elrond1_2eleven (elrond1_2eleven) wrote,
elrond1_2eleven
elrond1_2eleven

Category:

Книги

Я довольно давно думал, что мало читаю, и в нынешнем году решил завести листок А4 и записывать, что прочтено, как из литературы художественной, так и не очень. Умудрившись за этот год бумажку не потерять, а, наоборот, дополнить на скрепочке ещё двумя, могу и посмотреть на результаты. Коротко, в списке 75 названий, и труд написать о каждой из книг хотя бы пару строк кажется титаническим, тем более что надо вспомнить хотя бы сюжеты (героев я практически не запоминаю, если не перечитываю, а в этом году я, вопреки обыкновению, ничего не перечитывал). Да и кто это будет читать — понимаю, праздники же уже, не до того...
Немалая часть художественной литературы выдана мне necro_448, чуть меньшая — silbern_drachen, за что им отдельная благодарность.
UPD. Чёрт возьми, как же увлекательно оказалось писать эту ретроспективу...

Январь.
Умберто Эко, „Маятник Фуко“. „Имя розы“ было в прошлом году. Об этих книгах надо писать или много, или ничего. Нельзя сказать, что понял всё, да и вряд ли кто-то кроме автора может похвастаться тем, что разобрался наравне с ним в сонме теорий заговоров, тайных обществ и прочтений символики последователей Гермеса и их соременных подражателей. Идея же о том, что мысли и убеждения ничуть не менее реальны, коль скоро сопровождаются поступками, не кажется мне самой главной в этой книге. Чтобы написать много, перечитывать надо, да некогда.

А.А. Вознесенский, „Дайте мне договорить“. Хорошая, интересная книга, но ничего конкретного оттуда я не помню. Сборник мыслей и фактов биографии. Сборник стихов я бы читать не стал. Подарена necro_448, для чего, собственно, и куплена была.

О. Сакс, „Антрополог на Марсе“. Медики бывают хорошими писателями (как тут не упомянуть Булгакова в скобках), а тут и тема необычайно благодатна — возможности человеческого мозга, связь органического и психического, сопоставление чувственных и когнитивных способностей обычного и травмированного мозга... В общем, хорошо ставит научную картину мира, как бы ни была она отрывочна, разрознена и неполна.

А. Франс, „Прокуратор Иудеи“. Наткнулся на ссылку в комментариях к Булгакову, давно записал себе прочесть и гештальт закрыл. Никаких воспоминаний, только ощущение некоторого сходства с ершалаимскими главами — ну так за то она и в комментарии попала. Давно это было, в общем.

Хэрриот, „Истории о кошках и собаках“. Записки ещё одного врача, ветеринара, лечившего в сельской Англии фермерскую скотину и начавшего лечить, вопреки обыкновению, и домашних любимцев. Увлекательно, без поучений написано профессионалом свего дела, который ещё и не обделён талантом рассказчика. Таких людей, нашедших свою стезю и шедших по ней долго и последовательно, приобретших гигантский опыт и чувство юмора всегда интересно читать и слушать. (Мне — знаточью и верхогляду, прыгающему от дела к делу — это в будущем точно не грозит).

Р. Поль, „Введение в механику и акустику“. 1930-е гг. издания. Изложение курса физики для младших студентов в целиком экспериментальном ключе, каждый закон иллюстрирован демонстрацией при помощи относительно несложного, но изощрённого опыта с подобранной аппаратурой. Сколько было переизданий этой книги! Эталон преподавания физики в курсе политехнического образования немецкого образца. Увы, недостижимое, ушедшее прошлое...

Дж.Р.Р. Мартин, „Стеклянный цветок“. Сборник рассказов. Таак, собираем мысли в кучу... Один из рассказов там о героях из цикла „Песни льда и пламени“, в частности, о том, как безвестный сирота (представившийся рыцарем) вступился за девушку против недостойнейшего наследника текущего монарха. В итоге битва за честь до смерти, „кровь, кишки, расчленёнка“ © и погибает на турнире достойнейший наследник текущего монарха. Будущее у сироты, должно быть, неплохое. Сюжет заглавного рассказа тоже припоминается, но куда более смутно и медленно, на свояке бы точно не вспомнил, да и на ЧГК едва ли. Остальное утерялось в пучине памяти, но книжка хорошая.

Февраль.
Т. Пратчетт, „Стража! Стража!“, „К оружию!“, „Ноги из глины“, „Патриот“. Дотоле не приходилось встречать книг, написанных в стилистике фентези и горинском жанре. Огромный объём (хотя толстые книги меня и так не пугают) компенсируется лёгкостью и быстротой чтения, юмор на грани фола — довольно глубокими коллизиями и интересными характерами.

Ф. Герберт, „Дюна“ в трёх частях, причём первая часть читалась десять дней, а остальные две по два. Ещё одна тяжёлая книга, которую всё-таки хочется перечесть, может, и будет и время и настроение. Одна из тех книг, где я не могу уловить и предвидеть логики повествования, или, точнее говоря, улавливаю и предсказываю неправильно, забывая за погружением в атмосферу какие-то ключевые факты и подразумеваемые, непроговоренные связи. Концовки таких книг по горячим следам кажутся мне надуманными и нелогичными, и осмысливаются несколько позже. Я не вижу очевидного и простого.

„А я был в компьютерном городе“. На 12 день рождения мне друг подарил „Энциклопедию профессора Фортрана“, безнадёжно устаревшую к тому времени, но горячо мной любимую и хранимую до сих пор, и там была упомянута эта книжка как предшественник энциклопедии. В те времена, конечно, даже в голову не пришло попросить найти мне её — никто никогда не покупал и не находил мне, что я хочу, а только то, „что надо“. Или случайно нашлось хорошее. Десять лет спустя я нашёл её на развале и, ясное дело, не удержался и купил, и прочитал. Зря, конечно. Написано детски, в отличие от легендарной энциклопедии, уже не для 22-летних.

Р. Желязны „Ночь в одиноком октябре“. Недавно углядел в ящике концовку фильма о Поттере. В общем, Роулинг стырила из этой книжки ключевой для схватки момент, только у неё де Морт не знал, а Поттер знал, а у Желязны обе стороны конфликта были в неведении. Очень интересный повествователь... Всячески реомендую.

Февраль-март.
Р. Желязны, „Двери в песке“, „Дорожные знаки“, „Тёмное путешествие“, „Мастер снов“ — вобще не помню. Что-то хорошее, да, но что? Ни сюжетов, ни даже названий...

Март.
Стругацкие, „Трудно быть богом“. Действительно, трудно. Тем более трудно, когда непонятно, а, собственно, зачем? Этически сама концепция прогрессоров мне отвратительна. Когда человек выводит удобню для себя породу коров или штамм микроорганизмов, он же не прикрывается аргументами вроде „ради блага коровьей цивилизации“ или „во имя микроболюбия“.

Стругацкие, „Попытка к бегству“ — не помню почти ничего. Кого-то привезли в дом, держат в неведении... или нет.

Они же, „Далёкая радуга“ — апокалипсис, Ноев ковчег... Мишура вокруг этого сохранилась в памяти, а суть книги совершенно изгладилась, я не помню, какой счёл её главную мысль. Цена научного знания и право учёных на фатальную ошибку, что ли?..

И. Шоу, „Раствор Мэнникона“ — об учёном, отчуждённом от своего изобретения. Вытащил из комментариев то ли к Чапеку, то ли к Уэллсу. Скорее, к Чапеку, потому что книжка Уэллса у меня, кажется, без комментариев. Средненьких достоинств рассказ.

Senior Physics — учебник физики, написанный в Америке для обучения едва освободившихся от благ цивилизации колониального гнёта африканцев. На английском, естественно. По нему Командор Квашнин работал. Интересно посмотреть, ибо это действительно хороший учебник, программа которого принципиально отличается от советско-российской программы Мякишева и Пёрышкина. Стиль изложения другой, приёмы другие, последовательность изучения тем во многом отличается, и всё опять-таки на примерах. Теорию цветности я, например, только из этого учебника по-настоящему понял.

Стругацкие, „Беспокойство“ и „Жук в муравейнике“ — а вот об этих книгах, пожалуй, надо писать как об Эко, потому что здесь уже не сомнительной этичности эксперимент над чужой цивилизацией в фабуле, а эксперимент над личностью „своего“. То есть писать либо никак, либо хорошо, перечитав предварительно и будучи готовым к дискуссии (хотя едва ли завяжется, пишу-то я сюда как будто в пустоту).

Апрель.
Стругацкие, „Волны гасят ветер“. Действительно гасят, и экспансия выдыхается. Прогресса пути неисповедимы, начальный вектор слишком часто вовсе не указывает на конечную точку. Но это всё ощущения, оставшиеся после, подробностей почти не вспоминаю.

„Северное Возрождение“ — коротко с иллюстрациями о деятелях. Я давно пытаюсь ликвидировать свою полную и вопиющую для знатока безграмотность в изобразительных искусствах, отличать Рафаэля от Тициана и называть сходу хотя бы пять картин Босха (самый импонирующий мне художник, пожалуй), но знания эти облетают с меня как осенние листья с дерева.

Э.-М.Ремарк, „Чёрный обелиск“. Насколько же оптимистичная книга о странных временах, которые в России скорее были бы поводом к пессимизму!

Апрель-май.
Э.-М. Ремарк, „Время жить и время умирать“, „Жизнь взаймы“, „Ночь в Лиссабоне“ — тяжёлые, настоящие книги. О войне глазами, лишёнными псевдопатриотических бельм, об иллюзорных потерях и настоящей жизни тех, кто не побоялся потерять. Не обо мне.

Май.
Д. Аберкромби, „Кровь и железо“ — „Первый закон“. См. июнь.

Н. Гейман, „Американские боги“. Как подходят всё-таки лукавые, хитрые и лживые скандинавские боги к американской жизни, право слово!

Июнь.
Д. Аберкромби, „Прежде, чем их повесят“ и „Последний довод королей“- „Первый закон“. Первую книжку читал на бумаге, остальные с драконьей читалки (денег бы на свою теперь наскрести, по сравнению с монитором это рай земной...). По всей трилогии скажу — она меня очень глубоко задела. Не могло же меня не задеть то, как обошлись с Канедиасом — Мастером-Делателем. В том мире я бы ему поклонялся. Но остальное меня задело по паре иных причин. necro_448, silbern_drachen et haf_of_hemtar уже знают, что один из самых больных для меня вопросов — ну неужели люди могут быть ТАК мерзки. Они, правда, не согласны с испытываемым мною чувством омерзения. И мерзки там все за малыми исключениями.
А причина вторая очень личная — я хотел писать персонажа в мире Средиземья, во многом аналогичного Байязу. Для того, собственно, и делал переводы, мне многострадальные, а после этой книги не могу.

Полгода.
To be continued...

Tags: ЧГК и жизнь, отзыв, чукча не писатель чукча - читатель
Subscribe

  • (no subject)

    Иногда беседую в ЖЖ с Павленко — очень любопытно моим примитивным и приземлённым умишком наблюдать за полётом абсолютного постмодерниста.

  • Текущее - ЧГК и жизнь

    Это всё старое-старое, года с 2018-го подкопилось, надо сбросить. В старых протоколах вышечки нахожу тему „Пресноводные рыбы средней полосы…

  • Текущее - азъ есмь

    На самом деле ответственностью и добросовестностью моего организма мне надо гордиться. Например, вчера я раздолбил гнёзда под шипы укосин, снял…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

  • (no subject)

    Иногда беседую в ЖЖ с Павленко — очень любопытно моим примитивным и приземлённым умишком наблюдать за полётом абсолютного постмодерниста.

  • Текущее - ЧГК и жизнь

    Это всё старое-старое, года с 2018-го подкопилось, надо сбросить. В старых протоколах вышечки нахожу тему „Пресноводные рыбы средней полосы…

  • Текущее - азъ есмь

    На самом деле ответственностью и добросовестностью моего организма мне надо гордиться. Например, вчера я раздолбил гнёзда под шипы укосин, снял…