elrond1_2eleven (elrond1_2eleven) wrote,
elrond1_2eleven
elrond1_2eleven

Метрополис

Давно уже выкачал этот фильм, да вчера в ночь наконец посмотрел его, и теперь, как обычно, не могу написать ничего толкового. Мало я смотрю кино, а хорошего так совсем мало. Не считать же хорошим кино джексоновский ВК или „Звёздные войны“, право слово? Ну, напишу, что пишется. Спойлеров не будет.
История фильма довольно интересна. Это, безусловно, шедевр той эпохи кинематографа, когда до звукового кино оставалось совсем немного, шедевр операторской работы эпохи чёрно-белого кино, и шедевр масштабный во всех смыслах слова, с огромными декорациями, великолепно отрисованными спецэффектами и страшным количеством массовки. Википедия (кто не хочет спойлеров, не ходите туда, поверьте на слово) вот пишет, что, для съёмки сцены продолжительностью менее минуты, 1100 человек массовки согласились выбрить головы. Полная версия фильма длится свыше двух с половиной часов (153 минуты), и для проката он был обрезан вдвое. Полные копии феерически продолбали, и лишь недавно в музее Буэнос-Айреса обнаружили 16-мм копию, которую сняли в 70-е с оригинальной ленты, да и ликвидировали оную оригинальную.
Не могу сказать, что обрезка эта была произведена зря. Возможно, не только для меня одного, неискушённого в немых фильмах и непривычного к их особенностям, смотреть этот фильм было тяжело и интеллектуально, и эмоционально. Я немного знаю по-немецки, и мог, по крайней мере, читать актёров по губам в некоторых сценах, но остальное необходимо домысливать, додумывать, достраивать эмоции по небогатым и непривычным мне выразительным средствам немого кино. С этой же особенностью скреплён воедино и накал страстей актёров.
Антиутопия всегда производит на меня очень тяжёлое впечатление, глубоко задевает и пробирает, а двадцатые годы — эпоха антиутопий с одной стороны и безудержного „посленасхотьпотопства“ с другой. Промышленный прогресс, родивший вместе со скупой и суровой архитектурой конструктивизма чудовищное дитя — предчувствие механистического мира, который доводит до предела извечную дихотомию спартанцы — илоты, граждане — рабы, рыцари — простолюдины, элои — морлоки в конце концов... и рисует мир, в котором одни не знают смысла своего тяжёлого изнурительного труда, другие не видят смысла своего тяжёлого, изнурительного безделья, а небольшая группа людей чуть более образованных, но таких же бесправных наёмников зачем-то руководит этим миром под рукой одного умного, расчётливого до холодной жесткости магната.
Впрочем, фильм не говорит ничего о целях, преследуемых жителями или правителем Метрополиса. Цель есть лишь у одного — безумного изобретателя, и цель соответственно безумная. Но я, кажется, потерял нить мысли. Так вот, антиутопия всегда оставляет мне тяжёлое чувство, связанное одновременно с вероятием и невероятностью такого развития общества, в отличие от утопии, которая обычно просто смешна своими далёкими от реальности построениями.
Фриц Ланг в этих рамках покажет все крайности: и абсолютного гения, и абсолютного злодея, и лишённое собственных моральных установок орудие, и толпу недовольных, легко воздвигающую и смещающую своих богов, и толпу безвольных, заполняющих пустоту семью смертными пороками. Пропоёт и „Марсельеза“, но власть озверелых толп будет недолгой, не случится кровопролития безликой массой, в каждой смерти будет конкретный виновник. А перемены проведёт всё же разум.
Tags: азъ есмь, культ_просвет, мысль не расплескать бы, отзыв
Subscribe

  • Текущее - азъ есмь

    Если так фундаментально посмотреть, я отчего-то всячески лезу к людям, которым я на деле нахер не сдался, а вот людей, которым я нужен, которые,…

  • (no subject)

    Что-то то ли рубашки садятся, то ли я решил расти лет через пять после того, как обычно закрываются ростовые зоны...

  • (no subject)

    Посты про ремонт у меня тут сильно отстают, а на деле я уже помалу расставляю и раскладываю, из-за чего освобождается вторая комнатка. Компутерный…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments