширина всехъ колёсныхъ зубцовъ 0,804 m/m.
Толщина барабаннаго колеса 2.0 m/m.
" минутнаго " 1,5 m/m.
" промежуточн. " 1,25 m/m.
" ходового " 1,0 m/m.
Толщина кончиковъ анкернаго валика 1.0 m/m.
" " трибки ходового колеса 1,0 и 1,2 m/m.
" " трибки промежуточн. 1,2 m/m.
" " трибки минутнаго 1,3 и 2,5 m/m.
" " барабаннаго валика 2,0 и 4,8 m/m.

таб. V показываетъ также способ прикрепленiя механизма къ футляру и подвешиванiя маятника. Какъ механизмъ, такъ и маятникъ держатся на прочныхъ подпорахъ, прикрепленныхъ къ одной и той-же платинке штельштифтами и винтами. Нижнiе концы платинокъ механизма должны плотно прилегать къ подпорамъ, чтобы при натягиванiи двухъ большихъ винтовъ, которые проходятъ черезъ ножки платинокъ, последнiя не перекосились. Две верхнiя меньшiя подпорки предназначены для подвешиванiя маятника, оне должны быть размещены такъ, чтобы средина пружинки, на которой подвешенъ маятникъ (пендельфедер) пришлась ровно противъ кончика анкернаго валика. Верхняя часть подпорокъ имеетъ видъ разрезанныхъ пополамъ подшипниковъ, въ которые вкладывается валикъ, проходящiй черезъ верхнюю медную часть пружины; валикъ долженъ крепко сидеть въ означенной медной части, чтобы при колебанiяхъ маятника изгибалась лишь средняя часть самой пружины. Медная пластинка, на которой закреплены подпорки, должна иметь надлежащую толщину, т. е. на одну треть толще, чемъ на рисунке, а размеромъ она должна быть немного больше платинокъ механизма. Она плотно привинчивается несколькими винтами къ спинке футляра часовъ.

Некоторыя практическiя указанiя при
изготовленiи описанныхъ часовъ.

81. Остовъ.

Для платинокъ механизма берётся лучшая латунная медь, приблизительно въ 8 m/m. толщины, величиной въ 2/3 той, которую они должны иметь въ готовомъ виде. Ковкою медь растянется на 1/3. Выковавъ платинки до 5 m/m. толщины, принимаются за ихъ опиливанiе. Чемъ равномернее была ковка, темъ меньше работы составитъ опиливанiе. Опиливъ ихъ съ обеихъ сторонъ плоско и почти до надлежащей толщины (3,8 m/m.), соединяютъ ихъ двумя штифтами, продетыми черезъ отверстiя, просверленные въ возможно большемъ разстоянiи другъ отъ друга черезъ обе сложенныя вместе платинки, и напиливаютъ ихъ бока въ надлежащую форму. Разъединяя платинки, предварительно на нихъ делаютъ отметку, для того чтобы при надобности ихъ точно такъ же соединить, какъ оне были соединены. После этого шлифованiемъ сглаживаютъ ихъ настолько, чтобы грубые следы напильника не были заметны и съ помощью калибромера (52) переводятъ на одну изъ платинокъ весь рисунокъ, точно намечая разстоянiя эйнгрифовъ. Если подъ рукою имеется машинка прямого сверленiя, то рисунокъ производятъ съ наружной стороны платинки, и все нужныя отверстiя, включая отверстiя для ножекъ, просверливаютъ на означенной машине черезъ обе соединённыя платинки разомъ. Если-же этой машины нетъ, то производятъ рисунокъ съ внутренней стороны платинки, причёмъ все нужныя отверстiя просверливаютъ сначала сквозь одну платинку, затемъ, соединивъ съ ней другую штифтами, намечаютъ сверломъ, сквозь просверленныя отверстiя одной платинки, места для отверстiй на другой; разъединивъ ихъ затемъ, просверливаютъ намеченныя отверстiя. Конечно можно было‑бы и тутъ также какъ на машине прямого сверленiя, просверлить отверстiя черезъ обе платинки разомъ, но это неудобно, потому что при ручномъ сверленiи отверстiе легко можетъ выйти косымъ и при одновременномъ просверливанiи обеихъ платинокъ вместе эта ошибка конечно удвоится. Чтобы этого по возможности избегнуть, лучше сверлить каждую платинку отдельно, стараясь при этомъ держать её такъ, чтобы сверло было перпендикулярно къ ея поверхности. Отверстiя для ножекъ лучше всего расширить до надлежащей величины, соединивъ обе платинки вместе. Соединенiе остова весьма простое. Платинки соединяются при помощи четырёхъ цилиндрическихъ колонокъ (ножки), имеющихъ анзатцы.

Находящiяся между платинками части всехъ четырёхъ колонокъ должны иметь одинаковую длину (37 m/m.). Анзатцы ихъ должны туго входить въ сделанныя для нихъ въ задней платинке отверстiя, но не должны выступать съ оборотной стороны, а напротивъ немного не доходить, чтобы ихъ можно было плотно притянуть винтами, имеющими надлежащей величины головки. Передняя платинка должна плотно надеваться на анзатцы другого конца колонокъ. Съ этого конца колонки имеютъ удлиненiя, на которыхъ сделана нарезка и навинчиваются гайки, которыми эта платинка закрепляется. Означенныя удлиненiя колонокъ на концахъ имеютъ другiе меньшiе анзатцы, на которыя насаживаютъ циферблатъ, и привинчиваютъ его снаружи маленькими винтами. Вследствiе того, что на конецъ анкернаго валика насажена вилка, требуется для него отдельный клобенъ, который выпиливаютъ изъ крепко-кованной меди. Клобенъ прикрепляется къ платинке штельштифтами и винтами. Что касается до изготовленiя колёсъ и трибокъ, то все прiёмы достаточно известны и остаётся только ещё заметить, что колёса, насаженныя на пуцены, на последнихъ не заклёпываютъ, а закрепляютъ тремя винтами. Вилка къ пуцену валика прикрепляется таким‑же способомъ.

82.

Большое облегченiе при шлифовке и полировке трибокъ съ помощью деревянной рольки доставляетъ приспособленiе, изображённое на таб. IV, фиг. 2. A есть основная пластинка, къ которой прикреплены ламели B, служащiя для придерживанiя подвижнаго куска C. къ подвижному куску C привинчены две стойки для шпицовъ d d. Весь этотъ приборъ связанъ шарнирами, съ круглымъ стержнемъ E, который приходится въ отверстiе токарнаго станка, предназначеннаго для вставки подручника. Съ другого конца приборъ имеетъ винтъ съ рукояткою, посредствомъ котораго часть C передвигается. Употребляется этотъ приборъ так: полируемая трибка вставляется между шпицами d d; весь приборъ закрепляется стрежнемъ E, вместо подручника на токарномъ станке такъ, чтобы трибка находилась въ несколько косомъ положенiи подъ деревянной ролькой. При шлифовке или полировке трибки, приборъ слегка прижимаютъ къ рольке, и вращенiемъ винта равномерно передвигаютъ трибку взадъ и вперёдъ.

83.

Шлифовку и полировку валиковъ, фацетъ и анзатцовъ легче и лучше производить посредствомъ маленькаго приспособленiя, съ помощью композицiонныхъ или железныхъ круглыхъ пластинокъ и полушарiевъ, чемъ обыкновеннымъ способомъ (26). Такое приспособленiе имеется при токарныхъ станкахъ Болея; если-же при употребляемомъ нами станке таковой на имеется, то для этого можно приспособить большой эйнгриф‑циркуль, приспособленный для зажатiя въ тиски. Надевъ на дрекштифтъ шлифовальный кружокъ, вставляютъ между одной, а шлифуемый валикъ между другой парой шпицовъ циркуля, и оба предмета сближаютъ настолько, чтобы одинъ другого касался. Двумя смычками, или лучше всего маховикомъ, приводятъ обе предмета во вращенiе, но такъ, чтобы одинъ вращался противъ другого. Шпицы эйнгриф‑циркуля, между которыми вставленъ шлифовальный кружокъ, не должны быть привинчены, они должны, смотря по надобности, вместе съ вставленнымъ между ними кружкомъ свободно передвигаться взадъ и вперёдъ. Для более удобнаго передвиженiя шпицовъ и чтобы они при этомъ не расходились, ихъ концы обхватываются и сжимаются пружиной, обложенной вокругъ циркуля такъ, чтобы одинъ конецъ ея нажималъ на одинъ, а другой конецъ — не противоположный шпицъ эйнгриф циркуля. Железные и композицiонные кружки для шлифовки и полировки валиковъ; для фацетов‑же и анзатцовъ употребляютъ насаженные на дрекштифтъ железныя и композицiонныя полушарiя (фиг. 3 таб. IV), потому что действующiя части последнихъ легче сгладить напиливанiемъ. Матерiaломъ для шлифованiя употребляютъ разведённый эльштайнъ, а для полировки, — крокусъ или дiaмантинъ.

84. Струнный барабанъ.

На фиг. 4 таб. IV изображёнъ струнный барабанъ совместно съ барабаннымъ колесомъ, въ натуральной величине, причёмъ первый изображёнъ въ разрезе. Часть a или вытачивается съ стальнымъ заводнымъ валикомъ изъ одного куска, или‑же для более лёгкаго изготовленiя вытачивается изъ меди и набивается на валикъ. Выточенные кружки b и c прикрепляются винтами къ части a.

d’ есть цилиндръ, сделанный изъ медной полосы, концы которой спаяны. Цилиндръ этотъ долженъ быть аккуратно обточенъ; и на его поверхности нарезается винтообразный желобокъ, въ которомъ, при заводе, помещаются обороты струны. Обороты желобка должны иметь направленiе леваго винта для того, чтобы гиря, при спуске, удалялась отъ маятника. Поверхность цилиндра должна быть гладкая и хорошо полирована. Онъ долженъ быть туго насаженъ на анзатцъ кружка b, и для большей надёжности просверливаютъ отверстiе черезъ b въ d’ и вставляютъ штифтъ. Въ кружокъ b, со стороны колеса вточено углубленiе, въ которомъ помещается гешперъ. c есть шперрадъ, f f место для шперкегеля и шперфедера. Совершенно безразлично, будет‑ли шперрадъ привинченъ къ кружку b, а шперкегель и шперфедеръ къ шперраду контргешпера d, или наоборотъ, если только направленiе наклона зубцовъ шперрада будетъ соответствующимъ. Устройство гешпера изображено на фиг. 5 таб. IV.

85. Изготовленiе анкера Грагама.

Относительные размеры правильнаго анкернаго хода математически установлены, такъ что имеется отличный способ точно определить величину круговъ анкера и подъёма, а также толщину лапъ и разстоянiе эйнгрифа, безъ предварительнаго рисунка. Относительные размеры при колесе въ 30 зубцовъ, если анкеръ обхватываетъ 6½ зубцовъ, суть следующiе:

Дiaметръ колеса = 1
" внутренняго анкернаго круга = 0,7706
" наружнаго " = 0,8490
Толщина лапок = 0,0392
Дiaметръ подъёмнаго круга:
для подъёма въ 1º = 0,1443
для подъёма въ 1½º = 0,2109
для подъёма въ 2º = 0,2741
Разстоянiе эйнгрифа = 0,6434

Чтобы найти надлежащiе размеры, нужно дiaметръ колеса помножить на вышеприведённыя величины. Въ данномъ случае на 36,6 m/m.. Поэтому для изготовленiя анкера съ передвижными лапами и 1½º подъёма, получаются следующiя выраженныя въ округлённыхъ цифрахъ размеры:

внутреннiй анкерный круг = 28,20 m/m.
толщина лапок = 1,43 m/m.
подъёмный круг = 7,70 m/m.
разстоянiе эйнгрифа = 23,55 m/m.

Какъ вспомогательное средство при изготовленiи анкера употребимъ два кружка изъ тонкой меди, одинъ точной величины круга подъёма, другой внутренняго анкернаго круга. Эти кружки лучше всего выточить на универсале; въ центре каждаго изъ нихъ протачиваютъ отверстiе, точнаго дiaметра того отверстiя, которое должно быть въ анкере. Затемъ изготавливаютъ штихель къ универсалю для вытачиванiя места для лапокъ анкера. Ширина режущего конца этого штихеля должна точно соответствовать исчисленной толщине лапокъ, т. е. 1,43 m/m . Чтобы штихель лучше резалъ, заднюю часть режущаго конца делаютъ немного уже передней.

Затемъ толстую медную пластинку не меньше величиною какъ въ фиг. 6 таб. IV зажимаютъ въ универсалъ, и въ центре ея протачиваютъ отверстiе такого-же дiaметра, какъ въ приготовленныхъ кружкахъ. Потомъ, приходящимся въ означенное отверстiе точёнымъ валикомъ, плотно прикрепляютъ къ ней кружокъ внутренняго анкернаго круга. Последнiй, при вытачиванiи места для лапокъ, служитъ штихелю указателемъ этого места.

Вытачивая означенное место, не мешаетъ сделать его немного шире, потому что въ него придётся вкладывать неготовыя ещё лапы, которыя конечно немного шире, чемъ въ готовомъ виде. Окончивъ вытачиванiе, снимаютъ кусокъ со станка, закрепляютъ на нёмъ тем-же валикомъ, вместо анкернаго круга, кружокъ подъёма. Прикладывая къ означенному кружку линейку, острымъ кернеромъ намечаютъ, безразлично по какому направленiю, линiи a, a (таб. IV фиг. 6). Эти линiи составляютъ касательныя подъёмнаго круга и определяютъ наклонъ подъёмныхъ площадокъ анкерныхъ лапъ. Распиливъ лобзикомъ кусокъ по соответствующимъ направленiямъ, напиливаютъ полученныя такимъ образомъ две части у того места, где оне распилены, совершенно плоско и до намеченныхъ линiй. Лапы въ готовомъ виде приблизительно имеютъ 3 m/m. ширины. Ихъ можно изготовить изъ куска плоской стали, согнувъ его въ надлежащую форму. Опиливъ лапы настолько, чтобы оне туго входили въ выточенное по анкерному кругу углубленiе, каждую лапу отдельно вставляютъ въ означенное углубленiе заготовленныхъ медныхъ кусковъ такъ, чтобы одинъ конецъ ихъ немного выступалъ изъ опиленной плоскости. — Этотъ выступающiй конецъ опиливанiемъ сравниваютъ съ означенной плоскостью, и такимъ способомъ получаютъ надлежащiя подъёмныя площадки обеихъ лапъ. На рисунке таб IV фиг. 6 показано, какъ лапы должны быть помещены въ выточке, для опиливанiя подъёмныхъ площадокъ. Закаливъ затемъ лапы, шлифуютъ и полируютъ подъёмныя площадки, вставивъ лапы вторично въ выточенныя углубленiя кусковъ меди такъ, чтобы эти части незначительно выступали. Для шлифовки и полировки наружныхъ выпуклыхъ боковъ лапъ нужно изготовить кольцо соответствующей ширины, внутреннiй дiaметръ котораго долженъ равняться дiaметру наружнаго анкернаго круга. Для шлифовки и полировки внутреннихъ боковъ лапъ употребляютъ соответствующей толщины кружокъ, дiaметръ которого долженъ равняться дiaметру внутренняго анкернаго круга. Шлифовка и полировка описаннымъ способомъ должна производиться на токарномъ станке, причёмъ кружокъ насаживается на дрекштифтъ, а кольцо въ выточенный для этого деревянный патронъ. Теперь только ещё остаётся изготовить медную часть анкера (плечи), въ которой закрепляются лапы. Она выделывается изъ куска хорошо кованной меди соответствующей толщины.

При вытачиванiи въ плечахъ анкера фальца для лапокъ употребляется тот-же кружокъ анкернаго круга и тот-же самый штихель, которые употреблялись при изготовленiи меднаго куска, служившiе для опиливанiя, шлифовки и полировки подъёмныхъ площадокъ. Фальцъ долженъ быть настолько глубокъ, чтобы лапы почти совсемъ въ него входили, т е. оне должны настолько выступать, чтобы навинченными сверху стальными накладками придерживались. Выточивъ фальцъ, означенную часть анкера выпиливаютъ лобзикомъ въ надлежащую форму. Плечи анкера должны быть подъ угломъ приблизительно въ 125º.


11Анкеръ Грагама, таб. IV фиг. 7 состоитъ изъ плечей ff, входной лапы a, выходной лапы b, наружнаго покоя c, внутренняго покоя d и наклонныхъ плоскостей e, e.

Tags: Курсъ часоваго мастерства
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments