elrond1_2eleven (elrond1_2eleven) wrote,
elrond1_2eleven
elrond1_2eleven

  • Music:

Шип впотёмок - опыт первый

Наличие метки „производство стружек и опилок“ тоже надо бы оправдывать, вот и сделаю, пожалуй, псевдомастер-класс. Почему псевдо? Потому что ни фига я не мастер, да и вообще работу, заявленную в названии выполняю в первый раз. Так что главной идеей этой записи надо, пожалуй, сделать пояснение на кажом шагу, какие ошибки можно наляпать от недостатка опыта при изготовлении прямого ящичного шипа впотёмок.
Немного теории. Ящичным шип называется потому, что им соединяют доски в углах ящиков, прямым потому, что шипы и проушки представляют собой прямоугольные параллелепипеды, а исполнение впотёмок означает, что настоящий столяр может сделать его так, что ниоткуда и не увидишь шиповую вязку, а будешь думать, что соединены доски просто впритык „на ус“. Но это в теоретическом идеале, разумеется.
Конкретная задача же была сделать деревянный ящик для лампового усилителя. Размеры шасси, служащего крышкой, 390×260, высота ящика 80 мм, под дно необходимо выбрать четверть 10 мм шириной и 5 глубиной.
Нам понадобятся из инструментов само собой линейка, угольник, рейсмус и плоско заточенный твёрдый крандаш. Разметку шилом я не практикую, потому что не умею ещё выполнять работу достаточно точно по такой точной разметке. Ещё ножовка заготовительная, ножовка-шипорезка, двойной рубанок (лучше металлический и длинный), стамески 18 и 10 мм шириной, киянка, струбцины и приспособа для обжатия, о коей расскажу на той стадии, когда она нужна.
Поскольку хорошего лиственного материала у меня отродясь много не бывало, а в сосне мелкий шип выполнять — гиблое дело, или сколется, или выломается, изготовить ящик я решил из обыкновенной берёзовой фанеры 10 мм толщиной, склеенной вдвое, как и предыдущее изделие. Габариты изделия 410×280×80.
Заготовки, соответственно, нарезаю в двойном комплекте, один комплект на 5 мм уже другого, припуск по ширине 5 мм по длине 15 мм, волокна внешних слоёв, что логично, вдоль заготовок. Фоточек этой стадии не будет, на словах расскажу. Заготовки складываю попарно лицом к лицу, сжимаю струбцинами и фугую кромки. Фанера, между прочим, отлично фугуется. Торцы не обрабатываю. Разбираю заготовки в пары узкая-широкая и склеиваю пласть к пласти, выравнивая по одной из кромок. По второй таким образом получается искомая четверть. Общая толщина заготовок точно 21 мм.
Далее нумерую углы и размечаю шипы с наибольшей возможной точностью под линейку и угольник. Цель — получить после обработки вот так:

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Это на длинной заготовке, а на короткой должна быть ответная часть. Как видим, необходимо запилить на ус слой шестимиллиметровой толщины, кой, собственно, и будет прятать шип, а остальное на 6 мм укоротить, после чего выбрать сами шипы и проушки 10 мм шириной и 15 глубиной.
Запиливаем шипорезкой под 45° сначала ус сверху, со стороны кромки. Этот пропил видно на следующем фото. Шипорезка — небольшая тонкая ножовка без развода с очень мелким (4 мм в высоту) зубом в виде прямоугольного треугольника.
Потом вертикальный пропил:

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Потом ус по торцу:

Посмотреть на Яндекс.Фотках
И получаем вот такую заготовку:

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Теперь частично пропиливаем стороны шипов. Разумеется, пропил должен быть сделан от разметочной линии в сторону удаляемой части. Разумеется, пилить следует строго перпендикулярно пласти, а не как я накоcь, хотя на фото этого и не видно.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Эти пропилы можно и не делать. Первый шип, например, я полностью выдолбил стамеской. Получается точнее, но медленнее, вдобавок есть риск содрать верхние два слоя фанеры.
Пропилив, выбираем ненужное дерево стамесками:

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Вырубая поперёк, следует наклонять немного стамеску наружу, чтобы торцевая стенка проушины ушла наклонно вглубь детали хотя бы на миллиметр. А не на миллиметр наружу, как у меня. Это называется „поднутривать“. Тогда внутри угла примыкание будет точно по разметке.
Получаем искомое (см. выше).
Теперь шипы следует подогнать друг к другу. Если разметка, пропилы и долбление выполнены точно и чисто, подгонки не потребуется, ну а если как у меня. то придётся подчищать стамеской то, что не входит и печально взирать на то, что болтается и само по себе выходит. Хорошо сделанный шип входит в проушку от усилия руки, и не более. Из под киянки собираются оконные рамы, двери и прочие крупногабариты, а небольшую работу недолго и сломать. Поскольку гладкий ящик выглядит скучно, по верхней и нижней кромке его я снял рубанком фаски 5×10 мм. Из-за слоистой структуры фанеры они, разумеется, полосатенькие, что оживляет изделие.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
В слесарных тисках мне это делать удобнее, потому что высоко и разметка перед моими близорукими глазами. На столярном верстаке я снимаю фаски только специальным отборником — фигареем, который не даст перестрогать.
Далее лицевые пласти и фаски шлифую крупной, но несколько затупленной шкуркой. Они приоброетают характерную белизну. Конечно, через несколько месяцев отшлифованная фанера становится вновь желтоватой, но до тех пор я, надеюсь, покрою её тёмной морилкой под махагонь.
Ну и наконец склейка. Для склейки необходимо ящик сжать при помощи специальной приспособы из вот таких угольничков:

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Спереди у них прямоугольный вырез, а сзади канавка. В эту канавку укладываются два витка прочной верёвки с закрутками. На фото ящик собран пока ещё насухо, без клея. При склейке главное — действовать расторопно, потому что столярный клей бысто остывает, а ПВА скоро схватывается. Я использую ПВА-столяр, а какой марки не скажу, тут рекламы нет. Есть одна хитрость — покупать клей у нас надо в конце лета или осенью, когда до нас доезжает произведённый в апреле-мае, так он с гарантией не будет переморожен. Чтобы ни писали производители, перемороженный ПВА сильно теряет прочность шва.
Так вот, прежде чем клеить, надо для тренировки собрать всё насухо и продумать, как поставить сжимы.
Намазываем, собираем. В течение этого фотографировать некогда — успеть бы выправить косину (по равенству диагоналей) и обжать, сильно, но без фанатизма, и, главное — равномерно. чтобы снова не перекосило.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Спичечный коробок лежит для масштаба.
В сжимах изделие на столярном клею проводит сутки, а на ПВА — часа четыре. Тем временем можно осмотреть работу и выявить дефекты. А именно: — один шип выполнен хорошо (это самый первый, который я полностью выдолбил):

Посмотреть на Яндекс.Фотках
— второй мог бы быть замечательным:

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Но я облажался и вырубил лишнее:

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Дыру скроет шасси, но всё равно неприятно.
— третий сделан посредственно, я не успел сжать его полностью до схватывания клея:

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Щель внизу придётся заделывать щепкой на клею.
— а четвёртый и вовсе отвратительно:

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Ус налезает на другой — шипы вырезаны неравной длины. Тут придётся подстрагивать и подшлифовывать.
А шасси на ящике выглядит вот так:

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Что ж, теперь дело за ножками, днищем и окончательной отделкой.

Tags: голландская рулетка, производство стружек и опилок, фото
Subscribe

  • О Кольцах Власти и Третьей Эпохе. (4, 5, 6, 7)

    4. И началась в Средиземье Третья Эпоха, после Древних Времён и Чёрных Лет следующая, пора надежд и славы, когда ярки были в памяти времена Союза,…

  • О Кольцах Власти и Третьей Эпохе. (0, 1, 2, 3)

    Поскольку вчерашний день ознаменовался трёхчасовым ожиданием научруководителя, часть „О Кольцах Власти“ выправлена была по недостатку…

  • Акаллабет (2, 3, 4, 5)

    2. В малой скорлупке отплыл Амандил с тремя лишь самыми верными спутниками, сначала на восток, а потом на запад повернув. Все четверо домой не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment