elrond1_2eleven (elrond1_2eleven) wrote,
elrond1_2eleven
elrond1_2eleven

Category:

Полный курсъ часоваго мастерства Ю. Гене (III 62-74)

Альбом чертежей

Темы поста: исправление хода, общий расчёт механизма и изготовление отдельных его частей.

62. Исправленiе хода.

Очень часто неправильность въ устройстве хода состоитъ въ томъ, что разстоянiе эйнгрифа между ходовымъ колесомъ и гакеномъ ненадлежащее.

На рисунке, таб. III, фиг. 7, видно, что наружный кругъ p гакена заключаетъ часть окружности колеса, находящейся между концами двухъ зубцовъ, — эта часть должна быть такого размера, чтобы ещё осталось маленькое пространство для наружнаго абфаля зубца. Опытомъ легко убедиться, что, если гакенъ отодвинуть дальше отъ ходового колеса, то наружный абфаль абфаль увеличится, если же гакенъ придвинемъ ближе, то уменьшится, такъ что наконецъ выходное плечо не будетъ пропускать зубцовъ, внутреннiй-же абфаль при этомъ останется почти безъ измененiя.

Въ виду этого всегда следуетъ сперва установить наружный абфаль, приближая или удаляя гакенъ отъ колеса, причёмъ, если только гакенъ сделанъ правильно, и внутреннiй абфаль будетъ хорошъ. Если-же таковой слишкомъ малъ, такъ что входное плечо не свободно пропуститъ зубецъ колеса, то значитъ гакенъ слишкомъ узокъ и следуетъ его у входного плеча немного сшлифовать, но только съ осторожностью, чтобы не сделать его широкимъ. Если же внутреннiй абфаль слишкомъ великъ, то значитъ гакенъ широкъ, въ такомъ случае следуетъ его отвариванiемъ смягчить и ударами молотка съузить. Исправленiе наклонныхъ плоскостей гакена, которыя часто имеютъ неправильное положенiе, требуютъ значительной опытности мастера. Въ сомнительныхъ случаяхъ лучше всего изготовить рисунокъ, подобный фиг. 7, посредствомъ котораго не трудно найти правильное положенiе наклонныхъ плоскостей для исправляемаго гакена. Если наклонныя плоскости гакена въ томъ месте, где до нихъ касаются зубцы ходового колеса, потёрты, то нужно самый гакенъ или передвинуть немного на валике, на который онъ насаженъ, чтобы зубца колеса касались въ другомъ месте, или же шлифовать и полировать эти плоскости. Наклонныя плоскости гакена должны быть твёрдо закалены и хорошо полированы для того, чтобы по возможности уменьшить тренiе. Для полировки и шлифовки плоскостей гакена, его ввинчиваютъ между двухъ скреплённыхъ четырьмя винтами пластинокъ изъ толстой меди (машинка для полированiя плоскостей) такъ, чтобы полируемая плоскость стояла чуть выше края пластинокъ и затемъ шлифуютъ и полируютъ, по известному способу (26). Ходовое колесо тоже часто имеетъ недостатки, которые вредно влiяютъ на ходъ. Такъ какъ ходовое колесо движется отрывисто и при его действiи попеременно вступаетъ въ движенiе и покой, тотъ оно должно быть возможно легче весомъ.

Слишкомъ тяжёлое ходовое колесо, кроме того, что оно поглощаетъ лишнюю силу, способствуетъ скорейшему стиранiю, потому что вследствiе лишней тяжести зубцы его производятъ более сильные удары при спаденiи.

Некруглое ходовое колесо также очень вредно влiяетъ на ходъ, потому что оно заставляетъ гакенъ при абфале описывать большiя и меньшiя дуги. Для устраненiя этого недостатка нужно предварительно найти причину некруглости колеса. Если она состоитъ въ томъ, что концы некоторыхъ зубцовъ короче другихъ, т. е. более стёрты, то колесо следуетъ на станке напильникомъ осторожно обтачивать (60) и исправить затемъ концы. Концы зубцовъ не должны быть очень острые, чтобы не теряли устойчивости. После обтачиванiя колеса, гакенъ, который до этого приходился къ последнему, конечно окажется широкимъ, такъ что нужно его съузить. Очень часто ходовое колесо вращается эксцентрично при такихъ обстоятельствахъ, при которыхъ обтачиванiемъ исправить его нельзя. Такъ напръ. центръ колеса можетъ быть сдвинутъ въ сторону темъ, что валикъ погнутъ, на которомъ оно насажено, или оно неправильно заклёпано на валике, или-же отъ того, что при самомъ изготовленiи колеса отверстiе не сделано въ самомъ центре. Въ такихъ случаяхъ черезъ обтачиванiе пострадала-бы правильность деленiя зубцовъ, т. е. разстоянiе отъ конца одного зубца до конца другого не вышло-бы одинаковое по всей окружности колеса. Этимъ образовался-бы весьма важный недостатокъ, — абфаль колеса, вследствiе неравномернаго деленiя, должен-бы быть большiй, черезъ что производительность действiя колеса значительно должна уменьшиться. Этого во всякомъ случае следуетъ избегать. Приступая поэтому къ обтачиванiю колеса, нужно предварительно изследовать, — «кидается-ли» колесо потому, что только концы зубцовъ неодинаковой длины, или же и самая основа зубцовъ вращается эксцентрично? Если при этомъ изследованiи окажется, что валикъ, на которомъ колесо насажено, не «кидается», но кругъ основы зубцовъ вращается эксцентрично, то следовательно причина въ колесе. въ такомъ случае нужно снять колесо съ валика и насадить на круглый дрекштифтъ. Если и при этомъ кругъ основы зубцовъ будетъ вращаться эксцентрично, то следуетъ отверстiе въ колесе напиливать круглымъ напильникомъ, по надлежащему направленiю, пока означенный кругъ не будетъ вращаться совершенно правильно. Если при этомъ отверстiе значительно увеличится, то таковое уменьшаютъ вставленiемъ футера. Причина эксцентричнаго вращенiя колеса можетъ состоять ещё и въ томъ, что анзатцъ, на которомъ колесо было насажено, кидается; въ такомъ случае анзатцъ надо обтачивать кругло и аккуратно насадить на него колесо. Последнее должно насаживаться безъ усилiя, но не слишкомъ слабо, чтобы центръ на сдвинулся при заклёпке. Заклёпыванiе колеса производится плоскимъ просверленнымъ пунзеномъ. Если эксцентричное вращенiе круга основы зубцовъ будетъ устранено, и окажется, что концы зубцовъ всё-таки кидаются, то ихъ надо обточить. При точномъ исполненiи всего вышесказаннаго получится ходовое колесо, вполне соответствующее своему назначенiю.

63. Вилкой (габель)

называется та часть механизма, которая насажена на конецъ валика гакена и соединяетъ последнiй, а вместе съ нимъ и механизмъ часовъ съ маятникомъ. Вилка должна быть лёгкая, чтобы своей тяжестью не повлiяла вредно на свободное движенiе и прочность кончика и его гнезда. Стержень маятника долженъ аккуратно, но безъ тесненiя, входить въ прорезъ вилки, вследствiе слишкомъ широкаго прореза часть движенiя вилки пропадаетъ безъ пользы для движенiя маятника. Если этотъ недостатокъ замечается, то надо прорезъ вилки съузить. Действующiе бока прореза должны быть совершенно гладки и параллельны. Тесненiе маятника въ вилке имело-бы последствiемъ остановку часовъ. Кроме того нужно следить, чтобы вилка крепко держалась на валике гакена. Очень часто вялый ходъ часовъ является последствiемъ этого недостатка.

64. Способ подвешиванiя маятника

играетъ весьма существенную роль въ ходе часовъ. Чемъ лучше таковое устроено, темъ сравнительно меньше силы требуется со стороны часового механизма; и потому на эту часть следуетъ обратить особенное вниманiе. Лучшiй способ подвешиванiя маятника, это на пружине. Такое подвешиванiе производитъ наименьшее тренiе и отъ долговременнаго действiя практически не изменяется. Пружину для подвешиванiя маятника называютъ пендельфедеръ. Чтобы пендельфедеръ вполне исполняла свою задачу, качанiемъ маятника должна приводиться въ движенiе только средняя, — эластичная часть ея. Верхнiй конецъ пружины долженъ быть плотно прикрепленъ къ часовому механизму, оставаясь въ покое, а другой конецъ ея долженъ быть также плотно связанъ съ маятникомъ, составляя съ нимъ как‑бы одно целое, на что следуетъ обратить особенное вниманiе. Пружина должна быть самаго безукоризненнаго свойства и не слишкомъ толстая. Въ особенности погнутая пружина, которая при сгибанiи щёлкаетъ, не годна къ употребленiю. При подвешиванiи маятника и снятiи его нужно всегда быть особенно осторожнымъ, чтобы не попортить пружинку. Если часы, въ которыхъ эта пружина попорчена, вообще действуютъ — то очень вяло, или‑же совсемъ останавливаются. Есть очень простое средство испытать доброкачественность пружинки, состоящее въ томъ, что её передъ темъ какъ подвесить маятникъ, отклоняютъ въ одну сторону и отпускаютъ, чемъ она приводится въ дрожанiе. Плохая пружинка почти моментально переходитъ въ состоянiе покоя, между темъ какъ у хорошей пружинки ясно наблюдается постепенное уменьшенiе колебанiй. Конечно при этомъ надо соображаться съ темъ, что длинная и тонкая пружина должна дольше колебаться, чемъ короткая и толстая. При некоторой опытности этимъ способомъ съ лёгкостью удаётся отличить хорошую пружину отъ плохой. Въ подвешиванiи маятника на пружинке имеется отличное средство устранить одинъ очень существенный недостатокъ, свойственный движенiю каждаго маятника. Предположимъ, что маятникъ при размахе описываетъ почти полный кругъ, тогда каждый такой размахъ потребуетъ значительно больше времени, чемъ маленькiй, такъ что разница промежутковъ времени, потребныхъ для большихъ или меньшихъ размаховъ были-бы заметны даже для глазъ. Продолжительность времени, необходимая для размаха маятника, возрастаетъ въ зависимости отъ увеличенiя описываемой имъ дуги. При ограниченномъ размахе маятника, разница въ продолжительности большихъ или меньшихъ размаховъ его будетъ очень маленькая, но на ходъ часовъ, которые должны служить для очень точнаго измеренiя времени эта, хотя и незначительная, разница, имеетъ нежелательное влiянiе. При подвешиванiи маятника на пружине, промежутокъ времени, необходимый для большаго размаха, уменьшается вследствiе того, что при отклоненiи маятника пружина сгибается, и маятникъ делается короче, а движенiе, по этой причине, ускоряется. Маятникъ, подвешенный на нитке, при размахе описываетъ дугу, имеющую форму части правильнаго круга. Маятник-же, подвешенный на пружине, описываетъ более согнутую линiю; чемъ сравнительно пруже пружинка по отношенiю къ тяжести маятника, темъ больше онъ отступитъ отъ описанiя правильной дуги и темъ больше это отступленiе будетъ ускорять его движенiе при большемъ размахе. Для того, чтобы стержень маятника двигался-бы по одному направленiю съ вилкою, т. е. не тёрся-бы въ ней, всякое подвешиванiе маятника должно быть установлено въ одномъ направленiи съ валикомъ гакена. Всякое постороннее движенiе, вызванное движенiемъ маятника, как-то: хлябанiе чечевицы на стержне, шатанiе механизма въ футляре или качанiе всехъ часовъ — есть лишняя потеря силы, имеющая последствiемъ остановку часовъ. Поэтому следуетъ строго следить, чтобы всё это было хорошо укреплено.

65. Расчётъ часового механизма.

Означенный расчётъ, основанный на числе зубцовъ колёсъ и трибокъ, лучше всего начать съ минутнаго колеса, потому что для определенiя числа колебанiй маятника при этомъ принимаются во вниманiе ещё только промежуточное и ходовое колёса и ихъ трибки. Какъ известно, находятъ число оборотовъ одного колеса, если число зубцовъ другого колеса, захватывающаго трибку перваго, разделить на число зубцовъ означенной трибки. При сложныхъ колёсныхъ механизмахъ, для того, чтобы узнать сколько оборотовъ делаетъ последнее колесо при одномъ обороте перваго колеса нетъ надобности повторять вышеизложенный способ при каждомъ отдельномъ колесе. Если числа зубцовъ всехъ движущихъ колёсъ помножить между собою, а также и число зубцовъ всехъ трибокъ, затемъ первое произведенiе разделить на второе, то полученное частное равно числу оборотовъ ходового колеса при одномъ обороте барабана. Ходовое же колесо при одномъ обороте заставитъ маятникъ сделать вдвое больше колебанiй, чемъ число его зубцовъ. Изъ этого вытекаетъ, что число колебанiй маятника равняется удвоенному произведенiю чиселъ зубцовъ всехъ колёсъ, разделённому на произведенiе чиселъ зубцовъ всехъ трибокъ. Если означенное вычисленiе распространить на весь часовой механизмъ, то получится число колебанiй маятника при одномъ обороте барабана. Если же начать вычисленiе съ минутнаго колеса, то получится число колебанiй маятника въ теченiе одного часа.

Предположимъ, напримеръ, что въ часахъ минутное колесо имеетъ 80 зубц.

трибка промежуточнаго колеса 8 зубц.
промежуточное колесо 76 "
трибка ходового колеса 8 "
ходовое колесо 40 "

тогда (80 × 76 × 40 × 2) : (8 × 8) = 7600, — число колебанiй маятника въ теченiе одного часа.

Таким-же способомъ легко высчитать, сколько оборотовъ сделаетъ минутное колесо при одномъ обороте пружиннаго барабана, а также сколько последнiй долженъ делать оборотовъ при суточномъ, недельномъ, месячномъ и тъ. дъ. ходе часовъ и сколько оборотовъ и следовательно какую длину должна иметь пружина. Если-же часы действуютъ гирей, то следующимъ вычисленiемъ находятъ пространство, пройденное последней въ известный промежутокъ времени хода часовъ: предположимъ, что барабанъ, на который наматывается струна для подвешиванiя гири, имеетъ въ дiaметре 4 с/м и долженъ сделать при недельномъ ходе часовъ 12 оборотовъ. Дiaметръ всякаго круга относится къ его окружности приблизительно — 100 : 314, следовательно 314 × 4 × 12 : 100 = 150,72 с/м., почти одинъ метръ 51 с/м. Такую длину будетъ иметь струна, которая въ данное время сматывается съ барабана. И наоборотъ, при известномъ пространстве для спуска гири, такимъ же способомъ можно высчитать, какой дiaметръ долженъ иметь барабанъ.

Некоторыя особенныя работы:

66. Всверливанiе кончиковъ.

Въ случае, если кончикъ трибки или валика отломанъ или же отъ долговременнаго действiя настолько стёртъ, что обтачиванiе и сглаживанiе его невозможно, то въ данную трибку или валикъ можно вставить новый кончикъ. Для этого нужно на токарномъ станке съ помощью знамени (18), полукругло отточеннымъ сверломъ, въ трибку или валикъ сверлить отверстiе, которое по крайней мере должно быть въ 3-4 раза глубже, чемъ его дiaметръ. Въ это отверстiе вбиваютъ закаленный синеотпущенный и аккуратно кругло, къ концу немного утонченно, запиленный стальной штифтъ. После этого къ вставленному такимъ способомъ кончику, на токарномъ станке съ помощью шпица, таб. III, фиг. 5, притачиваютъ кернеръ и затемъ кончикъ заканчивается на станке, какъ сказано въ статье 58. Иногда трибка бываетъ настолько тверда, что она, при всёмъ старанiи, не сверлится. Въ такомъ случае нужно снять съ нея колесо, сделавъ предварительно заметку, какъ оно было насажено, чтобы впоследствiи опять также насадить его, и отпустить трибку до светло-синяго цвета, или же въ масле до окончательнаго сгоранiя последняго. Если и это окажется недостаточнымъ, то её надо смягчить окончательно, нагревъ до-красна, и после вбиванiя кончика, снова закалить и отпустить до синяго цвета. Если при этомъ валикъ трибки покоробится, то его надо выпрямить на куске плоской меди, ударяя закругленнымъ концомъ молотка по выпуклой части ея.

67. Изготовленiе новой трибки (шестерни).

Машина для нарезки зубцовъ трибокъ очень редко встречается въ мастерскихъ, где занимаются преимущественно починкой. Но безъ этой машины очень трудно изготовить правильную трибку, и поэтому почти каждый часовщикъ имеетъ выборъ готовыхъ трибокъ, которыя только остаётся приточить. Но такъ какъ можетъ случиться, что не найдётся подходящей готовой трибки; то необходимо ознакомиться со способомъ изготовленiя таковой. Отъ подходящаго куска трибстали (зубчатая сталь, которую можно прiобрести въ фурнитурныхъ торговлях), отрезаютъ кусокъ надлежащей длины, намечаютъ въ нёмъ место, где должны остаться зубцы трибки, и трёхугольнымъ напильникомъ напиливаютъ у намеченныхъ местъ желобки до самаго основанiя зубцовъ, затемъ щипцами обламываютъ лишнiе зубцы тамъ, где долженъ образоваться валикъ трибки. Для обтачиванiя трибки, на оба конца напиливаются кернера, пользуясь при этомъ шпицомъ фиг. 14 таб. I. Трибка должна вращаться концентрично; если ея валикъ окажется погнутымъ, то его необходимо тщательно выпрямить. Подготовивъ такимъ образомъ трибку, её вставляютъ въ токарный станокъ, обтачиваютъ валикъ кругло и гладко, а концы зубцовъ плоско. Теперь приступаемъ къ работе, требующей большой опытности: она состоитъ въ томъ, что соответствующимъ напильникомъ (аусштрейхфайле) промежутки зубцовъ пропилить до приточеннаго валика, прямо и аккуратно; бока зубцовъ также напиливаются, причёмъ нужно стараться, чтобы зубцы вышли одинаковые и въ совершенно равномъ другъ отъ друга разстоянiи. При этомъ надо вести напильникомъ такъ, чтобы зубцы во всю длину вышли одинаковой толщины, т. е. не были бы по средине толще, нежели у концовъ. После напиливанiя зубцовъ въ надлежащую толщину, которая должна быть равна половине промежутка, другимъ напильникомъ (вельцфайле) закругляютъ (вельцуют) ихъ сверху. Если дiaметръ трибки оказался-бы больше, чемъ требуется, то зубцы стачиваются насколько нужно и затемъ закругляются. Для сглаживанiя следовъ напильника трибку до ея закаливанiя шлифуютъ запиленнымъ въ надлежащую форму железнымъ напильникомъ, употребляя разведённый въ масле эльштайнъ. При закаливанiи нужно трибку всегда опускать въ воду въ вертикальномъ положенiи, чтобы она не покоробилась, какъ часто случается со столь длинными и тонкими стальными предметами, какъ валики трибокъ и т. п. Отпускать ихъ удобнее всего въ масле, потому что при обыкновенномъ отпусканiи нижнiя части, тъ. .е находящiеся ближе къ огню, больше согреваются, что при нагреванiи въ масле устраняется. При отпусканiи трибокъ следуетъ масло нагреть до воспламененiя, а затемъ содержащiй его сосудъ снять съ огня и дать маслу совершенно сгореть. При такомъ способе отпусканiя трибка получитъ надлежащую и равномерную твёрдость. Конечно после сгоранiя масла, трибку сейчас-же нужно вынуть изъ сосуда, чтобы жара не продолжала действовать на неё. Если вопреки всей предосторожности валикъ трибки при закалке покоробился, то нужно его осторожно выпрямить (66). Для последующей за темъ шлифовки и полировки зубцовъ употребляютъ деревянную рольку, имеющую 3−4 с/м въ дiaметре и 1−2 с/м толщины. Ролька эта насаживается на валикъ и вставляется въ токарный станокъ. Затемъ, придерживая трибку такъ, чтобы она могла свободно вращаться между пальцами или въ имеющемся для этого маленькомъ инструменте, приближаютъ её, въ незначительно косомъ положенiи, къ деревянной рольке и, вращая последнюю, заставляютъ лёгкимъ нажиманiемъ зубцы трибки врезаться въ дерево. Отъ этого на рольке получается винтообразная нарезка, которая въ свою очередь при вращенiи своёмъ заставляетъ вращаться и трибку; для шлифовки, на рольку намазывается разбавленный масломъ пульверизованный эльштайнъ. Для полировки берётся другая такая-же ролька, смазанная разбавленнымъ крокусомъ или дiaмантиномъ. При шлифовке, какъ и при полировке, рольку вращаютъ смычкомъ возможно равномерно. Такимъ способомъ трибки полируются быстро и принимаютъ высокую политуру. Покончивъ съ зубцами трибки, приступаютъ къ обрабатыванiю ея валика. Предварительно обтачиваютъ валикъ въ надлежащую толщину. Сделавъ это, зубцы трибки обтачиваютъ съ обоихъ концовъ совершенно плоско, а основу ихъ у самаго валика немного подтачиваютъ. За

(пропущены страницы 134-135)

ленiемъ, такъ что приходится ограничиваться прорезыванiемъ прямыхъ промежутковъ, а закругленiе затемъ выполнять напиливанiемъ рукою. Но такъ какъ требуется, чтобы все зубцы имели совершенно одинаковую форму, то это — работа очень трудная и удаётся только особенно опытнымъ мастерамъ, и то при значительной трате времени. Кроме способа нарезанiя зубцовъ посредствомъ фрезы, есть ещё другой: это нарезанiе штихелемъ, съ изготовленiемъ котораго нелишне ознакомиться.

69.

Такой штихель очень удобенъ, потому что для каждаго отдельнаго случая можно его изготовить такой формы и такихъ размеровъ, какъ это требуютъ размеръ и форма зубцовъ нарезаемаго колеса. Нарезательный штихель изготовляется изъ куска квадратной стали приблизительно такой толщины и длины, какъ показываетъ фиг. 9 таб. III. Одному концу его придаётся предполагаемая форма промежутка зубцовъ колеса. После опиливанiя штихель закаливается лучше всего, употребляя составъ, описанный въ стъ. 8. Режущiй конецъ штихеля шлифуютъ и полируютъ; чемъ лучше будетъ полирована режущая часть штихеля, темъ чище и глаже выйдетъ нарезанный имъ зубецъ. Для придерживанiя штихеля, при употребленiи его, изготовляется валикъ, фиг. 10 таб. III. По средине валика подъ прямымъ угломъ къ его оси проделывается квадратное отверстiе a, въ которое вставляется штихель, и укрепляется съ боку валика винтомъ b. Означенный валикъ вставляется въ нарезательную машину также, какъ валикъ съ фрезой, но приводить его во вращенiе непременно нужно посредствомъ маховика, потому что таковое должно быть чрезвычайно быстрое. Во всёмъ остальномъ поступаютъ также, какъ при нарезанiи фрезой.

70.

Теперь приступимъ къ выпиливанiю шенкелей, которыхъ колесо обычно имеетъ четыре. При чёмъ сначала циркулемъ намечаютъ кругъ основы зубцовъ, въ некоторомъ разстоянiи отъ последнихъ, затемъ намечаютъ маленькiй кругъ по средине колеса (око) и наконецъ разделивъ колесо на четыре равныя части, каким-либо острымъ штифтомъ намечаютъ точную форму шенкелей. Просверливъ между шенкелей четыре отверстiя, выпиливаютъ ихъ возможно аккуратнее лобзикомъ. Потомъ обрабатываютъ ихъ напильникомъ и доканчиваютъ шлифовкой и полировкой. Если аккуратное выполненiе этой работы и не имеетъ никакого влiянiя на правильный ходъ часовъ, то всё-таки неаккуратное выпиливанiе шенкелей такъ плохо рекомендуетъ мастера, изготовившаго ихъ, что непременно и на эту работу должно обратить полное вниманiе. Плоскiе бока колеса шлифуются плоскимъ аспиднымъ камнемъ и водою, после чего ихъ тщательно обмываютъ и полируютъ на плоскомъ бруске крепкаго дерева, разведённымъ крокусомъ. Несколько штриховъ чистымъ ледерфайлемъ придаётъ колесу окончательный блескъ. Если желаютъ насадить колесо на самые зубцы трибки, то нужно къ зубцамъ последней приточить анзатцъ, подточить концы зубцовъ, и, насадивъ на нихъ колесо, заклепать таковое подходящимъ пунзеномъ. Притачиванiе анзатца и подтачиванiе зубцовъ трибки для того, кто не привыкъ къ этой работе, составитъ не мало труда, потому что при этомъ часто будетъ ломаться конецъ штихеля, если последнему при точенiи не придать соответствующее положенiе. Какое именно положенiе онъ долженъ иметь, описать невозможно, это нужно найти посредствомъ опыта. Если же колесо закрепляется на валике трибки въ некоторомъ разстоянiи отъ ея зубцовъ, то для закрепленiя его, на валикъ насаживается такъ называемый пуценъ. Пуценъ делается изъ кусочка круглой меди, черезъ которую просверливается отверстiе такой величины, чтобы валикъ туго входилъ; прочистивъ хорошенько отверстiе и смазавъ его паяльной кислотой, а также тщательно очистивъ валикъ, надвигаютъ на него пуценъ, наметивъ предварительно место, где онъ долженъ находиться. Затемъ, приложивъ къ отверстiю немного олова, нагреваютъ пуценъ до техъ поръ, пока последнее не расплавится и не пройдётъ черезъ отверстiе. Но при нагреванiи нужно быть осторожнымъ, чтобы трибка не отпустилась. После напайки пуцена, валикъ тщательно очищаютъ спиртомъ и меломъ, отъ паяльной кислоты. Затемъ напаянный пуценъ обтачиваютъ въ надлежащую форму, шлифуютъ и полируютъ его. къ нему притачиваютъ анзатцъ, на который колесо должно туго надеваться и на которомъ оно заклёпывается подходящимъ пунзеномъ.

71. Изготовленiе ходового колеса.

Изготовленiе ходового колеса очень интересная и вместе съ темъ поучительная работа, которую добросовестному мастеру нередко приходится выполнять. Ходъ, т. е. ходовое колесо и гакенъ составляютъ въ часовомъ механизме ту часть, которая требуетъ большей аккуратности, чемъ всё остальное. Часто часы только потому очень плохо ходятъ, что ходовое колесо въ нихъ съ недостатками. Это особенно часто бываетъ въ старыхъ часахъ, где зубцы ходового колеса настолько коротки, что гакенъ скользитъ по косому ребру зубцовъ, вместо того, чтобы касаться только ихъ концовъ. Ещё чаще колёса бываютъ попорчены несведущими мастерами, исправлявшими часы. Такъ что для хорошаго часовщика довольно часто представляется необходимость заменять ходовое колесо новымъ. Ходовыя колёса, также какъ и другiя, можно нарезать штихелемъ, давъ последнему точную форму промежутковъ зубцовъ; но этотъ способ имеетъ то неудобство, что тонкiе концы зубцовъ колеса легко сгибаются, если штихель не очень острый или недостаточно быстро вращается. Для определённой быстроты вращенiя штихеля необходимо при нарезательной машине иметь маховое колесо, а за отсутствiемъ такового приходится пользоваться фрезами. Фрезы, преназначенныя для нарезанiя ходовыхъ колёсъ не всегда имеются въ достаточномъ выборе и потому нужно стараться обходиться теми средствами, которыя есть подъ рукою. Предположимъ, что имеется нарезательная машина, но нетъ фрезъ, такъ что таковыя необходимо изготовить, и что въ данный моментъ нужна плоская фреза, имеющая режущiе зубцы только на окружности, то поступаютъ так: зубцы на фрезу удобнее всего нарезать на нарезательной машине другой остроугольной фрезой. Последнюю конечно нужно изготовить отъ руки. Для этого опиленный плоскiй стальной кружокъ закрепляютъ на валике, употребляемомъ для закрепленiя фрезъ при нарезке зубцовъ, обтачиваютъ его окружность косо, приблизительно настолько, чтобы онъ приходился въ промежутокъ зубца шперрада. Эту косообточенную окружность, острымъ треугольнымъ напильникомъ, снабжаютъ мелкими зубцами, и изготовленную такимъ образомъ фрезу закаливаютъ какъ сказано въ стъ. 8. После закалки, ту плоскую сторону фрезы, которая имеетъ большiй дiaметръ, шлифуютъ и полируютъ на стекле. Эта фразе можетъ служить для снабженiя различныхъ плоскихъ фрезъ зубцами. При нарезке последнихъ она вставляется въ нарезательную машину такъ, чтобы полированный бокъ ея пришёлся къ центру шпинделя машины. На плоскую фрезу, дiaметръ которой приблизительно 15 m/m. нарезается 80 зубцовъ. После нарезки фреза закаливается и оба бока ея шлифуются и полируются. При обтачиванiи следуетъ бока кружка, предназначеннаго для этой фрезы, къ центру точить немного воронкообразно, тогда при полировке на стекле будутъ полироваться только самые зубцы фрезы и при нарезке ею зубцовъ колеса она будетъ легче входить въ нарезаемый промежутокъ. Чемъ лучше полирована фреза, темъ лучше и глаже выйдутъ нарезаемые ею зубцы колеса. Для того, чтобы при нарезанiи плоской фрезой придать зубцамъ ходового колеса надлежащую форму, нужно таковое ею нарезать два раза. Подготовивъ медный кружокъ для колеса, какъ выше сказано, на нёмъ намечаются круги a и b (фиг. 11 таб III), касательныя которыхъ определяютъ наклонъ зубцовъ. Закрепивъ кружокъ на нарезательной машине, среза вставляется такъ, чтобы она имела направленiе касательной большаго круга a. Сделавъ нужное число прорезовъ вокругъ кружка, фреза переставляется такъ, чтобы она имела направленiе касательной меньшаго круга b и уже нарезанные зубцы ещё разъ прорезаются. Для точной установки фрезы при вторичномъ нарезанiи, делительный кругъ можно немного передвинуть и этимъ дать колесу такое положенiе по отношенiю къ фрезе, что конецъ зубца выйдетъ достаточно острымъ. Зубцы ходового колеса должны иметь наклонное положенiе, для того чтобы входящее въ промежуткахъ зубцовъ плечо гакена имело-бы возможно больше свободы. При выпиливанiи шенкелей ходового колеса необходимо предохранить зубцы его (которыя очень нежны) отъ порчи. Это достигается темъ, что въ соответствующiй кусокъ меди втачивается углубленiе, въ которое колесо аккуратно помещается, затемъ протачиваютъ середину взятаго куска меди настолько, чтобы только кругъ основанiя зубцовъ и самые зубцы колеса остались закрыты и вклеиваютъ последнее шеллакомъ въ выточенное углубленiе. Съ помощью такого приспособленiя свободно можно обрабатывать колесо, безъ всякой опасности повредить зубцы его.

72. Изготовленiе пружиннаго барабана.

Принимая въ соображенiе сильное давленiе, которое колесо барабана должно выдержать, для изготовленiя его берётся соответствующей толщины кусокъ латунной меди, подготовивъ и обточивъ его надлежащимъ образомъ, нарезаютъ на него зубцы. После нарезанiя зубцовъ колесо опять зажимаютъ въ универсалъ и втачиваютъ въ него углубленiе, дно котораго составляло-бы одну треть всей его толщины, а въ средине у отверстiя, чрезъ которое проходитъ заводной валикъ, оставляютъ маленькiй выступающiй кружокъ — анзатцъ. Для круга основы зубцовъ оставляется за нарезанными зубцами место отъ 1½ до 2-х м/м. Стенка барабана образуется изъ полосы латунной меди, согнутой въ трубку, которая спаивается меднымъ припаемъ. Черезъ пайку въ огне медь делается очень мягкою, потому трубку первоначально нужно делать немного меньше, чемъ она должна быть въ готовомъ виде и после спайки выковать её на кругломъ куске железа до надлежащей величины, отчего медь получаетъ необходимую твёрдость. Затемъ трубка насаживается на точеный деревянный патронъ и на токарномъ станке снаружи обтачивается настолько, что съ некоторымъ усилiемъ зайдётъ въ выточенное углубленiе колеса. Промывъ затемъ какъ колесо, такъ и трубку бензиномъ и тщательно очистивъ ихъ, смазываютъ конецъ трубки, который вставляется въ углубленiе колеса, паяльной кислотой, вставивъ трубку, внутри барабана кладутъ кусочекъ олова, и нагревъ барабанъ на спиртовой лампе до плавленiя олова, медленно поворачиваютъ таковой надъ пламенемъ, чтобы олово кругомъ прошло черезъ фугу. Сделавъ это, зажимаютъ барабанъ въ универсалъ, аккуратно и гладко обтачиваютъ его внутри и снаружи и втачиваютъ фальцъ для крышки. Крышка барабана приготовляется также какъ и колесо, за исключенiемъ круга съ зубцами; она должна плотно помещаться въ фальце, выточенномъ въ стенке барабана.

73. Изготовленiе заводного валика.

Для упрощенiя работы заводной валикъ обыкновенно делается изъ двухъ частей: меднаго федеркерна и стального валика. Валикъ делается изъ круглой стали, предварительно придаютъ ему приблизительную форму, притачиваютъ анзатцы и напиливаютъ заводную грань, среднюю часть, на которую набивается федеркернъ, запиливаютъ шестнадцати-гранной и немного конично къ одному концу. Затемъ валикъ закаливаютъ, опуская его въ воду, на подобiе трибокъ (67). Набивъ на него возможно плотнее медный федеркернъ, его доканчиваютъ на токарномъ станке. При этомъ все измеренiя следуетъ производить съ большой точностью и анзатцы притачивать возможно острее такъ, чтобы легко было ихъ закончить прямоугольнымъ полирфайлемъ. Если после этого представится надобность ещё пилить заводную грань, то на круглую часть валика, которая должна остаться нетронутой, надеваютъ медный кружокъ такой толщины, чтобы закрывалъ всю эту часть, дабы её не повредить напильникомъ. Заводная грань должна иметь такую длину, чтобы доходила до циферблата и конецъ ея сверху долженъ быть немного закругленъ и полированъ.

74. Изготовленiе новаго гакена.

Нередко встречается надобность менять гакенъ въ часахъ, потому что старый или очень стёртъ, или вообще неправильный. Для успешнаго выполненiя этой работы необходимо предварительно составить рисунокъ гакена. Безъ рисунка, частое примериванiе отнимаетъ слишкомъ много времени и едва-ли гакенъ выйдетъ хорошимъ. Поэтому изготовимъ рисунокъ по примеру рисунка таб. III, фиг. 7. Для большей точности нарисуемъ гакенъ въ несколько разъ больше, чемъ онъ на самомъ деле долженъ быть. При изготовленiи гакенъ конечно должно во столько разъ уменьшить, во сколько рисунокъ сделанъ больше. Приступая къ работе, подбираютъ кусокъ подходящей стали, опиливаютъ съ одной стороны плоско и отшлифовываютъ его наклеенной на плоскомъ куске дерева мелкой наждачной бумагой, затемъ отпускаютъ его въ синiй цветъ, чтобы производимый на нёмъ острiемъ стального штифта рисунокъ яснее былъ виденъ, и переносятъ на него рисунокъ гакена, въ надлежащей величине, пользуясь при этомъ только теми линiями, которыя указаны на рисунке таб. III, фиг. 12. Предварительно намечаютъ острымъ кернеромъ центръ гакена B и переносятъ три круга p, o, C, затемъ отделяютъ на линiи p разстоянiе z, z и намечаютъ линiи b, b. После этого легко определить форму гакена; и для опытнаго мастера не составитъ труда выпилить его точно по чертежу.

Только уголъ у наклонной плоскости входнаго плеча нужно оставить немного длиннее, его можно после закаливанiя сшлифовать, насколько нужно. У гакеновъ большихъ размеровъ закаливаются только наклонныя плоскости, маленькiе-же закаливаются целикомъ.

Tags: Курсъ часоваго мастерства
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments