elrond1_2eleven (elrond1_2eleven) wrote,
elrond1_2eleven
elrond1_2eleven

Categories:

Полный курсъ часоваго мастерства Ю. Гене (III 58-61)

Альбом чертежей

Темы поста: подшипники, разборка и дефектовка, устройство хода.

58. О кончикахъ.

Оси, на которыхъ покоятся колёса часового механизма, на столько незначительныхъ размеровъ, что ихъ принято называть просто кончиками, какъ мы и будемъ называть ихъ при дальнейшемъ изложенiи. Колёса, передающiе силу, опираются на кончикахъ, покоящихся въ гнёздахъ (отверстiях) двухъ противоположныхъ одна другой платинъ. Кончики первыхъ колёсъ, около действующей силы, должны быть толще, во-первыхъ для того, чтобы не ломались, а во-вторыхъ, чтобы сильное давленiе распределить на более обширную площадь кончика и гнезда, такъ какъ меньшая площадь поверхности металла давленiемъ быстро разрушается. Тренiе кончика въ гнезде темъ более поглощаетъ силы, чемъ онъ тоще, потому что тутъ необходимо принять въ разчётъ длину рычага, который представляетъ изъ себя радiусъ кончика, на который действуетъ сопротивленiе тренiя. Последнее следовательно будетъ темъ меньше, чемъ тоньше кончикъ. Но утонченiе кончика должно заключаться въ известныхъ границахъ. Въ колёсныхъ механизмахъ утонченiе кончиковъ не должно происходить пропорцiонально уменьшенiю силы, потому что обратно съ уменьшенiемъ силы растётъ быстрота оборотовъ, почему и ускоряется разрушенiе трущихся частей. Сравнительно слишкомъ тонкiе кончики и ихъ гнёзда, при быстромъ вращенiи кончиковъ, не смотря на малое давленiе, скоро сотрутся. При этомъ весъ колеса играетъ не маловажную роль и при случае можетъ даже превозмочь давленiе движущей силы. Смотря потому, действуют-ли оба по одному или противоположнымъ направленiямъ, давленiе на кончики весомъ колёсъ значительно увеличивается или уменьшается. Если съ одной стороны следуетъ избегать толстыхъ кончиковъ у колёсъ, действующихъ малой силой, потому что они увеличиваютъ тренiе, то съ другой стороны тонкiе кончики нежелательны потому, что они вследствiе быстраго вращенiя колёсъ скоро стираются. Практика намъ указываетъ придерживаться правила: — придавать кончикамъ техъ колёсъ, слабая сила которыхъ не можетъ способствовать ихъ ломке, меньшую толщину. Такъ какъ не существуетъ правила, точно определяющаго толщину кончиковъ колёсъ часовыхъ механизмовъ, при большой разнообразности последнихъ, то только на основанiи внимательныхъ наблюденiй и сравненiй при разборке лучшихъ часовыхъ механизмовъ, будемъ въ состоянiи сами определять надлежащую толщину последнихъ. Въ общемъ нужно заметить, что закаленные и хорошо полированные кончики могутъ быть всегда немного тоньше, въ особенности, если таковые вращаются въ гнёздахъ изъ твёрдой меди или камня, чемъ незакаленные и менее полированные кончики. Для того, чтобы кончикъ всей своей длиной хорошо прилегалъ къ стенкамъ гнезда, въ которомъ вращается, онъ долженъ быть совершенно цилиндрическимъ. Въ крайнемъ случае онъ можетъ быть къ концу немного тоньше, но такъ, чтобы едва было заметно; задняя-же часть ни въ коемъ случае не должна быть тоньше конца. Если въ каких-либо часахъ найдёмъ кончикъ, не имеющiй надлежащей формы, недостаточно полированный, или, какъ это въ старыхъ часахъ часто бываетъ, стёртый отъ действiя и не гладкiй, то оттачиванiемъ на токарномъ станке следуетъ дать ему правильную форму. Кончики после оттачиванiя сглаживаются особеннымъ для этого предназначеннымъ напильникомъ, такъ называемымъ цапфенфайле, имеющемъ мелкую насечку и затемъ окончательно полируется другимъ напильникомъ, цапфенполирфайле, не имеющимъ никакой насечки, а только отшлифованнымъ на свинцовомъ бруске наждакомъ.

При сглаживанiи кончиковъ цапфенфайлемъ нужно быть осторожнымъ, т. е. употреблять его только для сглаживанiя следовъ точенiя; отнюдь не следуетъ кончикъ утончать напиливанiемъ, такъ какъ отъ этого онъ легко можетъ потерять круглую форму. Ещё лучше будетъ, если привыкнемъ оттачивать кончики столь гладко, что после обтачиванiя, минуя цапфенфайле, приступимъ къ полировке цапфенполирфайлемъ. Полезно иметь несколько такихъ напильниковъ, шлифованныхъ крупнымъ и мелкимъ наждакомъ и употреблять одинъ за другимъ, т. е. сначала крупный и затемъ более мелкiй. Крупные кончики полируются непосредственно на станке полирфайлемъ и масломъ. Но при этомъ следуетъ наблюдать, чтобы положенiе напильника было правильное, иначе рискуемъ при полировке испортить форму кончика. Более мелкiе кончики также полируются на станке, но при помощи особаго для этого сделаннаго шпица (таб. III, фиг. 3).

Винтъ въ этомъ шпице служитъ опорою для напильника; его можно ставить выше и ниже. При полировке кончикъ кладутъ въ канавку этого шпица и, нажимая сверху напильникомъ, водятъ имъ по приведённому во вращательное движенiе кончику. Такихъ шпицовъ нужно иметь несколько штукъ съ канавками разной глубины. Тотъ, кто прiобрёлъ достаточную ловкость управлять напильникомъ при полировке кончиковъ, не нуждается въ винте для опоры напильника, чтобы придать кончику совершенно цилиндрическую форму. Въ фиг. 16 таб. I представлено очень удобное приспособленiе для вышеозначенной цели. Следуетъ только изготовить кружокъ, подобный d, такой величины, чтобы окружность его доходила до c. На окружности этого круга можно поместить целую коллекцiю полукруглыхъ канавокъ различныхъ размеровъ, въ которыя при полировке помещаются кончики всякой толщины. Концы кончиковъ закругляютъ и также полируютъ, для чего нужно иметь къ токарному станку шпицы съ отверстiями (таб. III, фиг. 4 и 5). Отверстiя этого шпица съ той стороны, съ которой вставляются кончики, должны иметь воронкообразныя выемки, это для того, чтобы только анзатцъ кончика тёрся, сам-же онъ не прикасался къ стенкамъ отверстiя. Для того, чтобы анзатцъ кончика имелъ меньше тренiя о платину, въ которой последнiй вращается, уголъ анзатца немного снимается, какъ показываетъ фигъ 6 таб. III. Но такъ какъ анзатцы должны удерживать масло, нужное для уменьшенiя тренiя кончиковъ, то ихъ слишкомъ много стачивать не следуетъ. Где близко около кончиковъ находятся более объёмистыя тела, как-то: колёса или трибки, следуетъ валикъ за анзатцемъ тоже немного стачивать (фиг. 6). Это делается для того, чтобы масло не могло поддаваться притяженiю более тяжёлаго тела.

59. О гнёздахъ кончиков

Гнёзда кончиковъ, служа точкою опоры и центромъ вращенiя колёсъ и обусловливая вместе съ темъ разстоянiе эйнгрифа, требуютъ особеннаго вниманiя. Гнездо кончика должно быть круглое, чистое и гладкое, чтобы противодействовать лёгкому засариванiю его. Съ наружной стороны платины гнездо имеетъ выемку, служащую воронкой для масла. Воронка должна быть настолько глубокой, чтобы закруглённый конецъ кончика немного выступалъ въ неё. Гнездо должно иметь дiaметръ немного большiй кончика, для того чтобы последнiй въ нёмъ не «теснился» и масло имело-бы достаточно места. Но слишкомъ много боковой8 свободы кончика въ гнезде вредитъ правильности эйнгрифа и потому таковую всегда следуетъ держать въ известныхъ границахъ. Если отверстiя гнезда кончика не гладки, слишкомъ велики или, какъ это въ старыхъ часахъ часто бываетъ, стёрты въ одну сторону и потому овальны, то нужно футеровать ихъ. къ съуживанiю гнёздъ посредствомъ молотка и пунзена отнюдь не следуетъ прибегать. Центръ вращенiя колеса при вставке футера не долженъ изменяться, если только въ этомъ не представляется особенная надобность. Футера поэтому должны быть круглые; точёные футера конечно более всего будутъ соответствовать этому условiю. Матерiaломъ для нихъ берётся лучшая прокатная медь. Последняя разрезается на узкiя полосы, просверливается и просверленный конецъ отрезается, насаживается на дрекштифтъ и обтачивается. Отверстiя футера должно быть цилиндрическимъ, самый-же футеръ выточенъ къ концу немного утончённымъ. Очень полезно заготовить несколько такихъ полосокъ разной толщины, и просверлить въ нихъ въ некоторомъ разстоянiи одно отъ другого несколько отверстiй разной величины. Заготовивъ такимъ способомъ футера, при надобности выбираютъ подходящее для гнезда кончика отверстiе, отрезаютъ эту часть полосы, насаживаютъ её на дрекштифтъ и поступаютъ какъ выше сказано. Футеръ долженъ остаться немного длиннее, чемъ толщина платинки, въ которую онъ вставляется, стенки его должны быть возможно тонки. Для вставки футера, отверстiе въ платинке настолько расширяется ауфрейберомъ, чтобы конецъ футера въ неё входилъ. При расширенiи отверстiя нужно обратить особенное вниманiе на то, чтобы оно не потеряло вертикального положенiя по отношенiю къ платинке или, что тоже самое, чтобы просунутый черезъ отверстiе ауфрейберъ стоялъ къ ней перпендикулярно. Отверстiе въ платинке расширяется ауфрейберомъ съ внутренней стороны, съ этой-же стороны вбивается и футеръ. Для того, чтобы последнiй держался крепко въ платинке и не выдавливался, нужно отверстiе въ ней предварительно прозенковать съ наружной стороны, т. е. сделать воронкообразную выемку. Это делается зенкеромъ (инструментъ этотъ состоитъ изъ куска круглой стали отъ 10−12 с/м длины, оба конца его запилены трёхугольной пирамидой, стороны которой полированы). Такихъ зенкеровъ необходимо иметь несколько штукъ разной толщины. Футеръ не следуетъ вбивать непосредственно молоткомъ, потому что легко можно попортить платинки; для этого нужно употребить плоскiй пунзенъ, который насаживается на футеръ и, ударяя по нёмъ молоткомъ, последнiй вбивается. Затемъ платину стороною, съ которой вбитъ футеръ, кладутъ на гладкiй амбосъ и заклёпываютъ закругленнымъ пунзеномъ. Теперь остаётся только ещё зенкеромъ возстановить воронку для масла въ надлежащемъ виде, и футеръ будетъ готовъ. Аккуратно вставленный футеръ едва заметенъ. Вбиванiемъ футера отверстiе въ нёмъ немного съуживается, поэтому его нужно гладкимъ полированнымъ ауфрейберомъ расширить настолько, чтобы кончикъ свободно входилъ. Оба конца отверстiя после этого нужно чуть прозенковать для того, чтобы снять гратъ и чтобы пуцгольцъ при чистке входил-бы легче.

Футера, мелкiя отверстiя которыхъ не допускаютъ насаживать ихъ для обтачиванiя на дрекштифтъ, изготовляются следующимъ способом: отрезается полоса прокатной меди и запиливается кругло заднiй конецъ кернеромъ, а переднiй плоско, затемъ надевается шраубролле и на станке при помощи знамени (19) сверлятъ въ нёмъ отверстiе соответствующего дiaметра и глубины. Въ это отверстiе при обтачиванiи футера вставляется кернеръ шпица станка и такимъ образомъ его обтачиваютъ кругло и въ надлежащую толщину, вточивъ въ стенку футера въ томъ месте, где онъ долженъ быть отделёнъ отъ цельнаго куска, маленькiй желобокъ, вбиваютъ его въ платину и отламываютъ у вточеннаго места. Во всёмъ остальномъ поступаемъ какъ выше описано.

60. Разборка и просмотръ часовъ.

Въ сущности есть только два условiя, которымъ долженъ удовлетворять колёсный механизмъ часовъ, при правильномъ действiи. Во-первыхъ, каждое колесо должно свободно вращаться и, во-вторыхъ, эйнгрифы должны быть въ порядке. Что последнее означаетъ, описано въ статье 39. Подъ свободнымъ вращенiемъ колёсъ подразумевается, что ихъ кончики не должны тесниться въ гнёздахъ; колёса не должны задевать за платинки и другiя часть или одно за другое. Ошибки, подобныя вышеизложеннымъ, легко можно заметить передъ разборкой часовъ и затемъ устранить ихъ при починке. Имея дело съ часами съ пружиннымъ заводомъ, надо спустить предъ разборкой ихъ пружину, т. е. приподнять шперкегель и, придерживая заводной валикъ ключемъ, дать пружине постепенно развернуться, пока она не утратитъ всю свою силу. въ часахъ, устройство которыхъ не допускаетъ поднятiя шперкегеля, нужно вынуть гакенъ, придерживающiй ходовое колесо и дать «сбежать» часамъ. Во время выниманiя гакена следуетъ между колёсъ сунуть пуцгольцъ, чтобы зубцы ходового колеса, ударяясь о гакенъ, не повредились. Убедившись, что пружина, а въ часахъ съ боемъ обе пружины, совершенно спущена, приступаютъ къ разборке.

Разобравъ весь механизмъ, сначала пересматриваютъ все кончики, и те ихъ нихъ, которые окажутся стёртыми или неправильной формы, приводятъ, какъ вышеописано (36), въ порядокъ. Одинъ изъ кончиковъ колеса, находящагося посреди механизма и делающаго въ часъ одинъ оборотъ, такъ называемаго минутного колеса, долженъ быть значительно толще другого, потому что на его удлиненiи насаженъ цейгерверкъ (стрелочныя колёса). Почти во всехъ стенныхъ и столовыхъ часахъ после минутнаго колеса следуетъ, такъ называемое, промежуточное, а за нимъ ходовое колесо. Такъ какъ центры вращенiя минутнаго и ходового колеса не должны изменяться, то при надобности сначала футеруютъ гнёзда кончиковъ этихъ колёсъ, и вставляя каждое изъ нихъ отдельно между платинами, смотрятъ, свободно-ли вращаются; причёмъ платины должны быть скреплены всеми четырьмя штифтами. Валики колёсъ должны иметь конечной свободы, но не слишкомъ много, также и кончики валика въ гнёздахъ должны иметь немного боковой свободы, чтобы не могли тесниться въ нихъ. Возможность тренiя колёсъ о платинки или одно о другое устраняется при футерованiи гнёздъ темъ, что футеръ съ той стороны, где колесо задеваетъ, оставляется съ внутренней стороны платины длиннее, а въ противоположной платинке отверстiе зенкуется. Колёса при вращенiи не должны кидаться. Подобную ошибку всегда следуетъ исправлять, т. е. гнуть шенкеля колеса, пока оно не будетъ вращаться совершенно правильно. Передъ темъ, какъ приступить къ футерованiю гнёздъ промежуточнаго колеса, должно изследовать эйнгрифы, для этого два захватывающихъ одно въ другое колеса совместно вставляютъ между платинками. Для более удобнаго изследованiя эйнгрифа глазомъ, въ томъ месте, где колёса захватываютъ трибки, въ платинкахъ просверливаютъ отверстiя, такъ называемыя окошечки. (При частомъ упражненiи, въ изследованiи эйнгрифа, чувствительность пальцевъ до такой степени развивается, что ощупью можно узнать, въ порядке-ли эйнгрифъ, и если нетъ, то въ чёмъ недостаток). При изследованiи эйнгрифа среднимъ пальцемъ правой руки медленно вращаютъ колесо по надлежащему направленiю, а шестерню, которую оно захватываетъ, придерживаютъ, слегка нажимая пальцемъ левой руки на ея валикъ. Если эйнгрифъ слишкомъ мелкiй, т. е. зубцы колеса недостаточно глубоко захватываютъ зубцы трибки, то при медленномъ вращенiи чувствуются толчки, которые происходятъ отъ упиранiя зубца о зубецъ. Если же наоборотъ эйнгрифъ слишкомъ глубокъ, то, хотя тоже чувствуются толчки, но этимъ толчкамъ предшествуетъ свободное спаденiе колеса.

Само-собой разумеется, легче и лучше недостатокъ эйнгрифа определяется, если онъ виденъ глазомъ. Изследованiе эйнгрифа должно также простираться на свободу зубцовъ, которую они должны иметь, захватывая одни другiе. Въ мало-мальски хорошихъ часахъ, колёса и трибки будутъ такихъ пропорцiй, что при недостаточной свободе зубцовъ, эйнгрифъ окажется слишкомъ глубокимъ, при чёмъ его нужно ставить мельче и наоборот: при очень мелкомъ эйнгрифе зубцы имеютъ излишнюю свободу, такъ что его следуетъ ставить глубже. Предположимъ, что при изследованiи эйнгрифа промежуточнаго колеса въ ходовое нашли, что онъ слишкомъ глубокъ. Тогда гнездо кончика промежуточнаго колеса, тонкимъ, круглымъ напильникомъ пропиливаютъ по направленiю, удаляющемуся отъ центра ходового колеса, если же эйнгрифъ мелкiй, то, наоборотъ, выпиливаютъ гнездо по направленiю, приближающемуся къ центру последняго и затемъ футеруютъ отверстiе. Конечно необходимо иметь известный навыкъ, чтобы при пропиливанiи гнёздъ въ одну или другую сторону угадать надлежащую пропорцiю, такъ чтобы после футерованiя эйнгрифъ имелъ надлежащее разстоянiе и при вторичномъ изследованiи проходилъ безъ толчковъ. Если имеется подъ рукой такъ называемый эйнгрифциркуль (машинка для устанавливанiя эйнгрифа), то это очень облегчитъ эту задачу. Въ такомъ случае гнёзда въ платинке наглухо заклёпываютъ, вставляютъ разсматриваемые оба колеса въ эйнгрифциркуль, устанавливаютъ эйнгрифъ и шпицомъ намечаютъ место для отверстiя гнезда. Для того, чтобы найти точку для центра гнезда промежуточнаго колеса, сначала въ эйнгрифциркуль вставляютъ промежуточное и минутное колёса, и устанавливаютъ эйнгрифъ. Сделавъ это вставляютъ конецъ одного шпица циркуля въ гнездо минутнаго колеса, а другимъ шпицомъ на платине въ сторону промежуточнаго колеса намечаютъ дугу, затемъ въ циркуль вставляютъ промежуточное и ходовое колёса, устанавливаютъ эйнгрифъ, вставляютъ одинъ шпицъ въ гнездо ходового колеса, а другимъ также намечаютъ дугу въ сторону промежуточнаго колеса. Точка, где обе эти дуги пересекутся, будетъ именно та, где следуетъ сверлить отверстiе для гнезда кончика промежуточнаго колеса. При установке въ эйнгрифциркуле эйнгрифа, колёса должны крепко держаться между шпицами, безъ конечной свободы. Отверстiя въ платинке следуетъ просверливать вертикально къ ея поверхности, чтобы эйнгрифъ действительно вышелъ такимъ, какъ онъ былъ установленъ въ циркуле. въ плохихъ сортахъ часовъ иногда встречаются такiя колёса и трибки, при которыхъ хорошiй эйнгрифъ положительно невозможенъ. къ сожаленiю въ большинстве мастерскихъ не имеютъ другого средства для исправленiя неправильной формы зубцовъ большихъ колёсъ, кроме напильника. Но этотъ способ имеетъ два недостатка: во-первыхъ, закругленныя бока зубцовъ не выйдутъ гладкими, во-вторыхъ, самая опытная рука не въ состоянiи, напиливая все зубцы колеса, дать имъ совершенно одинаковую форму. Поэтому къ напильнику следуетъ прибегать только съ такомъ случае, когда эйнгрифъ иначе положительно неисправимъ, и то съ большой предосторожностью. Во всякомъ случае предварительно должно некоторое время практиковаться на старыхъ негодныхъ колёсахъ, чтобы прiобрести известную опытность въ исправленiи ихъ зубцовъ (вельцованiи). Первою причиною неизбежнаго напиливанiя зубцовъ колеса можетъ служить то обстоятельство, что колесо эксцентричное, если это является последствiемъ погнутаго валика, то конечно следуетъ сначала устранить этотъ недостатокъ, въ другом-же случае только остаётся прибегнуть къ обтачиванiю колеса. Для этого колесо вставляютъ въ токарный станокъ, подручникъ котораго ставятъ поперёкъ колеса такъ, чтобы наложенный на него напильникъ, дотрагиваясь до окружности колеса, находился почти въ горизонтальномъ положенiи. Употребляемый для этого напильникъ долженъ быть очень мелкiй и острый, онъ кладётся на подручникъ станка и придерживается на нёмъ. Вращая колесо, постепенно опускаютъ конецъ напильника и даютъ ему прикасаться поверхности зубцовъ колеса, такимъ образомъ стачиваютъ сначала самые выдающiеся зубцы и постепенно доходятъ до того, что и на самыхъ короткихъ покажется следъ напильника, что, если только держали напильникъ правильно, можетъ служить доказательствомъ, что колесо кругло обточено. Если при этомъ некоторые зубцы сточились настолько, что ихъ промежутокъ окажется недостаточно глубокъ, то нужно таковой пилить глубже, особенно для этого предназначеннымъ напильникомъ, такъ называемымъ грундирфайле, наметивъ предварительно съ боку колеса кругъ, до котораго это напиливанiе должно доходить. После этого нужно сточеннымъ зубцамъ дать надлежащую закруглённую форму, (вельцовать их). Это такая работа, которая не терпитъ спешности, а требуетъ большого вниманiя. Если какая-либо трибка по отношенiю къ захватывающему её колесу мала или слишкомъ велика, то этому до известной степени можно помочь, давъ закругленiю зубцовъ колеса соответственную форму. Въ первомъ случае, эйнгрифъ можетъ выйти сноснымъ, если закругленiю зубцовъ придать более тупую форму, и наоборотъ, закругленiе зубцовъ колёсъ, захватывающихъ сравнительно слишкомъ большую трибку, должно быть острее. Иногда удаётся слишкомъ большую трибку уменьшить. Если только самая основа, на которой зубцы держатся, не очень толста, то трибка обтачивается, и после этого зубцы опять закругляются острымъ штихелемъ или напильникомъ, если таковымъ можно приступить; потомъ шлифуются и полируются (67). Также можно слишкомъ маленькую трибку исправить, если срезать острымъ штихелемъ бока зубцовъ у самаго закругленiя. Другiя исправленiя трибокъ требовали-бы столько же работы, сколько потребуется на изготовленiе новыхъ, потому что пришлось-бы снимать колесо и отваривать для работы трибку. Въ часахъ недельнаго завода, действующихъ силою гири, минутное колесо вращается непосредственно барабаннымъ колесомъ. въ часах-же недельнаго завода, действующихъ силою пружины, между минутнымъ и барабаннымъ колесомъ есть ещё одно колесо, такъ называемое приставное, необходимое потому, что пружинный барабанъ не можетъ при одномъ заводе сделать столько оборотовъ, сколько делаетъ колесо струннаго барабана въ то-же самое время. Только въ часахъ суточнаго завода колесо пружиннаго барабана захватываетъ непосредственно трибку минутнаго колеса. Всё, что выше сказано относительно исправленiя кончиковъ, гнёздъ и эйнгрифа, конечно должно простираться и на эти колёса. Следуетъ обратить особенное вниманiе, чтобы заводной валикъ не хлябалъ ни въ барабане, ни въ платинкахъ; въ особенности въ последнихъ онъ долженъ иметь лишь настолько свободы, чтобы не препятствовать свободному заводу, всякая излишняя свобода можетъ повлiять на правильность эйнгрифа. Въ стенныхъ часахъ дiaметръ федеркерна обыкновенно занимаетъ 1/3 всего внутренняго дiaметра барабана. Чемъ тоньше федеркернъ, темъ сравнительно больше оборотовъ пружина заставитъ сделать барабанъ при одномъ заводе, но и темъ легче она можетъ лопнуть. Крючекъ въ федеркерне долженъ находиться посреди его и не долженъ быть очень широкимъ, чтобы не теснилъ пружину къ одной стороне. Если пружину въ барабане немного натянуть ключемъ, то заводной валикъ долженъ иметь ещё несколько конечной cвободы, т. е. долженъ немного подаваться взадъ и вперёдъ, если потянуть за него. Притомъ ещё крючекъ въ федеркерне и не долженъ быть слишкомъ высокъ, только чуть выше толщины пружины; чтобы последняя не срывалась — крючекъ подпиливается косо. Въ свободномъ ненатянутомъ состоянiи пружина, прилегая къ стенке барабана, наполняетъ 1/3 внутренняго пространства его. Чемъ тоньше пружина и чемъ короче она (до известной степени), темъ больше оборотовъ сделаетъ барабанъ. Если пружина слишкомъ наполняетъ барабанъ, то необходимо изследовать: — делает-ли она требуемое число оборотовъ при заводе, если нетъ, то следуетъ её укоротить; при этомъ конечно надлежитъ обратить вниманiе на то не слишком-ли толста пружина сравнительно съ внутреннимъ дiaметромъ барабана. Въ общемъ пружина берётся такой толщины, чтобы 13−14 полуоборотами ея наполнялась 1/6 барабана, следовательно толщина пружины должна составлять 1/781/84 части внутренняго дiaметра барабана. Крючекъ, вделанный въ стенке барабана, долженъ зацепленную за него пружину удерживать крепко. При надобности замены негоднаго крючка другимъ, новый крючекъ не следуетъ вставлять въ то-же отверстiе, где былъ вставленъ прежнiй, потому что при выниманiи негоднаго крючка отверстiе расширяется. Лучше всего сверлить для новаго крючка отверстiе въ другомъ месте, а остатки стараго крючка съ внутренней стороны барабана срубить маленькимъ острымъ зубиломъ, причёмъ барабанъ нижней плоской стороною кладётся на деревянную доску, чтобы не повредить его. Отверстiе для крючка не должно быть слишкомъ большимъ, иначе крючокъ въ тонкой стенке барабана не будетъ держаться. въ просверленномъ отверстiи делаютъ нарезку для винта, затемъ, также нарезаютъ винтъ на кусочке круглой стали, ввинчиваютъ таковой въ означенное отверстiе настолько, чтобы онъ въ нёмъ туго вращался и намечаютъ съ внутренней стороны барабана на нёмъ то место, до котораго онъ выступаетъ изъ стенки барабана. После этого опять вывинчиваютъ означенный кусокъ стали, отрезаютъ лишнiй конецъ, и у заранее намеченнаго места напиливаютъ крючекъ, затемъ вновь вывинчиваютъ его. Отрезавъ лишнiй кусокъ стали съ наружной стороны барабана, мелкимъ напильникомъ сглаживаютъ место, где онъ вставленъ. После этого пересматриваютъ гешперъ и въ случае надобности придаютъ шперкегелю правильную форму, делаютъ его свободнымъ и смягчаютъ нажимающую его пружину. Приведя всё это въ надлежащiй порядокъ, приступаютъ къ цейгерверку (стрелочному механизму). Цейгерверкъ состоитъ изъ трёхъ колёсъ и одной трибки. На выступающее изъ платины удлиненiе кончика минутнаго колеса насажена минутная трубочка, къ переднему концу которой прикрепляется минутная стрелка. Минутная трубочка должна до известной степени туго вращаться на кончике минутнаго колеса, для того чтобы она при ходе часовъ вращалась совместно съ минутнымъ колесомъ. Однако тренiе минутной трубки на кончике минутнаго колеса не должно препятствовать свободно перестановке стрелокъ. Это достигается лучше всего темъ, что минутную трубочку у середины запиливаютъ съ двухъ боковъ плоско, и до того, чтобы показалось просверленное сквозь трубочку отверстiе, вследствiе чего образуются две, отделённые одна отъ другой, стенки трубки, которыя, если ихъ сжать, пружинятся, и при насаживанiи трубки на кончикъ минутнаго колеса нажимаютъ на таковой. Такимъ путёмъ достигается, что трубка при перестановке стрелокъ достаточно свободно будетъ вращаться на оси минутнаго колеса и вместе съ темъ не отставать при ходе часовъ. Задняя часть и конецъ трубочки должны оставаться круглыми, потому что на ней должно вращаться надетое на неё часовое колесо. Связь между минутной трубкой и часовымъ колесомъ составляетъ такъ называемое вексельное колесо, зубцы котораго захватываютъ зубцы колеса минутной трубки, а зубцы его трибки — зубцы часового колеса. Обыкновенно вексельное колесо и колесо минутной трубки имеютъ одинаковую величину, следовательно и одинаковое число зубцовъ; при такомъ расчёте число зубцовъ трибки вексельнаго колеса должно быть въ двенадцать разъ меньше числа зубцовъ часового колеса, чтобы последнее, съ насаженной на трубке его часовой стрелкой, вращалось въ двенадцать разъ медленнее минутной трубки, съ насаженной на ней минутной стрелкой. Такъ какъ при этомъ колесо вращается трибкой, то дiaметръ последней долженъ быть немного больше пропорцiи, установленной для техъ трибокъ, которыя приводятся во вращенiе колёсами.

61. Ходъ въ часахъ.

Подъ ходомъ въ часахъ будемъ разуметь взаимодействiе ходового колеса и гакена, въ отличiе отъ хода часовъ, выражающегося въ движенiи всего часового механизма, а вместе съ нимъ и стрелокъ. Займёмся этой важнейшей частью механизма — ходомъ. Предварительно разсмотримъ ходовое колесо и гакенъ (ходовой якорь), такого типа, какого они преимущественно встречаются въ стенныхъ и столовыхъ часахъ. Гакенъ состоитъ изъ духплечаго рычага, плечи котораго оканчиваются двумя наклонными плоскостями. Действiемъ зубцовъ ходового колеса на наклонные плоскости, таковыя попеременно отодвигаются отъ колеса. Такъ какъ оба плеча рычага состоятъ изъ одного куска, то при отодвиганiи одного плеча другое, противоположное, плечо рычага приближается къ колесу. Итакъ гакенъ совместно съ его точкою опоры, т. е. валикомъ, на который онъ насаженъ, подвигается взадъ и вперёдъ, описывая при этомъ маленькую дугу. Какъ и при какихъ условiяхъ эти движенiя должны происходить — постараемся объяснить съ помощью рисунка таб. III, фиг. 7.

Плечами гакена ходовое колесо задерживается въ движенiи, т. е. они не даютъ ему сбежать. Какъ объяснялось при разсмотренiи гешпера, такое задерживанiе испытываетъ меньшее давленiе, если оно происходитъ по касательной. Поэтому и при ходе часовъ меньшее давленiе на кончики валика гакена произойдётъ, если плечи рычага будутъ лежать по направленiю касательной. Всякое излишнее давленiе на кончики валика есть непроизводительная трата силы. На рисунке, таб. III, фиг. 7, показано правильное положенiе плечъ рычага и его наклонныхъ плоскостей. Нижеследующее объяснитъ, какъ нужно составлять подобный рисунокъ. Предварительно намечаютъ окружность колеса и определяютъ, сколько зубцовъ долженъ обхватывать гакенъ. Обыкновенно, для того, чтобы гакенъ не вышелъ слишкомъ большимъ, берутъ не более чемъ пятую часть окружности колеса, следовательно, при колесе въ 30 зубцовъ, — 6 зубцовъ. Само-собой разумеется, что къ этому ещё надо прибавить полъ-промежутка, потому что въ то время, когда къ одной наклонной плоскости гакена прилегаетъ зубецъ колеса, то другая должна входить въ промежутокъ двухъ другихъ зубцовъ, и потому гакенъ долженъ обхватывать 6½ зубцовъ. Разстоянiе отъ одного зубца колеса, имеющаго 30 зубцовъ, до другого — 12º, что составляетъ на 6½ зубцовъ 78º. Это разстоянiе переводятъ на окружность колеса и намечаютъ, исходя отъ центра колеса A, линiями a, a′. Тамъ, где эти линiи пересекаютъ окружность колеса, прямоугольно, т. е. по касательнымъ круга, намечаютъ линiи b, b′, въ точке ихъ пересеченiя находится центръ движенiя гакена B.

Въ то время, когда гакенъ сделаетъ движенiе взадъ и вперёдъ, колесо передвинется на одинъ зубецъ, т. е. на 12º, что составляетъ на каждую изъ наклонныхъ плоскостей гакена 6º движенiя колеса. Изъ этого надо исключить четвёртую часть на толщину конца зубца колеса и на абфаль9 (спаденiе). Такимъ образомъ на размеръ наклонныхъ плоскостей остаётся ещё 4½º. Этотъ размеръ съ помощью транспортира переносятъ на окружность колеса, по равнымъ частямъ по обе стороны линiй a, a′, и намечаютъ черезъ найденныя такимъ образомъ точки, исходя отъ центра гакена B, две дуги o, p, которыя обозначаютъ границу действующей части наклонныхъ плоскостей. Теперь нужно определить, сколько градусовъ подъёма10 долженъ иметь гакенъ. Если предположить, что 6º, тогда подъ такимъ угломъ проводятъ къ линiямъ b, b′, линiи d, d′. Точки, где эти линiи пересекаются двумя дугами, указываютъ направленiе действующихъ частей наклонныхъ плоскостей, обозначенное линiями b, b′. Колесо вращается по направленiю стрелы. Внутренняя дуга o указываетъ границу действующей части наклонной плоскости у входного плеча (слева), где долженъ произойти внутреннiй абфаль. Наружная дуга p указываетъ границу действующей части наклонной плоскости выходного плеча, где происходитъ наружный абфаль. Когда зубецъ освобождается съ наклонной плоскости левой стороны, то онъ спадаетъ на правую плоскость съ внутренней стороны гакена и называется внутреннiй абфаль. И наоборотъ, если съ правой стороны, то спадаетъ на левую плоскость съ наружной стороны, и потому называется наружный абфаль. Абфаль необходимо нуженъ потому, что безъ него, при малейшей неправильности зубцовъ колеса, гакенъ будетъ цепляться за последнiе. Но такъ какъ движенiе колеса при абфале происходитъ совершенно непроизводительно, то надо таковой насколько возможно уменьшить. Если рисунокъ правильно составленъ, то линiи b, b′ должны касаться круга C, который называется кругомъ подъёма и который особенно важенъ при переносе рисунка.

Описанный ходъ называется возвратнымъ, потому что при сильномъ размахе маятника, ходовое колесо гакеномъ немного отталкивается обратно.


8 Боковая свобода выражается въ томъ, что кончикъ въ гнезде можетъ немного податься въ сторону, а конечная въ томъ, что валикъ подаётся немного взадъ и вперёдъ.

9 Абфаль называется то свободное движенiе колеса, которое оно делаетъ после освобожденiя зубца колеса отъ наклонной плоскости одной стороны до задерживанiя зубца наклонной плоскостью другой стороны.

10 Подъёмомъ въ часовомъ мастерстве принято называть движенiе, производимое действiемъ зубцовъ ходового колеса на наклонныя (подъёмныя) плоскости анкера, губы цилиндра, каменный рычажокъ большой рольки хронометра и т. п. , причёмъ принимается въ разчётъ не только движенiе техъ частей, на которыя зубцы ходового колеса непосредственно действуютъ, но и то движенiе, которое при этомъ делаетъ маятникъ или балансъ, называютъ также подъёмомъ.

Tags: Курсъ часоваго мастерства
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments